Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»
Оценка 4.8

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
12.08.2019
Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»
Конспект урока.docx
МБОУ «Мало – Шелемишевская СОШ» филиал «Шелемишевская ООШ» Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: христианина» «Чудо в жизни Выполнила: Миранова А.П. учитель начальных классов 2019 год Предмет: Основы религиозных культур и светская этика.    Модуль:  Основы православной культуры. 4 класс.  Тема урока: «Чудо в жизни христианина» (урок 22). Тип урока: «открытие» новых знаний.    Цель: организовать учебную деятельность учащихся    по   осознанию   ими   того   факта,   что   дела   и   поступки   человека   могут   быть источником чуда для окружающих;     по   формированию   представления   о   соотношении   чуда   и   доброделания   в   понимании православных христиан.  Задачи, ориентированные на достижение: личностных результатов   ­ развивать    представления  о   соотношении   чуда   и   доброделания     в   понимании православных христиан;  ­ помочь   осознать,   что   их   дела   и   поступки   могут   быть   источниками   чуда   для окружающих их людей; ­ формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия; метапредметных результатов ­   развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; ­   формировать   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог,   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. предметных результатов сформировать  у учащихся представления о Святой Троице; ­ ­ ознакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо в жизни христианина не бывает без веры.  ­ углубить понятия  главных христианских добродетелей.  Основные понятия    : чудо, добродетель, доброделание, вера, надежда, любовь. Оборудование:  мультимедийный   проектор,   компьютер,   карточки   со   словами, презентация, учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры», столы расставлены в классе  для  работы на уроке  3 групп учащихся.                                Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа   с   иллюстративным   материалом,   самостоятельная   работа   с   источниками информации, участие в учебном диалоге.                           Ход урока. 1. Организационный момент (индукция). Человеческая доброта удивительна, А улыбка от души восхитительна, Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. ­Добрый   день,   дорогие   ребята!   Сегодня   мы   снова   отправимся   в   удивительный   мир православной   культуры.   Нас   ждёт   встреча   с   новыми   понятиями   и   открытиями. 2. Актуализация базисных знаний.  ­   Я   предлагаю   начать   с   составления   «чудесной   ромашки».   Так,   чтобы   наша   ромашка порадовала не только нас, но и наших гостей. Прочитайте слово.  (чудеса, чудесный, чудный,  чудо, чудотворец, чудесник, и т. д.) ­ Что объединяет эти слова? (Это  однокоренные слова.) ­Каков общий корень этих слов?  (­Чуд­) ­ От какого слова образовались эти слова? (Чудо). Чудо Слайд 6 3. Формулирование темы урока, постановка целей. А) ­ Догадались ли вы, о чем пойдёт речь на  нашем уроке?         (ответы детей). Слайд 7. ­ Тема сегодняшнего урока «Чудо в жизни христианина» ­А напомните мне,  пожалуйста, кто такой христианин?        ( Человек верующий в Христа) или        (Человек, исповедующий христианство) ­ Какие задачи мы поставим к уроку?       ­ Что мы сегодня должны узнать? ­  Задачи к уроку : ­ Что такое чудо?   ­Кто творит чудеса?                      (Вывешиваю на доске)  ­ Какие бывают чудеса? ­ На  эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. 4. Открытие нового знания. А) Где впервые человек встречается с чудом? (В детстве, в сказках). Слайд 8. ­ А давайте вспомним сказки, в которых встречаются чудеса? Как называется эта сказка?  Б) Вспомним сказки с добрыми чудесами. Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте,  трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также её злые и жадные сестры, а  наоборот, опозорены.  Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить, благодаря волшебным словам. В) Но встречаются сказки и с другими чудесами.   Непослушный  Иванушка  становится  козлёночком.   Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку. ­ Христиане верят в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.   Б) Опыт «Цветок, распустившийся на воде»  ­Мы сейчас проведём с вами  небольшой опыт.  ­Перед вами ёмкость. В ней обычная вода.   ­У вас на парте цветок из бумаги с загнутыми лепестками. Возьмите его и    опустите в воду.   ­ Что происходит с  цветами ?   (ответы детей)    ­Результат: цветок постепенно раскроется.    ­Скажите мне, пожалуйста, это ЧУДО?    (Нет)   ­ Почему?    (ответы детей)   ­На уроках окружающего мира вы  изучали свойства воды.   ­Вода   проникает   в   самые   маленькие   пустые   пространства   между   волокнами бумаги   и   заполняет   их.   Бумага   набухает,   сгибы   на   ней   распрямляются,   и   цветок открывается. Вывод: то, что мы можем объяснить  не может являться чудом.   Я вам раздам зелёные листочки. Возьмите их, пожалуйста, и запишите на   них как вы понимаете, что такое чудо?   Каждый пишет своё.   ( Дети пишут)    ­А теперь переверните их и оставьте на парте. 4. Работа в парах  с понятием из словарей. ­   Давайте   уточним   понятие   «ЧУДО».   В   этом   нам   помогут   словари   Сергея   Ивановича Ожегова и Владимира Ивановича Даля. Перед   вами   карточки     оранжевого   цвета.   На   них   записано   определение   чуда   из   этих словарей. Прочитайте и подчеркните то высказывание   автора, которое для вас является наиболее понятным.                                      Толковый словарь  С. И. Ожегова 1. Чудо   –   в   религиозных   представлениях:   явление,   вызванное   вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.  2. Чудо ­  нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.                        Толковый словарь В. И.  Даля  1.Чудо ­ всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам   законам природы. |    2.Чудо – диво, необычайная вещь, случай или явление.     ­ Кто  выбрал 1  высказывание Владимира Ивановича Даля? Прочитаем.    ­ Кто выбрал второе высказывание Даля? ­ Кто выбрал 1  высказывание Сергея Ивановича Ожегова? Поднимите руки.      Прочитаем его.     ­ Кто выбрал 2  высказывание. Поднимите руки.      5. Работа с учебником. Слайд 9. ­ По толковому словарю Ожегова: «Чудо – в религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством  божественной силы, а также вообще нечто небывалое.  ­ Кто творец этих чудес?   ( Бог) ­ Я с вами согласна. Бог создал мир. ­ Скажите, мир зависит от Бога? (Да) ­ А Бог не зависит от мира.  ­ Господь свободен. Он дал миру  законы, от которых сам остаётся свободен.    Бог находится по ту сторону законов. Это назвали словом «потусторонний»              (нездешний)..            ­ Посмотрите на карточку.  1=3            ­Вы согласны,  с тем, что тут написано. По законам математики это так.  (Нет)            ­ А вот христианин убеждён, что для творца это так.             ­ Давайте, узнаем  почему? (Да)             ­ Откройте учебник с. 70, прочитайте третий абзац. Ответьте на вопрос:                «Правда ли что для Творца один равен трём?»             (Дети читают)             ­ Итак, скажите пожалуйста : «Правда ли что для Творца один равен              трём?»    ( Да)               6.Работа по репродукции иконы А. Рублёва «Троица». Слайд 10             ­ Посмотрите на экран. Вы можете ответить, кто изображён на репродукции                иконы известного иконописца Андрея Рублёва?               (Бог в трёх лицах: Отец, Сын, Дух Святой.)              ­ Эта икона так и называется «Святая Троица»              ­ Какое чудо изображено  на этой иконе?               (Бог в трёх лицах: Отец, Сын, Дух Святой.)              ­Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая ТРОИЦА: Отец, Сын и Дух  Святой.             ­Левый Ангел ­ Бог­Отец. Над головой Его – дом. Таким приёмом               подчёркивается Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина               мира. Одежды его красного ­ поистине царского цвета.               ­Центральный Ангел ­ Бог­Сын. Над головой Его ­ Мамврийский дуб как                 символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева,                  человек  обретал бессмертие. Одет Бог­Сын в красный хитон с нашитым                клавом – земное одеяние Иисуса Христа.                ­Правый Ангел ­ Бог­Святой Дух. Над головой Его ­ гора Мориа как               символ  устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к                райским высотам. Он одет в зелёные одежды – символ  обновления и                 объединения человека и Бога.      ­Названное чудо невозможно объяснить.   Слайд 11.      ­Это ­  «Сверхъестественное чудо».       ­ Простой человек совершить их не может. В них нужно только верить.         Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни. Посмотрите на      кровоточивую икону Спасителя в Москве. Вот так она выглядела вначале.          Вот что с ней произошло через год.    Слайд 12.       ­ К сверхъестественным чудесам относится и образ Богородицы в небе  над       селом Дивеево.       ­ Сверхъестественные чудеса творит Бог.         7. Физминутка. Слайд 13                 ­ А сейчас давайте улыбнёмся и отдохнём вместе с солнышком .                  (музыкальная. Песня «Землю обмотали….»)         8. Продолжение «открытия» нового знания А)  Работа над понятием «естественные чудеса»   Слайд 14. Читаю стихотворение сама Роман Сеф   «Чудо» Ты ещё не видел чуда? Никогда не видел чуда? Вот беда — Не видел чуда! Так сходи И посмотри. Ты увидишь Просто чудо, Удивительное чудо: Там, где магазин «Посуда», Возле дома номер три, Сквозь асфальт У перекрестка Пробивается Берёзка. ­Что необычного увидел Роман Сеф, автор этого стихотворения? (Берёзка проросла на асфальте.) ­Как назвал он эти события? (Чудом) ­А вы согласны с автором, что это действительно чудо?  (Да) ­ А почему? (Потому что в основном растения растут на земле, в поле  или в лесу) Такие чудеса называются ЕСТЕСТВЕННЫЕ. Слайд  15 ­Продолжим мысль автора. Я начинаю. Я считаю чудом то, что после зимы наступает весна, и на деревьях распускаются листочки. ­Продолжите мысль автора и  т.д.  (радуга, солнце светит, смена дня и ночи, восход,  закат, дождь,снег…….) ­ Сколько таких чудес рядом с нами!      ­ Итак, чудеса: естественные   и сверхъестественные и творит  их…..Бог.            Б)Осмысление того, что Бог может делать  чудеса и через человека.                     ­ Внимательно прослушаем с вами рассказ  Патриарха  Московского                      и всея Руси Кирилла о чуде , которое произошло в его семье.             Слайд 16.  ( Просмотр видео) 2 минуты.            ­ Восприняла ли его семья этот случай как чудо? (Да)            ­ Что с вашей точки зрения, было чудесного в этом событии?                     ­ Кто сотворил это Чудо?                     (Бог, но только через другого человека)                     ­Как видим, для  верующих людей чудо – это не обязательно видение                     ангела.  Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который  только и мог помочь в трудной   ситуации.       9.Работа в группах            Б)  Осмысление того, что нет чуда без добра  Слайд 17.            ­ Отгадайте загадку:       Красный маленький комочек.      На спине немного точек.      Не кричит и не поёт,      А по листику ползёт.   (Божья коровка)    ­ Поработаем в группах. Чтение притчи «Божья коровка». Текст у детей на партах. ­Перед вами карточки жёлтого цвета. Возьмите их. Прочитайте притчу. ­ Совместно подготовьте ответы на вопрос.   У каждой группы он свой.   В) Чтение притчи «Божья коровка». Текст у детей на партах.                         Притча «Божья коровка»  Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания,   а   колорадский   жук   даже   насмехался   над   ней.   Маленькая   букашечка   очень горевала.   Но   однажды   утром   её   погладил   по   спинке   солнечный   лучик.   Малышка обрадовалась, что её кто­то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:  — Спасибо, ты спасла нас!  Серенькая   букашечка   была   так   рада   и   смущена,   что   покраснела.   Это   было   так красиво!  С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!  Вопрос 1 группе Почему божья коровка  покраснела?  Что захотела выполнить божья  коровка?  ( Она засмущалась. И   из серенькой букашки превратилась в красивую красную божью коровку, Ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему. Вопрос 2 группе          Что  же лежит в основе чуда?            (Добрые дела) Вопрос 3  группе         В какой фразе заключается главная мысль притчи?       (Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро  другим!)    ­  Нет чуда без добра.     ­Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)    ( Когда мы совершаем чудо, мы его выполняем с добрыми намерениями,        хотим сделать приятное другому человеку.)  ­Я хочу познакомить вас ещё с одной притчей.  Слайд 18. Вера в чудеса Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? Как вы думаете что ответила мама?  (Ответы детей)  ­ Послушайте. — Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.  10.Знакомство с понятием «добродетель»  ­ Как вы считаете, для чего человек совершает чудо, добрый поступок: чтобы его заметили  и похвалили, или….ваше мнение.  ­ Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?   Чтобы ответить  на этот вопрос . поработаем с учебником с. 71, читаем  по очереди с 3  абзаца  со слов «Добрые дела……. ­Найдите определение понятию «добродетель»   Слайд 19. (Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств  человека.) ­ Доброделание ..то   есть делать добро. ­Назовите три главные  христианские добродетели. ­ Вера, надежда, любовь.   11.Рефлексия.   ­ Ребята , вернёмся к нашим  зелёные листочкам.   То, что вы писали о чуде это так?  Или  может быть у вас изменилось мнение. Запишите, пожалуйста.   ­Поднимите руки у кого изменилось. Кто хочет поделиться своим     представлением о чуде?   ­Это листочки нашей РОМАШКИ.Я прошу вас прикрепить листочки на    стебелёк ромашки. Какая красивая ромашка у нас.    12.Итог урока.  ­ Над чем заставил задуматься этот урок?  ­ Как мы сможем сотворить чудо?  ­ Захотелось ли вам сделать добрые дела?   Мне захотелось совершить добрый поступок. На память о нашей сегодняшней  встрече, я хочу подарить  вам символ наступающей весны – ПОДСНЕЖНИК.   Я хочу поблагодарить всех за сегодняшний урок. Вы очень хорошо потрудились. Спасибо.    Наш урок окончен.

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Чудо в жизни христианина»

Конспект урока по курсу                 «Основы религиозных культур                        и светской этики»   Модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Чудо в жизни христианина»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2019