Цели:
обобщить представления о плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах;
создать условия, при которых учащиеся "откроют" способ получения объемной фигуры.
Задачи:
закрепить знания по классификации плоских фигур и объемных тел, их принципиальных различий; познакомить с понятиями «тела вращения» и «многогранники»;
создать условия для творческого поиска в нахождении соответствия между пространственным видом куба и его плоскостным изображением (разверткой);
развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение, творчество;
воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами.
Тема: "Геометрические фигуры. "(объемные)
Цели:
обобщить представления о плоских геометрических фигурах и объемных
геометрических телах;
создать условия, при которых учащиеся "откроют" способ получения
объемной фигуры.
Задачи:
закрепить знания по классификации плоских фигур и объемных тел, их
принципиальных различий; познакомить с понятиями «тела вращения» и
«многогранники»;
создать условия для творческого поиска в нахождении соответствия
между пространственным видом куба и его плоскостным изображением
(разверткой);
развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память,
воображение, творчество;
воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности
при работе с инструментами.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, модели объемных
геометрических фигур, раздаточный материал (индивидуальные карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня наш урок посвящен геометрии.
- Давайте вспомним, что такое геометрия? (В переводе с греческого, слово
«геометрия» означает «землемерие». В математике, “геометрия” наука,
изучающая геометрические фигуры и их свойства)
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, куб, шар
и т.д.)
- На какие виды можно разделить эти геометрические фигуры? (Объемные
геометрические тела, плоские геометрические фигуры, основные
геометрические понятия)- Тема нашего урока "Плоские фигуры и объемные тела".
-Вот вам первое задание. Необходимо раскрасить плоские фигуры теплыми
цветами, а объемные тела – холодными. Вспомним, какие цвета называются
теплыми, а какие холодными?
- Все предметы бывают плоскими или объёмными.
- Чем отличаются плоские фигуры от объемных тел? (Плоские фигуры имеют
только длину и ширину, а объёмные тела имеют длину, высоту и
ширину.)
- Каково же строение объемных тел? (Ребра, грани, основание, вершина).
- Кто покажет на макете перечисленные части объемных тел?
- В качестве закрепления выполним второе задание (по вариантам):
1 вариант - Заштрихуй переднюю и верхнюю грани куба.
2 вариант - Начерти недостающие рёбра.
3 вариант - Посчитай количество вершин в пятиугольной призме.
- А теперь поиграем. Давайте разберёмся, кто с кем «дружит» (Апельсин с
шаром, морковь с конусом, лимон с овалом, коробка с прямоугольником).
III. Открытие нового.
1. Тела вращения и многогранники.
- Объемные тела тоже делятся на две группы: тела вращения и
многогранники.
- Как вы думаете, почему тела вращения? (Цилиндр можно рассматривать
как тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг его стороны как
2оси. Конус можно рассматривать как тело, полученное при вращении
прямоугольного треугольника вокруг его стороны как оси.)
- Посмотрите на макете.
- А как охарактеризовать многогранники? (Многогранник - геометрическое
тело, ограниченное со всех сторон гранями. Стороны граней
называются ребрами многогранника, а концы ребер - вершинами
многогранника.)
- Как изобразить объемные фигуры?
- Объемные фигуры изображаются с помощью светотени, иначе невозможно
показать, что они “возвышаются” над листом бумаги. И при помощи
пунктирной линии изображается невидимый контур. Попробуем показать
объём тел вращения и многогранников при помощи светотени. Третье
задание:
1 вариант - конус;
2 вариант - пирамида;
3 вариант - цилиндр. (Анализ работ.)
2. Понятие «развёртки».
- Приступим к следующему заданию. Соотнесите каждое определение с
графическим рисунком.
Треугольник, квадрат, куб, пирамида, призма.
3- Какие трудности у вас возникли?
- Что называют разверткой объемного тела?
- Как вы думаете, почему она так называется? Попытайтесь сформулировать
определение.
- Развёртка в геометрии - множество геометрических фигур, для которых
указано, как следует их соединить друг с другом по сторонам и вершинам,
чтобы получить данное объемное тело.
В технике развёрткой называют плоскую заготовку или чертёж плоской
заготовки, из которой получают объёмную форму детали или конструкции
путём изгибания.
- Итак, мы познакомились еще с одной характеристикой пространственной
фигуры - ее разверткой. Рассмотрим развертки некоторых объемных тел.
- Из каких плоских фигур они состоят (Куб, цилиндр).
- Что нужно знать и уметь, чтобы построить развертку геометрической
фигуры? Знать:
из каких плоских фигур состоит тело (и как их строить);
как соединять друг с другом эти плоские геометрические фигуры.
- Для чего нам нужны развертки геометрических фигур? (Для изготовления
моделей многогранников. Например, коробки, упаковка).
V. Практическая работа.
- Одной из важных пространственных геометрических фигур является куб.
- Какая плоская фигура является гранью куба? (Квадрат)
- Сколько граней у куба? (6)
4- работа по учебнику№289стр17 и стр
26№306
№8стр 31
VI. Выставка и анализ работ.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- С какой характеристикой пространственной фигуры сегодня познакомились?
- Что нужно знать и уметь, чтобы построить развертку геометрической
фигуры?
- Для чего нам нужны развертки геометрических фигур?
VIII. Домашнее задание. №319стр 33 и №320стр 33
5