Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Оценка 4.9
Иллюстрации +5
docx
история
5 кл
12.03.2019
Цели урока:
образовательные: учащиеся должны узнать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение терминов «раб», «амфитеатр», «гладиатор»; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая - связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.
развивающие: продолжить формирование у учащихся следующих умений: показывать географические объекты на карте, последовательно описывать события, объяснять свое отношение к тому или иному событию, личности, действию, объяснять значение терминов: раб, амфитеатр, гладиатор; развивать умение работать в группе.
воспитательные: воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме, формирование неприятия к рабству вообще.
Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения.
5 кл. Рабство в Др. Риме.docx
1
5 класс Тема: «Рабство в Древнем Риме».
Цели урока:
Образовательные: учащиеся должны узнать об основных источниках в Древнем Риме; иметь
представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение терминов
«раб», «амфитеатр», «гладиатор»; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране
древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как
в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая связана с
незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал
хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся следующих умений: показывать
географические объекты на карте, последовательно описывать события, объяснять свое
отношение к тому или иному событию, личности, действию, объяснять значение терминов:
раб, амфитеатр, гладиатор; развивать умение работать в группе.
Воспитательные: воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме,
формирование неприятия к рабству вообще.
Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения.
Оборудование:
1. Учебник История Древнего мира Вигасин Д.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. М.:
Просвещение, 2007. 287 с.
2. Проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме».
Ход урока.
1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку. 5 мин
2. Проверка домашнего задания 10 мин
3. Изучение нового материала 15 мин
4. Закрепление нового материала 5 мин
5. Задание на дом 5 мин
Организационный момент.
Создание благоприятного
эмоционального настроя.
Учитель. Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня
у нас на уроке будет много интересного.
Проверка домашнего задания.
1. Вспомните, о чем шла речь на
прошлом уроке?
2. Используя каргу, расскажите об одном из римских завоеваний.
3. Каковы результаты завоевательных походов Рима?
4. Как поступали римляне с завоеванными землями, царями, народами?
5. Опишите по рисунку триумф римского императора.
Подготовка учащихся к изучению нового материала. 2
1. Прежде чем назвать тему нового материала послушайте следующие
стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они
сказаны:
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.
2. Сообщение темы, плана урока, запись учениками в тетрадь: «Рабство в Древнем
Риме».
Проблемные задания: Почему в Древнем Риме было так много рабов? Почему рабы не были
заинтересованы в добросовестном труде?
План изучения новой темы.
1. Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними.
2. Применение труда рабов.
3. Задание: Почему в Древнем Риме рабов называли
«ГОВОРЯЩИМИ
орудиями»,
подберите факты, иллюстрирующие это высказывание?
Ход урока.
Фронтальная беседа.
1. Кто такие рабы? /раб – не свободный, бесправный человек. Который наряду с
орудиями производства являлся собственностью своего хозяинарабовладельца/.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
2. Какие источники рабства вы знаете? /дети рабынь, пленники, за долги/. Запись в
тетрадь.
Задание:
Как вы считаете, почему в Древнем Риме было так много рабов?
Работа по группам.
Задание. Прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить
на следующие вопросы:
1. Где в Риме применялся труд рабов?
2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли?
3. Каким было отношение к рабам? Почему?
«Видят глазки всё вокруг»
Физминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано
где окно, а где кино. 3
Обведу я ими круг,
погляжу на мир вокруг.
1 группа – Рабы в имении землевладельца стр. 226227.
Примерный ответ: Богатые римляне владели несколькими имениями. Рабы выращивали
оливки и виноград. Работами руководил рабуправляющий – он следил за тем, чтобы рабы
трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжёлому труду можно было
лишь с помощью наказаний. Почему? За малейшую провинность надсмотрщики применяли
телесные наказания – рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо
тяжёлые работы. Почему?
2 группа – Рабы в богатом доме стр. 227228
Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты. Рабы широко использовались в
домах римлян. Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д. Среди
рабов было много образованных людей – учителей, врачей, художников, библиотекарей.
Задание: Почему каждый раб мечтал попасть на работу в богатый дом?
/Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен,
считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает/.
З группа Рабы гладиаторы стр. 229.
/Примерный ответ: Гладиаторы сильные и ловкие рабы, сражавшиеся друг с другом на
арене амфитеатра (комментирование термина и запись в тетрадь учащимися)
Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов.
Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры специальные
сооружения для гладиаторских игр (комментирование термина и запись в тетрадь
учащимися). Продолжительность боев доходила до 117 дней. Случалось, что раненый
гладиатор обессилевший, бросал оружие и, подняв левую руку, просил о пощаде. Если
зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь
выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу,
приказывая добить несчастного.
Учитель: Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение.
После побед во многих боях, гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило
символом его свободы. Многие гладиаторы, получавшие свободу, становились тренерами.
Краткие выводы.
Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой
жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных
войн Рима, вторая связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной.
Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого
государства.
Закрепление.
Тест.
1. Большое количество дешевых рабов в Риме появилось в результате:
а. самопродажи;
б. Завоеваний; 4
в. долгового рабства.
2. Состязания гладиаторов происходили:
а. в цирке;
б. в Амфитеатре;
в. в имении рабовладельца.
3. Общим в положении рабов было:
а. бережное отношение к ним;
б. Полное бесправие;
в. уважение к личности раба.
Гладиатор это сильный и ловкий раб, сражавшийся на арене амфитеатра
Прочитать документ с. 228. В Древнем Риме рабов называли «ГОВОРЯЩИМИ
орудиями», подберите факты, иллюстрирующие это высказывание?
Из самого определения слова раб не свободный, бесправный человек, который
наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяинарабовладельца,
следует, что римляне рабов за людей не считали. Они считали их своей собственностью,
орудиями труда. Даже римские ученые писали об орудиях труда так, что они бывают трех
видов: говорящие рабы, мычащие быки, немые повозки, лопаты, плуги.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Задание на дом:
§49, вопросы, подготовить рассказ «Один день из жизни раба» /краткосрочный проект/
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.