Конспект урока окружающего мира в 1 классе
по УМК «Школа России»
Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге.
Задачи:
• уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об
устройстве железной дороги;
• выполнять задания в группах на основании информации учебника
Планируемые результаты:
Предметные:
• определять назначение поездов;
• классифицировать поезда в зависимости от назначения;
• знать устройство железной дороги
Личностные:
• определять личностный смысл изучения темы урока;
• проявлять целостное восприятие окружающего мира
Метапредметные:
• Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить,
воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь
товарищу, оценивать свои достижения на уроке;
• Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить
закономерности ,извлекать информацию из рисункасхемы, проводить
взаимопроверку;
•Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать
познавательный интерес.
Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», компьютер,
электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный
проектор, презентация «Зачем нужны поезда?», песня «Мы едем, едем, едем…»
видео «Российские железные дороги», детская железная дорога. У детей: Учебники, листыпомощники, конверты с материалами из приложения,
клей, светофоры, смайлы для рефлексии.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с
ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите
хорошее настроение. Садитесь.
II. Мотивация к учебной деятельности.
– Начинаем урок окружающего мира.
– Как называется раздел, который мы изучаем?
– Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете чтото
новое?
Вы готовы?
– Я хочу пожелать вам удачи.
Девиз нашего урока:
III. Актуализация знаний
Итак, вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой мы
продолжаем открытие новых знаний.
Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор
2х людей:
Возле сада 2 шофера
Увлеклись серьезным спором:
Чья машина всех новее,
Чья сильнее и быстрее,
Чья, как солнышко блестит
И, как перышко, летит…
Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался:
« А зачем нужны автомобили?»
Давайте поможем Муравьишке Вопросику найти на него
ответ!
1. Автомобиль является наземным видом транспорта.
2. Современный автомобиль заправляется углём.
3. Двигатель называют «сердцем автомобиля»
4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно
Приветствуют гостей
Почему и зачем
Да
Всё получится!
Работают сигнальными
светофорами +
+
+
+
да
загрязняют воздух.
5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят
пассажиров.
6. Автомобиль единственный транспорт, который может
перевозить пассажиров и грузы.
Итак, мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды
транспорта могут перевозить пассажиров и грузы.
Интересно узнать какие?
IV. Постановка учебной задачи.
1) – Однажды Муравьишка увидел интересную машину и
сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать:
Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатиться.
Желаете прокатиться? Сели ровно, поехали.
Какой это поезд?
А бывают ли настоящие поезда?
– Кто видел поезда? Где?
– А кто из вас путешествовал на поезде?
поезд
– Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Ребята, скажите, пожалуйста, без чего мы не можем начать
урок?
Откройте учебники с.62, найдите Муравьишку, поставьте
вместе с ним учебную задачу урока.
V. Открытие нового знания.
Отгадайте загадки и вы узнаете, какие бывают поезда?
1) Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто в час любой
Провезу вас под землёй.
Подумайте, для чего нужны поезда метро?
Исполняют песню «Мы
едем, едем, едем…»
игрушечный
да
о поездах
без цели
чтение задачи с.62
В больших городах, в которых живёт больше миллиона
человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают
развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро
намного удобнее других видов городского транспорта.
Светлые вместительные вагоны за короткое время
доставляют пассажиров из одного конца города в другой.
Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся
машин никому не мешает. Станции метро в Москве и
СанктПетербурге очень красивы и похожи на сказочные
дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся
лестница – эскалатор.
2) Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая?
Предположите, для чего нужна электричка?
На электричке можно выехать за город, на небольшое
расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются
этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего
входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для
машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются
кабины с необходимой контрольной аппаратурой и
устройствами управления.
3) Я зашёл в зелёный дом
Больше суток пробыл в нём
Оказался этот дом
В дальнем городе другом.
Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования?
В далекий город на электричке ехать
неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому
пассажиры покупают билеты на поезда
дальнего следования. В поездах дальнего
следования есть спальные места, туалеты,
вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть
проводник, который обслуживает пассажиров
своего вагона.
Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно
поезд метро
ответы детей, выступление
электричка
ответы детей, выступление собрать мозаику.
4) Сам железный,
Путь железный,
Сам бежит
И груз полезный
По пятам за ним бежит,
И земля под ним дрожит.
Для чего нужны товарные поезда?
VI. Первичное закрепление.
1) Работа с текстом учебника
– Давайте проверим, правильно ли мы определили
назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на
с.90.
2) Работа с картинками поездов.
– Посмотрите на фотографии (у детей картинка с
изображением поездов) и скажите, на какие 2 группы мы
можем разделить все поезда? Почему?
VII. Физминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока
1) Ответы на вопросы:
– Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет
Муравьишка на дачу?
– На каком поезде Муравьишка поедет в музей?
– Летом, возможно ктото из вас поедет с родителями
отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь?
2) Работа в группах
Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться,
что приводит поезда в движение, кто управляет поездом
и как устроена железная дорога?
Для чего нужен локомотив поезду?
А что такое вагон? Какие бывают вагоны?
3) Работа с раздаточным материалом: «Собери поезд»
Поезд дальнего следования
(перевозить людей на
небольшие расстояния от
города)
ответы детей, выступление
Работа в группах
Товарный поезд
Чтение текста
Работа в группе
1.наземный транспорт и
подземный транспорт
2. грузовой и пассажирский
Ответы детей (листы вывешиваются на доску.)
– Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.
Проверьте работу своих товарищей. Оцените работу с
помощью «светофора».
– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных?
(разные вагоны)
(на электричке)
(поезд метро)
(поезд дальнего следования)
Что представляет собой железная дорога?
(рельсы и шпалы)
Предположите, что такое рельсы, шпалы?
Найдите на листах помощниках слова рельсы, шпалы.
Рельс — это стальной узкий брус, по которому, катясь,
движутся колеса вагонов.
Рельсы лежат на шпалах — деревянных или бетонных
брусах, укладываемых поперек железнодорожного
полотна. Они нужны для опоры рельсам.
3). Работа с учебником.
– Рассмотрите схему на с. 91
Какие слова вы слышали и они вам понятны?
– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель,
шлагбаум)
4) Игра «Помоги Муравьишке вопросику исправить
ошибки»
5). Работа с учебником. История железной дороги.
– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная
дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась
первая железная дорога?
– Давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….)
6). Рассказ учителя.
Ребята, а интересно ли вам узнать, что из себя
представляли предки современного поезда?
Сначала железная дорога появилась в городах в 1718 в.
Это силач, который тянет за
собой вагоны.
Пассажирские, грузовые
работа в группах на листах
Работа с листами
помощниками
Эстакада, туннель, шлагбаум
Чтение текста вслух с.63 Дети исправляют ошибки, 1
работает за компьютером с
электронным приложением.
Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер.
Народ называл эту железную дорогу «конка».
– В России первый паровоз был изобретен мастерами
Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).
Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех
колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили
они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой
груз тяжелее 3 тонн.
Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы
были проложены всего на 800 метров. Она была первой
железной дорогой у нас в стране.
Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50х
годов 20 столетия.
Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд,
который привёз солдат победителей из Германии в июне
1945 года в Москву.
В этом году 9 мая мы отмечаем 70 – летие Великой
Победы.
Со временем стали строить железнодорожные пути по всей
стране. Изменялись локомотивы и вагоны,
усовершенствовались их механизмы. Одно из последних
достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который
перевозит людей между Москвой и СанктПетербургом.
7) Работа с учебником с.63
Используя информацию, расскажите, что изображено
на старинной картинке и современной фотографии.
IX. Рефлексия.
Какое задание больше всего понравилось на уроке?
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
Что нового узнали на уроке?
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем
применить полученные знания?
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216) Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.
X. Подведение итогов урока.
– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны
поезда?»
– Какие открытия вы сделали на уроке?
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.