конспект урока "Омонимы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проводится работа над развитием речи учащихся, прорабатываются понятия: омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Организована небольшая творческая работа. Происходит знакомство с новым видом словаря - словаря омонимов. Разбирается статья из толкового словаря - пометы "омоним". Закрепление проводится через тексты стихотворений. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.конспект урока русского языка
Иконка файла материала Урок7.doc
УРОК. ОМОНИМЫ КЛАСС: 5 Цели:   повторить   определение   омонимов,   чем   они   отличаются   от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов. Ход урока  I. Проверка домашнего задания. II. Словарно­орфографическая работа. 1. Омоним   omos – ‘одинаковый’ (греч.)       onima – ‘имя’  2. Диктант с использованием текста упражнения 342. III. Синтаксические минутки. В предложениях обозначить части, дать устно характеристики, составить схемы. Много   лет   назад   все   рыбы   в   реке   плавали   в   одинаковой   одежде. Однажды из далекого моря приплыла в реку сильная и хитрая щука. Она стала так хозяйничать, что все рыбы стали ее бояться. IV. Работа по материалам учебника, с. 142. V. Демонстрация словаря омонимов. 1. Знакомство с организацией словаря, нахождение омонимов. 2. Выполнение упражнения 343. –  Почему   лексические   значения   омонимов   раскрываются   в   разных словарных статьях? – На что обратили внимание при знакомстве с омонимами? (Омонимы, как правило, принадлежат к одной части речи. Часто это существительные.) 3. Выполнение упражнения 344. VI. Составление словосочетаний. 1. Составьте словосочетания с омонимами: среда, свет, мир, вал, рубашка, рысь, фунт. 2. Выполнение упражнения 345. VII.  Определите,  многозначными   словами или   омонимами   являются выделенные слова. 1.  Берите  свежий   хлеб.  Сестра   и  меня  берет  с  собой   в   поход.  Где   вы берете книги?2. Из­под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик в нотной тетради выводил скрипичный ключ. 3. Родное гнездо; гнездо жаворонка; гнездо для патронов. 4. В темноте сидеть было неприятно. Мама начала седеть. – Что­то вас удивило в предложениях под № 4? В   нашем   языке   есть   слова,   которые   звучат   одинаково,   но   пишутся   по­ разному, в зависимости от значения слова. Такие слова называются омофоны. Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Не   менее   интересными   являются   омоформы.  Омоформы  –   это   слова, совпадающие   в   своем   звучании   лишь   в   некоторых   грамматических   формах. Омоформами могут быть слова как одной, так и разных частей речи. VIII. Тренировочные упражнения. 1.  Прочитайте   шуточные   стихотворения   Я.  Козловского,  ука­жите   в  них омофоны, затем омоформы. 1) Возвращаясь под вечер с поля,   Потеряла сережку Поля.   Ту сережку нашел Сережка,   Прибежал, постучал в окошко:   – Отыскалась твоя сережка. 2) Веснушкам нету сноса,   Не исчезают с носа.   Я, не жалея мыла,   Нос терпеливо мыла, –   Зависело б от мыла,   Веснушки я б отмыла. Предложения   записаны   на   доске   или   на   карточках.   Задание   аналогично предыдущему. 2. Определить омофоны и омоформы в данных предложениях. 1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает,   тот   у   талантливых   хватает.   (Э.   Кроткий.)     3)   Злато!   Злато! Сколько через тебя зла­то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели. 3. С о о б щ е н и е   у ч и т е л я. Нельзя   не   сказать   об   омографах.  Омографы  –   слова,   одинаковые   по написанию, но разные по произношению. Если подобные слова встречаются вне контекста, то определить их точное значение можно только при условии, если на них будет поставлено ударение, например:ыо Сел  – с ло; кружк  – кр жки; пр стань – прист нь; п лы – пол ; ио ио оо ао уо оо юо м ю – мо . оо ео 4. Укажите в стихотворении А. Барто омографы. оо Отца спросила дочка: – Не знаю, как прочесть. оо Есть слово «провол чка» И «пр волочка» есть. А что такое « тлас»? Его приносят в класс? Я прочитала « тлас», Но есть ведь и «атл с»?ао ао ао Домашнее задание: упражнения 346–348.