Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне.doc
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ
Тема урока: «Распознавание слов, которые различаются одной гласной в
корне».
Цели:
1. Продолжить работу по формированию умения находить безударные гласные в
корне слова и подбирать к ним проверочные слова.
2. Развивать умение исправлять ошибки, редактировать текст, работать со
справочной литературой.
3. Учить распознавать слова, сходные по звучанию и различающиеся на письме
одной гласной в корне
4. Активизировать познавательную деятельность детей через групповую работу.
5. Расширять кругозор детей, развивать орфографическую зоркость, логическое
мышление.
6. Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, чувство уважения
и толерантности к своим одноклассникам.
Оборудование: дидактический материал для индивидуальной работы, толковые
словари С.И. Ожегова, презентация.
I Организационный момент.
II Минутка чистописания.
Чтение – вот лучшее учение. Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Как вы понимаете эти пословицы? Какие издания вы читаете?
III Повторение изученного материала. Словарноорфографическая работа
Сегодня, ребята, я приготовила для вас кроссворд. (слайд 1)
Те, кто хорошо знают словарные слова, легко и быстро его разгадают.
Загадки к кроссворду:
1.Эти дети так прилежны
Уберут свою …(одежду)
2. Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста)
4.Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить все ль в порядке,
В ранце книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Это …(ученик)
5.Рядом с дворницкой всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (лопата)
1 3.Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
6.У всех городов есть свои лица.
Главный в стране город
Это …(столица)
Какое слово в этом кроссворде является ключевым? (журнал)
Вы любите читать журналы? Сегодня на уроке мы будем работать с
журналом. Но он не такой как все. Это наш классный журнал
Но не такой, куда вам ставят отметки. Этот журнал мы будем заполнять с
вами вместе
Итак, я открываю первую страницу нашего журнала. Она называется
«Отгадайка» (слайд 2).
Вам предстоит отгадать загадки, назвать безударную гласную в корне слова и
подобрать проверочное слово.
Берёзы, рябины, дубы, тополя,
Богата деревьями наша… (земля).
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет
(холодильник)
Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся.
(берега)
Удивился дед Тарас,
Бородой своей затряс.
Сорняки на гряде,
А морковки в …(борозде)
Свой железный язычок
Прячу я под колпачок.
Созываю на урок,
А зовут меня …(звонок)
Вы хорошо справились с этим заданием, мы вместе заполнили первые страницы
журнала
Я открываю следующую страницу. Она называется «Вспоминайка» (слайд 3)
Вспомните, пожалуйста, какие слова мы называем антонимами. Приведите свои
примеры.
Я буду читать слова, а вы к каждому слову подберите и запишите антоним.
Слова будем размещать в тетради так же как в моем волшебном домике, где в
первом подъезде живут слова с безударной гласной а, во втором с безударной
гласной о, ну а в третьем – с безударной гласной е. Таким образом, слова в
вашей тетради распределятся в три столбика.
антонимы
А О Е
2 Друзья (враги)
Маленький (большой)
Темно (светло)
Ругать (хвалить)
Грустный (веселый)
Начало (конец)
Давайте проверим, как вы расселили слова (слайд 3).
Какой замечательный журнал у нас получается! Мы с вами работаем как в
настоящем издательстве, где создают газеты и журналы.
Как называются профессии людей, которые работают в издательстве, в
редакции журналов и газет?
А кто такой редактор?
Где, в какой научной книге можно точнее узнать значение этого слова?
Специальный помощник, толковый словарь, объяснит, растолкует нам
значение многих слов. У вас на партах лежит толковый словарь, который
составил С. И. Ожегов. В нем дается объяснение 57 тысячам слов. Давайте
найдем и прочитаем, кто же такой редактор.
Сегодня мы поработаем как настоящие редакторы. Журналисты – ребята
из параллельных классов прислали заметки в наш журнал. Но техника иногда
подводит людей. На клавиатуре у них западают клавиши и поэтому в заметках
вместо некоторых букв – пропуски. Догадайтесь, с какими буквами западают
клавиши и вставьте эти буквы. Сегодня вы будете нашими техническими
редакторами.
Работа по карточкам
№1
В л_су мы слышим птичьи г_л_са. Но птич_ки не только нап_лняют лес своим
пением. Они сп_сают его от вр_дителей.
№2
Тр_пинка в_дет в лес. На д_ревьях др_жат солнечные зайчики. От ярких цв_тов
р_бит в гл_зах.
№3
Звонко кр_чит иволга. М_л_дой зайчишка выб_жал на д_рогу. У н_ры играют
л_сята. Ч_десно пахнут душ_стые ландыш_.
страницу нашего журнала. Она называется «Исправляйка» (слайд 4).
Вам предстоит ответственное задание исправить, т. е.
отредактировать текст, который уже поместили в журнал. Запишите
предложения без ошибок. Докажите правильность написания.
Для остальных ребят я открываю следующую
Пабилели паля и луга. На снигу ведны слиды звирей..
Проверка.
IV ФИЗМИНУТКА
3 V Упражнения в распознавании слов, различающихся одной гласной в
корне.
Следующая страница нашего журнала называется «Думайка» (слайд 5)
На страницах вы видите слова. Одна гласная в них пропущена.
ЗАП . ВАТЬ
Догадайтесь, что это за слова.
Сколько слов, записанных синим шрифтом, вы увидели на этих страницах?
ПРИМ . РЯТЬ
( Ответы детей)
Алена утверждает, что слов 4. Какие же 4 слова видит Алена? Легко ли вам
сразу найти их?
А когда человеку трудно, когда он сомневается в своей правоте, он
обращается за помощью к другим людям и они вместе решают возникшую
проблему.
Может и нам стоит объединиться в группы и подумать вместе?
Согласны ли вы так поработать?
Быстрее и правильнее выполнит задание та группа, где ребята не будут
ссориться, и перебивать друг друга. Каждый выскажет свое мнение. От имени
группы выберите представителя, который будет отвечать у доски.
Работа в группах (выдать листочки и маркеры).
Работая в группах, ребята приходят к выводу, что первым словом может быть
примирять или примерять, а вторым запивать или же запевать
Рефлексия:
Что можно сказать об этих словах?
Чем они похожи? Почему их можно в речи перепутать и не всегда поймешь,
какое слово надо писать? (они похожи по произношению)
Чем же различаются эти слова? (одной гласной буквой в корне)
Что нужно понять, прежде чем записывать их в тетрадь?
А когда легче понять значение таких слов? (когда с ними составляешь
предложение или словосочетание
Почему группы так быстро справились с заданием? Что
Следующая страничка журнала «Наша почта» (слайд 6).
помогло?
VI Закрепление.
От наших собственных корреспондентов – учеников 3х классов к нам в
журнал пришли письма. Некоторые из них помещены в нем. Каждая группа
выписывает одно предложение и редактирует его. Работа вам уже знакома.
Можно советоваться в группах, в парах, а можно выполнять самому.
МАЛЬЧИК ПОЛОСКАЛ СОБАКУ.
ПРОВЕРЯЙ СЛОВА, ДА НЕ СПИШИ.
ВСЕ СПУСТИЛИСЬ С ГОРЫ, А ВИТЯ ВСЕ СЛИЗАЛ
Проверка:
4 Что значит, поласкал собаку?
Какое действие производил мальчик? Какой корень в слове?
А если ктото написал, полоскал, то, какое значение у слова? Какой корень
этого слова?
Как же нам советуют проверять слова? От какого слова образовалось слово
спеши? А что обозначает слово спиши?
Что значит слизал? Чем можно слизывать? Слизывал ли Витя чтото языком
с горы? А что он делал? Какое проверочное слово вы подобрали? Какой корень
слова? А какой корень слова слизал?
страничка нашего журнала называется «Поиграйка» (слайд7).
На страницах журнала записаны слова в два столбика. К каждому слову из
первого столбика найдите его пару из второго столбика. Выпишите слова
парами.
Вы прекрасно справились с заданием. А теперь поиграем. Следующая
КАРТОФЕЛЬ
НА СКАМЕЙКЕ
ДВЕРЬ
К СТАРОСТИ
С какими словами мы сегодня с вами работали? (различающимися одной
ОТВОРИТЬ
ПОСЕДЕТЬ
ОТВАРИТЬ
ПОСИДЕТЬ
VII Итог урока.
гласной в корне
Следующая страничка нашего журнала «Оценяйка» (слайд8).
Здесь вы видите волшебные линеечки. Каждая имеет свое название. Первая
линеечка покажет, было ли вам понятно на уроке, вторая – интересно ли было
работать, а третья – помогла ли вам сегодня на уроке группа, понравилось ли
работать в группе? На каждой из них мы фломастером будем ставить себе
оценку крестиком.
П.
И.
Гр. р.
К сожалению, листы нашего журнала закончились. Остались только
чистые белые листы (слайд 9).
Как вы думаете, для чего они в журнале? Все ли орфограммы в корне вы
изучили? А журнал получился у нас просто замечательный! Как подругому
сказать, что он замечательный? Подберите синонимы к слову замечательный. Да,
журнал наш просто классный! (слайд10)
5 Используемая литература:
1. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. «Конкурс грамотеев» М.: «Просвещение»
АО «Учебная литеретура», 1996
2. Авторсоставитель Волина В. В. «Занимательное азбуковедение» М.:
«Просвещение», 1994
3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Словарные слова для начальной школы 12
классы» М.: АСТ «Астрель», 2006
6
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Распознавание слов, которые различаются одной гласной в корне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.