Конспект урока окружающий мир
в 1 классе на тему: «Откуда берется мусор и куда девается?»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели деятельности учителя: учить определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты
Ø Предметные (П.): определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты на природе; понимать необходимость раздельного сбора мусора; находить применение бросовому материалу.
Ø Метапредметные (М.): понимать учебную задачу, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать объекты по заданному признаку.
Ø Личностные (Л.): проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира.
Оборудование и технические средства обучения: УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть1,с. 78.79; рабочая тетрадь, с.54,55; упаковки от использованных продуктов (бумажные, металлические, стеклянные, пластмассовые); портрет Злючки – Грязючки, портрет человечка, предметы для игры.
№п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Организационный момент Метод – словесный Прием-упражнения |
Мы урок начнём с разминки: А теперь рывки руками Встали, выпрямили спинки. Выполняем вместе с вами. Вправо-влево наклонились Раз-рывок и два - рывок. И друг другу улыбнулись. Начинаем наш урок |
Л.: Приветствуют учителя; настраиваются на урок |
2 |
Актуализация знаний Метод – наглядный; практический, словесный Прием-фронтальный опрос; задание на развитие логического мышления; задания на актуализацию знаний. |
- Расскажите, какое ваше любимое занятие летом? (Купаться). - С кем вы ходите на речку? (Ответы детей) - Что берёте с собой на речку? (Ответы детей)- - Как проводите время? (Ответы детей) - А что потом остаётся на месте вашего отдыха? (Ответы детей) - Послушайте отрывок из стихотворения "Прогулка", которое написал замечательный писатель С. В. Михалков. Мы купались, загорали, Жгли костёр, в футбол играли- Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели... Отдохнули и - ушли! И осталось на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки- Словом мусора гора! - В каких строках вы узнали себя? (Ответы детей) - Что надо изменить в этой ситуации? (Ответы детей) |
Л.: Описывают свои впечатления. Вызывают эмоциональное отношение к окружающему миру. П.: Высказывают предложения, обосновывают их. |
3 |
Постановка учебной задачи Метод – словесный, наглядный, постановка вопросов, учебный диалог. Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; задание на развитие логического мышления; задания на актуализацию знаний, упражнение
|
- Ребята какие чувства испытываете, когда смотрите на эту картину. Почему? - Нам очень не понравилась картина, на которой разбросан мусор. А может ли так организовать свою жизнь, чтобы мусор совсем не образовался, чтобы его не было? - Я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он мне передал письмо адресованное ученикам 1 класса. Я вам отдаю письмо. Кто его прочтёт? (Письмо читает хорошо читающий ученик. Разрывает конверт, а бумажки бросает на пол.) - А вот и я, Злючка - Грязючка, люблю ребят, которые бросают мусор где попало. - Ребята, откуда она взялась, почему она к нам прибежала? Где она появляется? (Там, где грязно, где мусор?) - Раньше её у нас не было. Что мы сделали не так? (Разбросали бумажки). Что с ними надо сделать, куда положить? (Мусорная корзина.) Убирают за собой. - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О мусоре). - Что обозначает слово мусор? (Ответы детей) - Что относится к мусору? (Упаковочный материал) - Подумайте, что мы сегодня на уроке должны сделать? - Откройте учебники на стр.78. Давайте прочитаем тему урока. (Откуда берётся и куда девается мусор?) - Давайте прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Рассмотрите верхний рисунок на стр. 78. - Ответьте на вопросы: - Что на нём изображено? (Ответы детей) - Какой мусор образуется после использования этих продуктов? (Ответы детей). - При всём разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляют бумага, во всех её видах и пластмасса - в основном, упаковочные материалы. Но если бумага и картон достаточно быстро перемешиваются с землёй и разлагаются под действием бактерий, то пластмасса практически неразложима. - В каждом доме каждый день появляется много мусора. За год 1 человек выбрасывает в отходы: 90 банок из-под напитков, бумагу, на которую уходит 2 дерева, 107 стеклянных банок и бутылок, 70 консервных банок, 45 кг пластика. - Вы можете представить: апельсин без кожуры, шоколад без обёртки, йогурт без стаканчика. - Приведите свой пример. (Ответы детей) - А сейчас мы с вами поиграем в игру "Чистюля" - Я буду показывать предметы, а вы поднимать карточку, если это можно есть - человечка, а если нельзя - Злючку - Грязючку. Будьте очень внимательны! конфета стакан из-под йогурта яблоко фантик баранка бутылка из-под лимонада печенье пакет хлеб коробка из – под конфет - Молодцы, вы все были внимательны. - Итак, что относиться к мусору? (Ответы детей). - Откуда берётся? (Ответы детей). - На первую часть нашей темы мы с вами ответили. - А сейчас давайте отдохнём. Физкультминутка. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперёд - Так деревья ветер гнёт. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? - А вот и снова наша старая знакомая, Злючка - Грязючка! - Смотрите, как она веселиться! А почему? Стр. учебника 78. - Только не долго ей радоваться. Что придумали Муравьишки? Стр. учебника 79. (Ответы детей) - Ребята, подумайте и подскажите Муравьишкам, куда лучше вывести мусор? Рассмотрите рисунки на стр. 79 вверху. (На завод по переработке мусора). - Почему надо отправить машину на завод по переработке мусора?(Из него сделают новые упаковки для продуктов). Практическая работа рабочей тетради №1. - Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его - мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. - А для чего они это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе.) - Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах? - Давайте и мы рассортируем свои упаковки. (На пол высыпается мусор (бумажные, стеклянные, металлические, пластмассовые упаковки, банки). Каждая группа их сортируют по кучкам и затем выбрасывает в вёдра соответствующих цветов в зависимости от видов отходов) - Молодцы, ребята, вы всё правильно сделали. - Ребята, выбросив мусор в вёдра, куда дальше отправляется мусор? - Подумайте свой способ вторичного использования мусора. Работа в тетради. Стр. 54-55. №3 - Ребята сообщают о результатах своей работы. - Объясните, что обозначает знак, который изготовили Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик? (стр. 55 №3 рабочая тетрадь) - Придумайте и нарисуйте свой знак.
- Давайте договоримся, что не будем бросать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать его в урны, мусорные вёдра, контейнеры. - Подумайте, как сделать так, чтобы мусора было меньше? Чтобы было чисто в нашем классе, школе, селе нужно выполнять совсем несложные правила: 1. Быть настоящим хозяином дома, улицы, села! 2. Не разбрасывать мусор! 3. Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры! 4. Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим! - А теперь давайте ответим на вопросы учебника на стр. 79 (в рамке). - Вернёмся к учебной задаче урока. Докажите, что за обычным мусором скрывается большая проблема. (Ответы детей) - Что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы? (Ответы детей) - Давайте прочитаем 2 - 3 предложение вывода (выделено жирным шрифтом) на стр. 79. - Как вы думаете, понравился ли наш сегодняшний урок Злючке-Грязнючке? Почему? - Как вы и ваша семья можете помочь уменьшить количество мусора на нашей планете? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. А сейчас вы расскажете о своем настроении и усвоении знаний с помощью смайликов. Если вам был все понятно на уроке, все понравилось, то рисуем улыбающийся смайлик. Если остались какие-то вопросы, что-то не понравилось, то равнодушный смайлик. Если совсем ничего непонятно и плохое настроение, то грустный смайлик. |
М.: Устанавливают взаимосвязь между новой и уже изученной темой.
М.: Высказывают предложение о теме урока. П.: Формулируют учебную задачу урока, читают учебную задачу в учебнике.
П.: Называют различные виды мусора на основании своего опыта. Рассматривают фотографию, называют мусор, который образуется после изображенных предметов.
М.: Отвечают на вопросы.
П.: Соотносят картинку со словами: можно есть - человечка, нельзя - Злючку - Грязючку.
М.: Выполняют упражнения
Л.: Слушают рассказ, делятся личным опытом.
М.: Работают в группе: постелить на пол клеёнку; аккуратно по очереди берут мусор и совместно определяют в какую группу нужно его отнести; результаты работы зарисовать и записать в тетради; рассказать одноклассникам о результате работы. П.Л.: Рассказывают о возможном использовании мусора дома, в школе; предлагают поделки из пластиковых бутылок, картонных упаковок.
М.: Делают вывод, читают вывод в учебнике.
М.: Отвечают на вопросы в учебнике, оценивают свои достижения с помощью смайликов.
Л.: Отвечают на вопросы объясняют свою точку зрения.
М: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи.
|
4
5
|
Организация познавательной деятельности Метод – словесный, наглядный, практический
Прием - опрос; упражнение; работа с учебником; работа в парах; работа в группе; работа по учебнику
Подведение итогов (Рефлексия деятельности. Итог) Метод – словесный, наглядный Прием- фронтальный опрос; упражнение; рисование на смайлах
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.