Конспект урока "Добро и зло"
Оценка 4.9

Конспект урока "Добро и зло"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—5 кл
18.11.2018
Конспект урока "Добро и зло"
Данный урок будет полезен всем классным руководителям, педагогам дополнительного образования, так как знакомит с основными нравственными понятиями: добро и зло. Даются их определения, составляются правила дружбы, приводятся стихи о добре, которые разучивают дети. Урок воспитывает и закладывает в неокрепшие детские души верные установки.
Конспект урока Добро и зло.docx
Модуль «Основы светской этики» Конспект урока по теме: «Добро и зло» Автор: Букурова Елена Анатольевна –  педагог дополнительного образования  МАУДО «Дом детского творчества»  станицы Староминской МО Староминский район Краснодарский край  Цели: 1. Прививать подросткам навыки нравственной рефлексии по отношению к добру и злу. 2. Обогащение нравственного опыта поведения, развития умений, навыков вести беседу,  аргументировать и отстаивать свою точку зрения. 3. Воспитать у учащихся положительные черты характера. Задачи:  1. Расширить и углубить представления детей о добре и зле. 2.Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла. 3.Стимулировать совместную деятельность родителей и детей. 4.Объединить учащихся разных возрастов. Оборудование:  презентация, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с  сюжетом будущей сказки, альбомные листы, фломастеры, карандаши, фонограмма песни  «Дорогою добра» из мультфильма «Маленький Мук» Тип урока: Интегрированный (этика, литература). Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия. Виды деятельности: чтение стихотворений, беседа, словарная работа, устный рассказ на тему,  самостоятельная работа с пословицами, подготовка к творческой беседе с членами семьи,   коллективное исполнение песни. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. ­ На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Вы узнаете: что такое добро, что такое зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Недаром эпиграфом  нашего урока стали слова Ключевского: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а  тот, кто не умеет делать зло». Даже старинные буквицы образуют очень важный призыв: «Земля,  люди мыслете добро». Слайды 3. 2. Беседа. ­ Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных  сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди  старались не допустить зла и боролись с ним. Слайд 4. ­ Как вы понимаете слово «добро»? (Ответы детей). ­ Как вы понимаете слово «зло»? (Ответы детей). 3. Словарная работа. Слайды 5­7 . ­ Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу,  способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло ­ нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно  уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки,  разжигает вражду». 4. Очень много писатели и поэты размышляли о добре и зле в своих произведениях. Давайте  вместе с вами «перевернём» добрую поэтическую страницу и узнаем, какие же есть стихи о  добре. Это было вашим домашним заданием. Приложение 1.  Чтение стихотворений о добре  учащимися. Учитель. Спасибо ребята. После таких стихотворений становится тепло и светло на душе, и  хочется совершать только добрые дела. 5. Чтение учителем рассказа «Три товарища» (по В.Осеевой). Слайд 8. 6. Беседа по прочитанному. Слайд 9. ­ Что показалось вам в рассказе самым главным? (Ответы детей). ­ Были ли у Володи корыстные мысли получить за это похвалу или награду? (Ответы детей). ­ Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто­то видит и может за это  похвалить? (Ответы детей). 7.Чтение учителем фельетона «Черёмуха» В. Суслова. Приложение 2.  Слайды 10­11. 8.Беседа по прочитанному.  ­ Кто из ребят действительно был добрым? (Ответы детей). ­ А как бы вы поступили на месте героев фельетона? (Ответы детей). 9. Вывод. Слайд 12. ­ Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)? ­ Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность –  взаимопонимание и взаимоуважение. 10. Размышляем. ­ Иногда большее значение имеет не делать добро, а не допустить совершения зла. В чём же  проявляется зло? Это унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение,  нетерпимость) ­ Что приносят злые поступки людям? (Ответы детей). ­ Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали. (Рассказы детей). ­ Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше  мнение. Играть в футбол на газонах; рисовать на стенах в школе; посадить растения возле школы; метко  плюнуть жвачкой в товарища; поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин; дать  списать контрольную работу однокласснику. ­ Как проверить, добрые мы дети или злые? Можно рассказать о добрых делах, можно написать в газету…  Что же лучше? Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? (Ответы  детей) Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям,  просто тем, кто вас окружает. 11. Оздоровительная минутка «Волшебный цветок добра». Слайд 13. 12.Самостоятельное чтение учащимися притчи о Добре и Зле. Слайд 14 . Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк  представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до  глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Учитель. ­ Кто победил в притче? Почему? (Ответы детей). ­ Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную  минуту. А злые люди всегда одиноки. 13. Работа с пословицами.  Учитель.­ Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. Я хотела вас с  ними познакомить, но ко мне пробрался Бяка­забияка и перепутал все пословицы. Помогите  мне, пожалуйста, составить их заново .У вас на парте лежат листочки с пословицами. Соедините  стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (Учащиеся  делятся на две группы по 5­7 человек. Им раздаются карточки.) Приложение 2 1. Доброе слово лечит, а злое калечит. 2. Добро творить ­ себя веселить. 3. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 4. Худо тому, кто добра не делает никому. 5. Добро помни, а зло забывай. 6. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. 7. Доброго держись, а от худого удались. 8. Кто добро творит: того бог благословит. 9. Доброе слово доходит до сердца.  10. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.  Проверка выполненной работы. 14. Задание на дом.  ­ Чего на земле больше: добра или зла? ­ Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему? ­ Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том, как развивались  представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. 15. Подведение итогов урока.  ­ Что нового узнали о добре и зле? (Ответы детей). ­ Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? (Ответы детей). ­ Почему важно бороться со злом? (Ответы детей). ­ Давайте сформулируем вместе правила доброты. Слайд 15. 1) Помогать людям.  2) Защищать слабого.  3) Делиться последним с другом.  4) Не завидовать.  5) Прощать ошибки другим. 16. Исполнение песни «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») всем коллективом.  Слайд 16. Учитель. ­ Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу, за добрые мысли и умные слова.  Пусть вашу дорогу добра освещает наше солнышко. До свидания! Слайд 17. 1.http://ozhegov.org/ 2.http://detochki­doma.ru/dobro­moyo­dusha­moya­poslovitsyi­o­dobre/ 3.http://ped­kopilka.ru/stihi­dlja­detei/stihi­o­dobre­dobrote­dlja­mladshih­shkolnikov.html Источники 4.http://luntiki.ru/blog/chtenie/1543.html 5.http://lukoshko.net/book/b_os3.shtml 6.http://ruslita.ru/chto­pochitat/309­chitaem­feletony 7.https://ru.wikipedia.org/wiki/ 8.http://cinquain.ru/vidy­sinkvejnov­s­primerami/ Приложение 1 Т. Кузовлева «Твори добро»  Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта. *** Выходя поутру из ворот, Понимаешь, у каждого в жизни, Предостаточно бед и забот… Разве любы нам хмурые лица, Или чья та сердитая речь Ты улыбкой сумей поделиться, И ответную искру зажечь. *** Как бы жизнь не летела­ Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело­ Тем живём на земле. * * * Мой подарок – доброта, Солнце в небе синем, Счастья ясная звезда, Радость в целом мире! Ручеек тепла, любви Радугой украшен, Васильковые стихи В белизне ромашек! Паутинки лепестков, Утро в нежном свете, И в кудряшках облаков Все улыбки детям!!! ***  Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтобы детям снились радостные сны.  Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире больше не было войны.  ***  Нарисуй ДОБРОТУ В всплесках солнечных радуг, Подари ТЕПЛОТУ, Все, что детям так надо! Вмиг развеется грусть, И улыбка природы Озарит лица пусть Лучезарным восходом! Нарисуй ДОБРОТУ ­ Эту светлую сказку, Как ЛЮБОВЬ и МЕЧТУ МИРОТВОРЧЕСТВА КРАСКОЙ!!! ***  Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь. Видимо, порой образованью Тронуть душу Не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом. А. Дементьев * * * Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА, Она ­ судья. кармический наставник! А человек ­ Вселенское Дитя, Он ­ грешник на Земле, Святой и Странник! Он в поисках и СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ, Он ищет смысл земных противоречий, Считая годы, месяцы и дни, А время пролетает быстротечно! ДОБРО и ЗЛО всем суждено узнать, И пережить РАЗЛУКУ и УТРАТУ, И у СУДЬБЫ на краешке стоять, И как ХРИСТУ быть на кресте распятым... Но ЖИЗНЬ одна. Мы все по ней идем, И каждый ждет ТЕПЛА, ДОБРА, УЧАСТИЯ, Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА, И в этом ­ человеческое СЧАСТЬЕ!!! Приложение 2 Фельетон «Черёмуха» В. Суслова     Возвращались ребята в свою деревню. Из школы домой шли. Как раз в субботу. И видят:  черёмуха расцвела. Как­то вся вдруг! То просто зелёная стояла, а тут — белая! Красивая!  Пахучая! Побросали ребята портфели и — на черёмуху: ура­а!!!    В понедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И  заставила писать сочинение на тему: "Добрый ли я человек?".    Лёша Скворцов написал: "Я человек добрый. Черёмуху я маме отдал. Огромный букет!"    Наташа Познанская написала: "Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черёмуху я  поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. В человеке тоже всё должно быть красиво.  Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком".    Люся Телегина написала: "Быть добрым — это значит хорошо относиться к младшим и к  старшим. К животным, птицам и разным растениям тоже. И ещё любить природу. Великий  русский учёный Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны её брать. Своими руками".    Миша Гусаков написал: "Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому  что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черёмуху, я  залез выше всех, потому что девочкам было не достать, и помог нагнуть макушку, и они очень  испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый".    Олег Рыбин написал: "Я самый добрый. Все ломали черёмуху, а я не ломал. Я в школе остался.  Дежурить. Домой я один шёл. И черёмуху не ломал. На ней уже нечего было ломать. Разве это  по­товарищески: сами всё обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им  оставил".  Спал цветок и вдруг проснулся! (Дети присели и закрыли глаза, потом их открыли) Приложение 3 Потянулся, улыбнулся, (Встают медленно, тянутся руками вверх). Все расправил лепестки. (Руки в стороны). До чего ж они легки! (Машут руками) В дивном танце закружился, (Кружатся). С облаками подружился. (Берут друг друга за руки и образуют несколько небольших  хороводов). ­ Здравствуй, облако, мой друг. Как же чуден мир вокруг! Мы шагаем по простору – (Хороводы останавливаются, дети шагают) Как же всё приятно взору! (Руку подносят к бровям, разворачиваются вправо, влево, как  будто смотрят по сторонам). Вот и солнышко взошло – (Расставляют ноги в стороны и руки – в стороны, как лучи солнца). Нашим рученькам тепло. (Проводят одной ручкой по другой). Будем землю мы копать (Имитируют работу с лопатой). И ещё цветы сажать, (Приседают и как будто сыплют семена). Чтоб жилось на всей планете (Поднимают руки и хлопают). Лучше, краше добрым детям. Облако с цветком взлетели, (Машут руками, как будто летят). Ну, а мы на место сели. (Садятся на места). Приложение 4 Карточка для первой группы себя веселить. 1.Доброе слово лечит, а 2. Добро творить ­ кто добра не делает никому. 3. Кто любит добрые дела, доходит до сердца.  4. Худо тому, 5. Доброе слово тому и жизнь мила. Доброе слово Карточка для второй группы 1.Добро помни, а от худого удались. 2.Доброму человеку и того бог благословит. 3.Доброго держись, а 4.Кто добро творит: а злому и мясное не впрок.  чужая болезнь к сердцу. 5.Доброму и сухарь на здоровье, зло забывай. Приложение 5 Текст песни «Дорогою добра» Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба себя Ведёт не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что это жизнь, Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Спроси у жизни строгой Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока "Добро и зло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018