Конспект урока с презентацией по литературному чтению И. А. Крылов "Ворона и Лисица" ( 3 класс)

  • Аудио
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аудиозапись басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица"
Иконка файла материала И. А. Крылов. Ворона и Лисица.doc
Информационный дидактико­технологический и методический Дата Класс Предмет Тема Тип урока Вид урока модуль урока  06 ноября 3 «Б»,  учитель : Филонова А. В. Литературное чтение И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Изучение нового материала  Урок­беседа Государственный социальный заказ    Во исполнение  Закона Российской Федерации «Об образовании». Закона «О развитии образования в г. Москве». Конвенции о правах ребенка,Программы развития   воспитания   в   системе   начального   образования,   Национальной доктрины образования РФ (« Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 года №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан   Российской   Федерации   на   2011­2015   годы»):   Постановление Правительства   Москвы   от   19   июня   2005   года   №529;     Постановление Правительства   «О   Городской   целевой   программе   развития   образования» («Столичное образование » на 2012­2016 гг): ФГОС НОО, ФГОС СПО. Межпредметные  Связи  Окружающий мир  История  Русский язык  Литературное чтениеТехнологическая карта урока Триеди­ ные  дидакти­ ческие цели  Образовательные цели:   Познакомить   детей   с   басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»;   формировать   умение   определять басню,   как   жанр   литературы   по характерным признакам;  Дать   образец   выразительного чтения басни;  Выделять мораль в басне. Развивающие цели:  Способствовать   развитию интереса   к   литературному чтению;  Способствовать   обогащению словарного запаса;  Развивать   умение анализировать, сопоставлять,   сравнивать,   обобщать делать выводы. Воспитательные (социализирующие, личностно ориентированные) цели:  Воспитание нравственных   качеств   инсценирование через басни Крылова;  Привитие   интереса   к жанру басни;  Воспитывать   высокие моральные качества;  Воспитание   культуры 2речи. 3Логическая структуризация Целеполагание Обучающиеся Учитель   Воспитание интереса у   Овладение системой  учащихся к урокам  чтения.  Систематизация знаний  по теме И.А.Крылов  «Ворона и лисица»  Закрепление и  расширение знаний по  теме урока.  Развитие интереса к  урокам чтения. Учитель предметных  знаний,необходимых в  дальнейшем для обучения в соответствии с  Федеральным  Государственным  образовательным  стандартом.  Развития умения работать над текстом.  Развития самооценки у  обучающихся.  Развитие эмоциональной  сферы,обогощение  духовного мира. Обучающиеся  Воспитание чувства   Развитие логической  красоты русского языка. связной речи.Расширение  словарного запаса.  Умение педагога   Развитие умения  взаимодействовать с  детьми в рамках учебного процесса. взаимодействавоть с  учителем и друг другом.  Накопление учителем  Развитие индивидуальных педагогического  опыта,повышение  уровня мастерства,  приобретение  практических умений  нравственных,  социальных, эстетических и физических установок и качеств. 4 Ключевые  компетенции Языковая  компетенция Коммуни­ кативная  компетенция Личностная  компетенцияпри работе с классом.  Беспристрастное   Воспитание нравственных Общекультур­ная  компетенция отношение ,соблюдение  учителем норм  поведения. и моральных качеств  личности,культуры  поведения на уроке,в  социуме.  Умение организовать  свою деятельность на  уроке. Организацион­ная компетенция  Организация учителем  учебного процесса,  управление  деятельностью  обучающихся. Информационная  компетенция   Умение обрабатывать   Развитие навыка  информацию и  адаптировать её для  работы с информацией, её поиск,обработка,  обучающихся начальных  классов. обобщение,  систематизация. Основные  дидактические  принципы   принцип научности;  принцип доступности;  принцип наглядности;  принцип систематичности. 5Начало урока                                                           Конец урока         Портрет И.А.Крылова  Вид доски 6Структура образовательного урока Этап урока Дидактическо­ методический деятельностный модуль, применяемый учителем Алгоритм  деятельности  учителя Деятельность учащихся Организа­ ционный  этап.  Целеполагание  Формирование общей цели деятельности.            Ключевые компетенции  Организационная  компетенция  Коммуникативная  Приветствие   обучающихся.   Проверка подготовленности к уроку. Приветствие учителя. Проверяют свои рабочие места. Здравствуйте, дети. Сейчас у нас с вами Внимательно урок литературного чтения. Желаю все успехов на уроке! На сегодняшний день слушают учителя. вам   было   задано   выучить   басню. Поднимите руки те, кто хочет выйти и Поднимают руки  те, кто хочет  Инструментально­ деятельностный ракурс обучения учащихся на блочно­модульной основе Целеполагание •Включение  учащихся в  деятельность. •Выделение  содержательной  области урока. 7компетенция рассказать. рассказать. Ориентиро­ вочно­моти­ вационный  этап  Педагогическая  компетенция Целеполагание  Актуализация  опорных знаний у  учащихся.  Систематизация  полученных ранее  знаний. Ключевые компетенции  Языковая  компетенция  Лингвистическая  компетенция  Профессиональная  Недавно вы познакомились с новым  автором и новым видом жанра, в котором  он писал. Посмотрите на доску и скажите  мне, кто же этот автор? На доске портрет  И.А. Крылова Да,правильно это Иван Андреевич Крылов, и сегодня мы продолжим знакомство с его  творчеством. Что вы о нём знаете? Дети говорят то,что •Формирование  высокого уровня  эмоциональной  включенности и  заинтересованно сти личности.  Формирование  компетенций знают о И.А.Крылове •Познавательная  компетенция И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года. Детство было очень трудным.  Отец был военным, и семья постоянно  переезжала с места на место. Мать  •Языковая  компетенция •Лингвистическа я компетенция 8компетенция Крылова была доброй, тихой и набожной   Коммуникативная  компетенция  Личностная  компетенция Применяемые технологии  Традиционная  технология Применение методов  Эвристический   Словесный женщиной. Она была без образования, но  умной от природы. Когда мальчику было 9  лет, умер его отец, который оставил ему в  наследство солдатский сундучок с  книгами. Маленький  Ваня  жил со своей  матерью в глубокой нищете и как  единственный кормилец в семье ,ему  пришлось идти работать. У будущего  писателя не было возможности учиться в  школе. Но в нем жила жажда знаний, он  был очень способным, поэтому самоучкой  овладел языками, математикой и стал  высокообразованным человеком. Скажите мне, а в каком жанре писал Иван  Крылов? Писал в жанре басня •Коммуникативн ая компетенция •Организационна я компетенция Средства  обучения •Методические  указания Методы •Словесный Наглядный 9За свою жизнь  Крылов написал  205 басен. . Хотя писать Крылов стал, когда ему было 37 лет. Басни его не стареют. Они  переведены более, чем на 50 языков. Но  Крылов писал не только басни, но и прозы  и комедии. Был превосходным  драматургом и журналистом. И его заслуга в том, что он открыл басню как поэзию. В замечательном городе Санкт­Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме  прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому  баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова. Посмотрите  на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о  чем­то задумавшись, в окружении зверей и  птиц — героев своих басен. 10Каких героев вы видите на фотографии  Обезьяна, медведь,  памятника? Кто скажет мне, а что такое басня? Басня – это  жанр устного народного  творчества. Где с помощью животных  высмеиваются людские пороки.   баран, лев, цапля,  петух, слон и  другие. Ученики дают свои  ответы С каким жанром басня схожи?   Со сказками В чём отличие басни от сказки, ведь  главные герои и там, и там животные, они  В басне есть мораль, и животные в басне  разговаривают? В каждой басне есть  нравоучение или, по – олицетворяют  людей и их пороки,  другому, мораль. В морали осуждаются  чего нет в сказке. 11плохие или глупые поступки, пороки. Какие басни вы уже читали? А знаете ли вы, кто ещё писал в жанре  басня? Жанр басня появился очень давно,ещё в  древней Греции в VI в. До н.э. жил  баснописец Эзоп, который высмеивал  поступки людей при помощи животных.   Посмотрите на его портрет на доске . Также был ещё один советский баснописец  Сергей Владимирович Михалков. На доске так же вы можете увидеть его портрет. «Мартышка и  очки», «Зеркало и  обезьяна» На доске  представлены  портреты  баснописцев. 12Основной  этап.  Целеполагание  Формирование у  Сегодня мы познакомимся ещё с одной  басней Крылова. Посмотрите на доску, как О вороне и лисе учащихся  необходимого для  продолжения  образования уровня  языковой и  лингвистической  компетенций. Ключевые  компетенции  Языковая  компетенция  Профессиональная  компетенция вы думаете,о ком будет эта басня? Правильно басня называется «Ворона и  Лисица». Давайте послушаем басню и узнаем, какая  история приключилась с вороной. Слушают  аудиозапись Понравилась вам басня? Да, понравилась Сколько героев в басне? Понравился ли вам кто ­ нибудь из них?  Почему? Два героя, Ворона и  Лисица Дети отвечают  Почему лисице удалось обмануть ворону,  какая  она в басне? В басне Лиса была  хитрая, а Ворона  доверчивая и  13Применяемые  технологии  Технология  критического  осмысления Применение методов  Словесный  Практический Для чего лиса расхваливала ворону? глуповатая. Чтобы понравиться  ей, лисице нужно  было, чтобы ворона  «запела» и выронила сыр. Мы с вами сегодня уже говорили о жанре  Хитрая, рыжая  сказка. Вспомните как в народе называют  лису? Какие ей дают прозвища? плутовка,  Патрикеевна. А знаете ли вы почему лису называют  Патрикеевна? В 9 в. В Новгороде жил князь Патриций  или ещё называют  Патрикий . Был он  очень хитрым и изворотливым, и делал всё  для своей выгоды и блага не щадя никого.  С тех пор имя его стало нарицательным. А  14поскольку лиса самое хитрое животное, ей  дали такое отчество Патрикеевна. Давайте разберём значение некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся  в тексте. На доске в столбик записаны все  слова. Как вы понимаете слово лесть? Лицемерие­поведение, прикрывающее  неискренность, злонамеренность  притворным чистосердечием,  добродетелью Лесть – угодливое  восхваление,  лицемерие. Гнусный? Гнусный –  отвратительный,  15Не впрок? «Бог послал» ? Вгромоздиться? омерзительный. Не впрок – не на  пользу. Что –либо случайно  добыто или  получено. Взгромоздиться –  взобраться и  устроиться с трудом на что – либо. Как вы понимаете «сырный дух»? Это запах. Слово «Пленил» у вас есть в учебнике, в  словаре на стр.220,под цифрой  16138.Давайте прочитаем, что это означает. Давайте дальше продолжим разбирать  неизвестные нам слова. Как вы понимаете слово плутовка? Ангельский голосок? Изобразите мне ангельский голосок Царь птица? Плутовка – хитрая и ловкая обманщица,  мошенница. Ангельский  (голосок) – нежный,  добрый. Царь­птица ­ это  самая главная,  самая важная птица  в лесу, у которой и  оперенье  прекрасное, и голос  замечательный,  17словом, она всех во  всем превосходит. Разьве ворона подходит под такое  описание? Следущее слово вещунья? Нет Вещунья –  предсказательница   (по старым  народным  представлениям:  своим криком  предсказывающий  несчастье.). В зобу дыханье  сперло – стало  трудно дышать, зоб  18 В зобу дыханье спёрло?– расширенная часть пищевода у птиц,  где накапливается и  обрабатывается  пища. Физкультминутка. 19 Перед тем как начнём читать басню  проведём физкультминутку. Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны: (Прыгаем.) Кар­кар­кар! (Громко.) (Хлопки над  головой в ладоши.) Целый день они кричали, (Повороты  туловища влево­вправо.) Спать ребятам не давали: (Наклоны  туловища влево­вправо.) Кар­кар­кар! (Громко.) (Хлопки над  головой в ладоши.)Только к ночи умолкают (Машут руками  как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся на  корточки, руки под щеку — засыпают.) Кар­кар­кар! (Тихо.) (Хлопки над головой  в ладоши.) Начинаем читать басню. Читает басню один  человек. Хорошо,молодцы! Почему Крылов говорит,что лесть  Приятно, когда тебя хвалят за заслугу. вредна,ведь каждому приятно слышать о  себе хорошие слова? Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а  её доверчивой слушательницей стала  Ворона? В сказках лисица  чаще изображается  как хитрая, ловкая,  коварная. А ворона  воплощает в себе  20образ глуповатого,  невнимательного  человека. Плутовка к дереву  Прочитайте, как характеризует Лисицу  Крылов? на цыпочках  подходит; Вертит хвостом, с  Вороны глаз не  сводит И говорит так  сладко, чуть дыша.. Нет Можно ли ворону назвать самой красивой  птицей? 21А что говорила лиса о вороне,найдите в  тексте и прочитайте? хороша! Ну что за шейка, что Голубушка, как  Кто слышал ворону, какой у неё голос? за глазки! Рассказывать, так,  право, сказки! Какиe перышки!  какой носок! Неприятный,она не  поёт,а каркает и  крик похож на  сочетание звуков  «кар­кар» Ворона была глупой. Почему Лисице удалось обмануть Ворону? 22Давайте теперь выполним задание,на доске вы видите следующие  словосочетания,замените их  словосочетаниями из текста: глаз не сводит; на цыпочках   Смотрит пристально, не отрываясь –  Подходит тихо, осторожно – подходит; вскружилась голова;  Утратила способность здраво  во всё горло; рассуждать –  Каркнула очень громко –  Трудно стало дышать –  Нашёл случайно, без особого труда – Следущее задание на доске вы видете  висят картинки Лисицы и Вороны,а между  дыханье спёрло; бог послал. Выходит ученик к  доске. 23ними слова характеризующие их,кто хочет  пойти к доске и распределить качества  относящиеся к Лисице и Вороне. Ворона                                    Лисица ­добрая                                ­хитрая ­неуклюжая                        ­коварная ­растяпа                              ­неискренняя ­простофиля                      ­плутовка ­глупая                                ­умная                                              ­льстивая                                             ­ красивая Кого же больше всего высмеивает и  осуждает Крылов?    Почему?          Каким хотел видеть Крылов людей?           Ворону, потому что  она слушала лесть  лисы и верила  каждому слову. Превыше всего  Крылов ценит  честность, верность, правду и выступает  против  24предательства и  угодничества. Ворона должна  знать, что она  некрасивая. Нужно  было верить своим  глазам, а не  льстивым речам  Лисы. Лиса говорила  Вороне ласковые  слова, а сама только и ждала, чтобы она  каркнула, и сыр  Я буду читать вам пословицы, а вы мне  скажете ,как они соотносятся с  содержанием басни        Верь своим очам, а не чужим речам.    На языке ­ медок, а на сердце ­ ледок. 25выпал. Лиса льстила,  обманывала Ворону, про ее внешность.  Лесть ­ хитрость и  обман. Выходят к доске  читать три человека. У лести нет чести. Давайте попробуем прочитать эту басню  выразительно, по ролям. Постарайтесь  читать так, чтобы слушатели увидели  перед собой большую, неуклюжую, глупую  Ворону, а рядом умную, хитрую лживую  плутовку Лисицу. Нужно,чтобы кто то читал слова автора,  кто то изображал глупую Ворону, а кто то  был Лисицей. 26Подведение  Целеполагание Прочитайте первые 4 строки. Что это? Как вы понимаете смысл первых   строк? А что означают слова: «И в сердце  льстец всегда отыщет уголок»   ­ Скажите, о чем предупреждает своих  читателей И.А.Крылов?   ­ О чем он советует помнить постоянно? итогов  Воспитание интереса  к урокам  литературного  чтения .Расширение  словарного запаса. Ключевые компетенции  Языковая  компетенция  Компетенция  социального  партнерства  Педагогическая  компетенция Это мораль басни. И.А. Крылов даёт  возможность  читателям понять, что глупым  оказывается не  тот, кто льстит, а  тот, кто  поддаётся лести и не умеет  распознать  льстеца. Верить  льстецам нельзя,  лесть очень  привлекательна,  но очень опасна  Целеполагание  Системати зация и  закреплени е знаний  учащихся  по теме  урока. Формирование компетенций  Языковая  компетенция  Образователь ная  27(…гнусна,  вредна.). «Ворона и Лисица» компетенция  Личностная  компетенция Средства  обучения  Литератур ные  источники Применение методов  Словесный  Практический  Эвристический – Полезным ли для вас оказался урок?  Чем? – Нужно ли изучать басни? – Чему они учат? ­Какую басню мы сегодня с вами  прочитали? У Эзопа есть похожая басня «Ворон и  Лисица» Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве.  Лисица увидела, и захотелось ей получить  это мясо.  Стала она перед вороном и принялась его  расхваливать:  уж и велик он, и красив, и мог бы получше  других стать царем над птицами,  да и стал бы, конечно, будь у него еще и  голос.  Ворону и захотелось показать ей, что есть  у него голос;  выпустил он мясо и закаркал громким  голосом.  28Домашнее  задание А лисица подбежала, ухватила мясо и  говорит:  "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в  голове,  ­ ничего бы тебе больше не требовалось,  чтоб царствовать". Басня уместна против человека  неразумного. Выучить басню «Ворона и Лисица». Спасибо за урок, все свободны! 29Матрица результативности проведенного урока Этап  занятия Организационный  этап. Постановка  цели урока Ориентировочно­ мотивационный этап Операционно­ исполнительный  этап Рефлексивно­ оценочный этап Результативность активизации  Результативность активизации деятельности учителя Организация и управление целенаправленной  деятельностью учащихся в общем контексте  ценностных ориентаций, жизнедеятельности в  социуме. Постановка цели урока. Определение роли и места данной темы в  системе уроков по данному разделу. Формирование представлений у учащихся о  ключевых понятиях.  деятельности учащихся Включение учащихся в деятельностную  направленность. Осуществление самоконтроля за своим  поведением. Формирование орфографической зоркости,  фонематического восприятия. Расширение словарного запаса. Развитие  умения использовать знания для  решения познавательных, практических и  коммуникативных задач. Обобщение и систематизация знаний учащихся  по теме данного урока. Систематизация и расширение знаний по  пройденной теме.  3031