Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)
Оценка 5

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Оценка 5
Работа в классе
docx
история
6 кл
23.08.2018
Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)
Тип урока – комбинированный. Цель урока - дать представление о состоянии России после смерти Ивана Грозного, охарактеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова, определить причины смуты. Урок направлен на достижение следующих результатов: - предметные: смогут охарактеризовать особенности развития России во время правления Федора Ивановича, Бориса Годунова; сформулировать задачи стоящие перед преемниками Ивана Грозного; раскрыть особенности реформаторской деятельности Бориса Годунова. - метапредметные: смогут проанализировать вклад Бориса Годунова в государственную политику страны в период правления Федора Ивановича. Смогут высказать версии, почему период Смутного времени в истории России начинается именно после смерти царя Федора. -личностные: смогут дать свою оценку феномену самозванчества. Оборудование: 1.Карта «Российское государство в VXII в.»; 2.Компьютер, проектор, презентация. 3. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI- XVIII век», рабочая тетрадь, атлас.Конспект урока
Конец династии Рюриковичей.docx
Материал подготовила: Чеглова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания   МБОУ «Городищенская средняя школа №1»  Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище Предмет – История Базовый учебник – А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI­ XVIII век ». Тема урока – Конец династии Рюриковичей. Тип урока – комбинированный. Цель урока ­  дать представление о состоянии России после смерти Ивана Грозного,  охарактеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова, определить причины  смуты.  Урок направлен на достижение следующих результатов: ­ предметные: смогут  охарактеризовать особенности развития России во время правления  Федора Ивановича, Бориса Годунова; сформулировать задачи стоящие перед преемниками  Ивана Грозного; раскрыть особенности реформаторской деятельности Бориса Годунова. ­ метапредметные:  смогут  проанализировать  вклад  Бориса Годунова в государственную  политику страны в период правления Федора Ивановича. Смогут высказать версии, почему  период Смутного времени в истории России начинается именно после смерти царя Федора. ­личностные: смогут дать свою оценку феномену самозванчества.  Оборудование:   1.Карта «Российское государство в VXII в.»;  2.Компьютер, проектор, презентация. 3.   Учебник   А.А.   Данилов,   Л.Г.   Косулина   «История   России.   Конец  XVI­  XVIII  век», рабочая тетрадь, атлас. Учитель   (типичные   действия,   фразы   диалога   с обучаемыми) Организационный этап.  Проверка готовности к уроку. Ученики (ожидаемые действия, ответы) Вспоминают материал предыдущего урока,  делают вывод о том, что Иван Грозный  оставил после своей смерти довольно  сложную социально­экономическую ситуацию в стране: упадок хозяйства, запустение  многих земель, постоянные побеги крестьян.      Предполагаемые ответы. Между Иваном IV  и его старшим сыном  Иваном Ивановичем часто вспыхивали ссоры.  Иван Грозный вмешивался в личную жизнь  сына, оскорблял жену Ивана Ивановича.  Однажды даже побил его. Наследник  вступился за жену и пытался схватить отца за  руки. Тогда тот нанес сыну смертельный удар  своим посохом Дают характеристику Федору Ивановичу. Актуализация Предлагаю вспомнить, какая ситуация складывалась  в стране после смерти Ивана Грозного? Подготовка учащихся к усвоению нового материала ­От первого брака у Ивана Грозного с Анастасией  Захарьиной­Юрьевой остался сын Фёдор, а от  второго брака с Марией Нагой ­ полуторагодовалый  сын Дмитрий.  ­Вспомните, что произошло со старшим сыном Ивана IV?  Слайд 1, 2 ­ Ребята, посмотрите на экран и прочитайте  характеристику, которую дал Фёдору Ивановичу  англичанин Д. Флетчер,  «Росту малого, приземист и толстоват,  телосложения слабого и склонен к водянке; нос у  него был ястребиный, поступь нетвёрдая; он тяжёл и  недеятелен, но всегда улыбается, так что почти  смеётся… Он прост и слабоумен, но весьма любезен  и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет  склонности к войне, мало способен к делам  политическим и до крайности суеверен».    ­ Опишите внешность и характер царя, опираясь на  характеристику Д.Флетчера и текст учебника. Слайд 3 Предполагаемые ответы.                      Личные (причем положительные) качества  царя Федора не способствовали его  активному участию в государственных делах. Формулируют цель урока. ­ Мы уже выяснили, какие проблемы вынуждена  была решать Россия в конце XVI в.  ­ Как вы думаете, мог ли царь Фёдор решать эти  проблемы?  Многие государственные дела он перепоручал  боярам, этим и объясняется борьба между  боярскими группировками Бельских, Шуйских и  Годунова после смерти Грозного. Ребята, думаю, вы догадались, о чем сегодня на  уроке пойдёт речь?  Тема урока: «Конец династии Рюриковичей»  Обратите внимание на тему урока  и попробуйте  сформулировать цель урока План изучения нового материала:  1. Воцарение Федора Ивановича. Главные направления деятельности нового  государя. 2. Угличское дело. 3. Приход к власти Бориса Годунова. Его  реформы. 4. Народные волнения. 5. Появления первого самозванца. Слайд 4 ­На протяжении всего урока мы будем работать с  таблицей «Правление Федора Ивановича и Бориса  Годунова. Основные события» После рассмотрения  каждого пункта плана будем проверять ход её  заполнения.  Слайд 5  -В конце урока нам необходимо будет ответить на  следующий вопрос: «Почему в России появился  самозванец?» Основной этап (изучение нового материала) ▪ работа с учебником и заполнение таблицы;  ▪ систематизация и обобщение материала  1.Воцарение Федора Ивановича. Главные направления деятельности нового  государя. Задачи данного этапа:  ▪ дать представление об основных событиях  внутренней политике при Фёдоре Ивановиче и  Борисе Годунове;  ▪ историческими источниками.   продолжить формирование умения работать с  ­Главным инициатором и крупнейшим политиком  этого периода стал брат жены Федора – царский  шурин Борис Годунов. Оттеснив соперников, он  сумел сосредоточить в своих руках основные рычаги  государственного управления. Слайд 6 Задание:  Используя текст учебника (стр. 5–6) и документа  (стр. 11) определите основные мероприятия  внутренней политики этого периода   Не забудьте начать заполнять таблицу. Давайте  проверим, что вы внесли в таблицу.  Предполагаемые ответы. Заполнение таблицы. 1584­1598г.­ правление Федора Ивановича; 1589г. ­ учреждение патриаршества на Руси 1597г.­ указ Федора Ивановича «Об урочных  летах»  ­ Что такое заповедные и урочные лета?  ­  Какое значение для Руси имело учреждение  патриаршества.   выяснить причины пресечения династии  2. Угличское дело. Задачи данного этапа: ▪ Рюриковичей; ▪ дополнительным материалом;  продолжить формирование умения работать с  В 1591г. в Угличе при неясных до сегодняшнего дня  обстоятельствах погиб младший сын Грозного –  царевич Дмитрий. Официально была принята версия  о самоубийстве Дмитрия во время припадка  эпилепсии. Многие современники указывали на  Предполагаемые ответы. ­ «Заповедные лета» ­ запрет на переход  крестьян в Юрьев день от одного  землевладельца к другому. ­ «Урочные лета» ­ устанавливается 5­летний  срок сыска беглых крестьян. ­ Возрос авторитет Русской православной  церкви, политическая независимость от  Константинопольской патриархии. Предполагаемые ответы. ­ Да, так как он расчищал себе путь к  престолу (Федор был бездетен). ­ Нет, так как эта смерть была на руку  противникам Бориса, ибо умаляла его  авторитет. Заполнение таблицы. 1591г.­ гибель царевича Дмитрия в Угличе. Годунова как вдохновителя убийства. Слайд 7 ­ Как вы считаете, была ли смерть царевича выгодна  Борису Годунову? Работа с текстом во время чтения (сочетание разных приемов: комментированное чтение,  диалог с автором, словарная работа).  Предполагаемые ответы. ­Усилия  во внешнеполитической сфере, в том числе и в привлечении иностранцев на  русскую службу, направление детей боярских на учебу в Западную Европу. ­ Эффективная политика снятия социальной  напряженности: строительные работы, замена  прямых налогов косвенными, амнистия,  предоставление льгот служилым и посадским  людям и т.д. Заполнение таблицы 1598­1605г.­ правление Бориса Годунова Предполагаемые ответы. ­ Неурожай, голод, бегство крестьян,  разбойничество  Заполнение таблицы 1601­1603г. – страна пережила страшный  голод, восстание Хлопка.  дать представление о внутренней и  внешней  3. Приход к власти Бориса Годунова. Его  реформы. Задачи данного этапа:  ▪ политике Бориса Годунова;  ▪ продолжить формирование умения решать  проблемные задания;  7 января 1598г., царь Федор Иванович тихо  скончался, не оставив наследника. Династия  Рюриковичей угасла. На земском соборе царем был  избран Борис Годунов. ­ Как вы оцениваете деятельность Бориса?  ­Считаете ли вы его хорошим государственным  деятелем?  ­Какие его мероприятия вы можете назвать? ­ Как относились к нему  простые люди и  придворные? ­ Охарактеризуйте главные направления  деятельности Бориса, особенно выделите его усилия  во внешнеполитической сфере.  Чтобы ответить на все эти вопросы  прочитайте  соответствующий текст в учебнике (Технология  продуктивного чтения) 4.Народные волнения Задачи данного этапа:  ▪   ▪   Хлопка;  выяснить причины народных выступлений;   рассмотреть выступления под руководством  О деятельности Бориса Годунова говорили многие  писатели, поэты, композиторы. Поэт К. Д. Бальмонт, оценил деятельность этого человека так:  В глухие дни Бориса Годунова,  Во мгле Российской пасмурной страны,  Толпы людей скиталися без крова,  И по ночам всходило две луны. Два солнца по утрам светило с неба,  С свирепостью на дольный мир смотря.  И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»   Из тьмы лесов стремился до царя.  На улицах иссохшие скелеты  Щипали жадно чахлую траву,  Как скот, — озверены и неодеты,  И сны осуществлялись наяву.  Гроба, отяжелевшие от гнили,  Живым давали смрадный адский хлеб,  Во рту у мёртвых сено находили,  И каждый дом был сумрачный вертеп  ­ Почему же Бальмонт в своём стихотворении,  говоря о времени Б. Годунова, описал столь  страшную картину? 5.Появления первого самозванца Задачи данного этапа:  ▪  выяснить, кто такой Лжедмитрий I,  ▪ определить какие слои общества его поддержали в  борьбе за власть Среди людей блуждали смерть и злоба,  Узрев комету, дрогнула земля,  И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух перенеся.   К. Д. Бальмонт Слайд 8 В начале урока мной был поставлен вопрос  «Почему в России появился самозванец?» Слайд 9,10 Подведение итогов Презентация, подготовленная группой учащихся  «Появление самозванца на русском троне».  Заполнение таблицы   1605­1606 г. – правление Лжедмитрия I. Проверка таблиц Предполагаемые ответы ­ кризис власти, борьба между боярскими  кланами; ­ социально­экономический кризис;  ­ непопулярность правительства Годунова; ­надежды народа на лучшую жизнь с новым  царем. Выполните тест.                                                      Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны “нет”.  1.Иван Грозный оставил после своей смерти  довольно сложную социально­экономическую  ситуацию в стране (Да) 2.Указ Федора Ивановича «Об урочных летах» ­ это  право крестьян уходить от одного землевладельца к  другому, с уплатой пожилого (Нет) 3. Первым русским патриархом стал Иов (Да) 4. 1601­1603г. – восстание под предводительством С. Разина (Нет) 5. В конце 1603г. в Польше появился беглый монах  Григорий Отрепьев, объявивший себя чудом  спасшимся царевичем  Иваном (Нет) Слайд 11,12,13 Заполните схему Слайд 14 Домашнее задание § 1, вопросы 1,3,5; сообщение «Лжедмиртий II»;  подготовить 4 предложения используя прием «Лови  ошибку» Слайд 15 Выполняют тест. ­ Я узнал, что…                                                     ­ Я понял, что…                                                    ­ Я удивлен тем, что...

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)

Конспект урока по истории "Конец династии Рюриковичей" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2018