Путешествие Колобка
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
УМК: «Школа 2100».
Тема: Путешествие Колобка. Откуда хлеб пришёл на стол?
Цель: Формирование представлений о том, как появился хлеб на столе.
Задачи:
1. Пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить, люди каких профессий причастны к появлению хлеба, (первая линия развития – уметь объяснять мир).
2. Развивать умение устанавливать связи в природе, наблюдать, сравнивать, делать выводы (первая линия развития – уметь объяснять мир).
3. Развивать логическое мышление ( общеучебные интеллектуальные умения).
4. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу
( вторая линия развития – уметь объяснять своё отношение к миру).
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Раз, два, три – слушай и смотри.
- Три, два, раз – мы начнём сейчас!
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, все мы с вами живём в городе.
- И на прошлом уроке знакомились с профессиями людей.
- Давайте вспомним их.
- Нас окружает много разных вещей. Как появились эти вещи? (Их сделали люди.)
- А могли бы мы прожить без этих вещей? Докажите?
- А представьте себе, что существуют профессии только врача, учителя. У нас были бы эти вещи?
- Докажите, что нет?
3.Постановка проблемы, определение темы урока.
- Ребята, вчера я зашла в магазин, чтобы купить продукты, и случайнр, услышала разговор детей, которые спорили о том, откуда появился хлеб.
Один говорил: - Я думаю, что батоны растут на поле.
Другой говорил: - А я думаю, что хлеб делают в магазине.
Третий сказал: - А мне бабушка говорила, что булочки и баранки рождаются из муки.
- И тогда я подумала: - А знаете ли вы, откуда появился хлеб у нас на столе? (Мнения детей)
- Вот видите, и у вас разные мнения. Поэтому я предлагаю вам, сегодня разрешить этот спор. Но мы с вами будем не одни. Отгадайте, кто нам будет помогать.
Формой он похож на мяч.
Был когда – то он горяч. Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? …. (Колобок) (Слайд 2)
- Давайте вспомним, как появился Колобок в сказке? ( Его испекла бабушка) (Слайд 3)
- А потом он отправился в путешествие и встретил лесных зверей.
- Но сегодня ему тоже хочется узнать о своем происхождении и поэтому он пойдёт по другой дорожке, которая поможет это узнать.
- А раз Колобок собирается в путешествие, то, как будет называться тема нашего урока? (Путешествие Колобка.) (Слайд 4)
- А цель нашего путешествия? (Узнать откуда появился хлеб на столе?) (Слайд 5)
4. «Открытие» новых знаний (Поиск решения). (Слайды 6 - 10)
Подводящий к знанию диалог.
- Где мы покупаем хлеб? (В магазине)
- Кто его нам продаёт? (Продавец)
- Как хлеб появился в магазине? (Привезли на машине)
- Кто его привёз? (Водитель.)
- А где взял хлеб водитель? (На хлебозаводе.)
- Кто его пёк? (Пекарь.)
- Из чего сделан хлеб? (Из теста)
Состав теста: (мука, сахар, соль, яйцо, дрожжи)
- Какой здесь самый главный компонент? (Мука)
- А из чего изготовили муку? (Из зерна пшеницы.)
- Где же взять зерно?
Слайды «С чего всё начиналось?» ( Слайды 11 - 30)
(- Весной, как растаял снег, приехал тракторист, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий-мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб. Водитель отвез хлеб в магазин, а продавец продал его нам.)
- Так откуда начал своё путешествие хлебушек? (С зерна, посаженного в поле)
5. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику с. 18 – 19
- Прочитайте, какая получилась дорожка? (Слайд 31)
- Кажется ли вам этот путь коротким?
- Людям, каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждое утро мы едим хлеб? (Тракторист, агроном, комбайнёр, машинист, водитель, рабочий-мукомол, пекарь, продавец.) (Слайд 32)
- Вот видите, сколько людей трудится не покладая рук, чтобы вырастить хлеб.
- Значит, как нужно относиться к хлебу? (Бережно.)
Давайте поблагодарим, выполнив зарядку.
Физминутка.
Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорим тебе «спасибо»!
Лучше б вы не поленились,
Доброй пашне поклонились.
Кланяемся тебе пашня
За горячий хлеб домашний!
Лучше б вы не поленились
Солнцу в небе поклонились.
Солнце, солнце в небе синем,
За горячий хлеб «спасибо»!
Лучше б вы не поленились
Дождику бы поклонились.
Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Спасибо тем, кто любит землю!
- Кому ещё мы говорили спасибо? Почему?
- А вот маленький мальчик из сказки А. Фёдорова-Давыдова «Блинок – бегунок» видимо не знал, сколько труда нужно вложить, чтобы вырастить хлеб. Послушайте, как он с ним поступил.
(Чтение сказки на фоне слайдов) (Слайды 33 - 36)
Беседа после прочитанного:
- Какой была семья, в которой жил малыш - мальчуган?(Многодетной, бедной)
- Какой необдуманный поступок он совершил и почему? (Он бросил блин на пол , так как был маленький и глупый)
- Почему же он его потом расцеловал? (Он хотел, есть, а нет ничего полезней и питательнее хлеба)
- Чему нас учит сказка? (Бережному отношению к хлебу)
- Почему, когда мы едим без хлеба, то не наедаемся? (Потому, что каждая крошечка очень полезна)
- Да, она содержит углеводы, минералы и витамины, полезные для людей. Поэтому даже самый маленький кусочек хлеба не даст нам умереть с голоду, как это было во время Великой Отечественной войны. А сейчас мы об этом не задумываемся. (Слайд 37)
- Вот почему о хлебе говорят: - Хлеб всему голова! – это пословица. (Слайд 38)
- Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
6. Работа в группах.
- А что же ещё говорят о хлебе? Вы сейчас должны будите узнать, поработав в группах.
Задания 1) Составить свою пословицу и попробовать объяснить её смысл.
2) Подумайте, чтобы вы могли предложить, чтобы хлеб расходовался бережно.
(Представители от группы читают составленные пословицы, класс сверяет со слайдом, выслушивает вариант толкования пословицы и предложение, о бережном отношении к хлебу). (Слайд 39)
- Попробуйте дома ещё найти пословицы о хлебе. Где вы можете найти необходимую для вас информацию? (Прочитать из книг, спросить у взрослых, найти в интернете).
7. Итог урока.
- Можем ли мы завершить наше путешествие? Удалось ли достигнуть цели нашего путешествия?
- Откуда же появился хлеб на столе?
- А что ещё вы узнали о хлебе?
8. Рефлексия.
- Наш Колобок остался доволен путешествием, а вы? (Слайд 40)
- Оцените свою работу и свои впечатления в дневнике.
· Если вы поняли тему урока, нарисуйте румяного улыбающегося колобка.
· Если у вас были небольшие затруднения, нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.
· Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.
Есть ещё один обычай на Руси – Если мы уважаем своего гостя, то приветствуем и провожаем его стоя. Кто бы из вас сейчас хотел встать во славу хлеба и проводить так Колобка? Спасибо вам за урок!
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.