Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Оценка 4.9

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Оценка 4.9
Иллюстрации +5
docx
история
5 кл
12.03.2019
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Цели урока: образовательные: учащиеся должны узнать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение терминов «раб», «амфитеатр», «гладиатор»; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая - связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства. развивающие: продолжить формирование у учащихся следующих умений: показывать географические объекты на карте, последовательно описывать события, объяснять свое отношение к тому или иному событию, личности, действию, объяснять значение терминов: раб, амфитеатр, гладиатор; развивать умение работать в группе. воспитательные: воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме, формирование неприятия к рабству вообще. Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения.
5 кл. Рабство в Др. Риме.docx
1 5 класс                                       Тема: «Рабство в Древнем Риме». Цели урока: Образовательные: учащиеся должны узнать об основных источниках в Древнем Риме; иметь  представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение терминов «раб», «амфитеатр», «гладиатор»; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране  древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая ­ связана с  незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал  хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства. Развивающие: продолжить формирование у учащихся следующих умений: показывать  географические объекты на карте, последовательно описывать события, объяснять свое  отношение к тому или иному событию, личности, действию, объяснять значение терминов:  раб, амфитеатр, гладиатор; развивать умение работать в группе. Воспитательные: воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме,  формирование неприятия к рабству вообще.  Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения. Оборудование: 1. Учебник История Древнего мира Вигасин Д.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. ­ М.:  Просвещение, 2007. ­287 с. 2. Проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме». Ход урока.  1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку. ­ 5 мин 2. Проверка домашнего задания ­ 10 мин 3. Изучение нового материала ­ 15 мин 4. Закрепление нового материала ­ 5 мин 5. Задание на дом ­ 5 мин Организационный момент.  Создание благоприятного  эмоционального настроя. Учитель. Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного. Проверка домашнего задания.  1.   Вспомните,   о   чем   шла   речь   на прошлом уроке? 2. Используя каргу, расскажите об одном из римских завоеваний. 3. Каковы результаты завоевательных походов Рима? 4. Как поступали римляне с завоеванными землями, царями, народами? 5. Опишите по рисунку триумф римского императора. Подготовка учащихся к изучению нового материала. 2 1. Прежде чем назвать тему нового материала послушайте следующие  стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они  сказаны: Он родился свободным  Под отеческим кровом, Но в железные цепи  Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен Никогда не увидит  Он Отчизны просторы. 2. Сообщение темы, плана урока, запись учениками в тетрадь: «Рабство в Древнем  Риме».  Проблемные задания: Почему в Древнем Риме было так много рабов? Почему рабы не были  заинтересованы в добросовестном труде? План изучения новой темы. 1. Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними. 2. Применение труда рабов. 3.         Задание: Почему в Древнем Риме рабов называли   «ГОВОРЯЩИМИ       орудиями»,  подберите факты, иллюстрирующие это высказывание?  Ход урока. Фронтальная беседа. 1. Кто такие рабы? /раб – не свободный, бесправный человек. Который наряду с  орудиями производства являлся собственностью своего хозяина­рабовладельца/. Учащиеся записывают определение в тетрадь. 2. Какие источники рабства вы знаете? /дети рабынь, пленники, за долги/. Запись в  тетрадь. Задание:     Как вы считаете, почему в Древнем Риме было так много рабов? Работа по группам. Задание. Прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить  на следующие вопросы: 1. Где в Риме применялся труд рабов? 2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли? 3.         Каким было отношение к рабам? Почему? «Видят глазки всё вокруг»      Физминутка для глаз Глазки видят всё вокруг,  обведу я ими круг.  Глазком видеть всё дано ­  где окно, а где кино. 3 Обведу я ими круг,  погляжу на мир вокруг. 1 группа – Рабы в имении землевладельца стр. 226­227. Примерный   ответ:   Богатые   римляне   владели   несколькими   имениями.   Рабы   выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб­управляющий – он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжёлому труду можно было лишь с помощью наказаний.  Почему?  За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные   наказания   –   рабов   били   и   пороли.   Наиболее   непокорных   отправляли   на   особо тяжёлые работы. Почему? 2 группа – Рабы в богатом доме стр. 227­228 Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты. Рабы широко использовались в домах римлян. Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д. Среди рабов было много образованных людей – учителей, врачей, художников, библиотекарей. Задание: Почему каждый раб мечтал попасть на работу в богатый дом? /Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает/. З группа ­ Рабы гладиаторы стр. 229. /Примерный ответ: Гладиаторы ­ сильные и ловкие рабы, сражавшиеся друг с другом на арене амфитеатра (комментирование термина и запись в тетрадь учащимися) Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов. Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры ­ специальные  сооружения для гладиаторских игр (комментирование термина и запись в тетрадь  учащимися). Продолжительность боев доходила до 117 дней. Случалось, что раненый  гладиатор обессилевший, бросал оружие и, подняв левую руку, просил о пощаде. Если  зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь  выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу,  приказывая добить несчастного. Учитель: Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение. После побед во многих боях, гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило  символом его свободы. Многие гладиаторы, получавшие свободу, становились тренерами.                    Краткие выводы. Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой  жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных  войн Рима, вторая ­ связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной.  Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого  государства.                        Закрепление.                                Тест. 1. Большое количество дешевых рабов в Риме появилось в результате: а. самопродажи; б. Завоеваний; 4 в. долгового рабства. 2. Состязания гладиаторов происходили: а. в цирке; б. в Амфитеатре; в. в имении рабовладельца. 3. Общим в положении рабов было: а. бережное отношение к ним; б. Полное бесправие; в. уважение к личности раба. Гладиатор ­ это сильный и ловкий раб, сражавшийся на арене амфитеатра Прочитать документ с. 228. В Древнем Риме рабов называли «ГОВОРЯЩИМИ  орудиями», подберите факты, иллюстрирующие это высказывание? Из самого определения слова ­ раб не свободный, бесправный человек, который  наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина­рабовладельца,  следует, что римляне рабов за людей не считали. Они считали их своей собственностью,  орудиями труда. Даже римские ученые писали об орудиях труда так, что они бывают трех  видов: говорящие ­ рабы, мычащие ­ быки, немые повозки, лопаты, плуги. Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. Задание на дом: §49, вопросы, подготовить рассказ «Один день из жизни раба» /краткосрочный проект/

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс "Рабство в Древнем Риме"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019