Конспект урока "Синонимы" 5 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
28.01.2018
Конспект урока "Синонимы" 5 класс
Публикация является частью публикации:
Открытый урок Синонимы.docx
Тема:  Синонимы. Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи:   ­  обучающие:  научить   различать     синонимы   с   разными   оттенками   значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; ­ развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; ­ воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку. Планируемые результаты: Личностные УУД: формирование   интерес к русскому языку; Метапредметные   УУД:  развитие   логического   мышления:   сопоставление,   анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определение цели предстоящей   учебной   деятельности,   последовательность   действий,   оценка   достигнутых результатов. Предметные УУД:  расширение понятийной базы о лексике русского языка;  с помощью практических   заданий   обеспечить   понимание   учащимися   роли   синонимов   с   различными оттенками значения. Тип урока: расширение и закрепление полученных знаний. Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная  Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал. Синонимы – это точность, выразительность, богатство  нашей речи. I Оргмомент  Ход урока Зеленый и таинственный Средь моря остров спит. И надо нам единственный Путь выбрать, что лежит Через моря Познания На горы Мастерства, Минуя очень топкие Опасные места. В стране далекой Лексике Ищите те пути,  Которые вас к знаниям Помогут привести. ­   Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   осваивать   просторы   страны   Лексики.   Вчера   мы познакомились с новой ее губернией, которая называется …?  ­ Верно, Синонимия. Запишите в Путевых заметках дату.  Во время нашего вчерашнего путешествия несколько районов губернии Синонимии осталось неисследованными, мы сегодня отправимся знакомиться с ними. Нам предстоит узнать, какую роль играют синонимы в речи, какими богатствами обладают и что дарят тому, кто умеет пользоваться их богатствами. II. Актуализация знаний Поскольку пропуск на территорию этой губернии мы оформили ещё вчера, то сегодня нас  ждёт только небольшая лингвистическая разминка, помогающая освежить знания. Вставьте недописанные слова.  Все слова языка _________________ (лексика).      Раздел лингвистики, изучающей лексику _______________ (лексикология).                  Слова, имеющие одно лексическое значение ___________________(однозначные).     Слова, имеющие несколько лексических значений _____________ (многозначные).      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ____________   (омонимы).    Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению  ___________________________   Являются ли синонимами слова радость, смеяться? Почему?                                        III. Тренировочные упражнения. 1. Редактирование текста + индивидуальное задание по карточке  ­ И вот мы вышли на улицу. А здесь… Проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.  ­ Понравилось ли вам такое продолжение нашего рассказа о путешествии?  ­ Давайте исправим его.  (Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.) ­ Что мы использовали, исправляя предложение?  ­ В чем помогли, для чего послужили синонимы? Вывод 1:  Синонимы используют, чтобы не повторять одно и то же слово, чтобы избежать  повторов.  2.  Роль синонимов и повторение однородных членов. ­ Предложение стало, конечно же, лучше, но на улице все равно шум и суета. Давайте проедем за город и очутимся в зимнем лесу.  Красиво? Нам придется описать увиденную красоту.  Выберите   из   синонимов,   данных   в   скобках,   наиболее   подходящий   для   данного предложения. Зимний лес    Зима   (спряталась,   скрылась,   притаилась)   в   дремучем   лесу.   (Кружатся,   вьются, вращаются)   в   воздухе   (легкие,   невесомые)   снежинки.   (Мохнатые,   лохматые,   косматые)   ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным). ­ Почему мы не могли использовать все синонимы, данные в скобках, как однородные члены, записывая все подряд? Что различает эти синонимы в этих  рядах?  Вывод   2:  Синонимы   служат,   для   более   точного   описания   предмета,   явления   или состояния. Для тонкого разграничения оттенков смысла. 3. Проверка индивидуального задания по карточке  Карточка Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заставляют   и   нас   улыбнуться   и   порадоваться   ее   счастью.   Жизнерадостное   ,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой. Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный,…вкус. Ощущение радости,… остается от этой картины. Слова задорная, справки: для         с   хитринкой;  приятное,   милое; просвечивающий,   просторный;   веселый,   задорный,   оживленный,   радостный, ликующий,   утонченный, тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни. Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы  при выполнении задания и для чего. Вывод   2:  Синонимы   служат,   для   более   точного   описания   предмета,   явления   или   оптимистичный;   лучезарный, кокетливая,   сияющий,   светлый;   бодрый,   состояния. Для тонкого разграничения оттенков смысла. Слово учителя: Это портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного   института   благородных   девиц   и   фрейлиной   императрицы   Марии   Федоровны.   Эта картина   написана   известным   русским   художником­портретистом   Владимиром   Лукичом Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.  4. Знакомство с понятие «градация»  ­ Но посмотрите, пока мы с вами записывали вывод, в лесу что­то изменилось.  Бураны, вьюги и метели,  Как много с ними канители,  Как много шума, толкотни,  Как надоели мне они! –  Так проворчал мороз угрюмый  И речку в лед сковал без шума. ­ Найдите синонимы. Подчеркните их.  ­ Одинаковы ли они в своем лексическом значении? В чем отличие? (Степень проявления) ­ Выпишите эти слова в порядке возрастания проявления признака.  Перед вами пример градации. ­Посмотрите на экран Слайд Дерево ­ большое, огромное, громадное. ­ Как располагаются данные синонимы? (по мере возрастания признака). Зёрнышко – маленькое, крохотное, ….. Продолжите ряд. ­ Как располагаются слова? (по мере убывания) Это тоже градация  Градация   ­ расположение   ряда   слов   (обычно   синонимов)   по   степени   нарастания   или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления. Это ещё одно средство выразительности. ­ Для чего ещё используются синонимы в речи, чаще в художественных произведениях?  Вывод 3: Синонимы придают особую выразительность речи. 5. Индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих  Карточка Расположи по мере возрастания следующие синонимы:  Торопиться, спешить,  бежать Храбрый, отважный, смелый.  Свирепый, лютый, злой (враг).  6. Знакомство с понятием «контекстные синонимы» А давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке». Сколько раз ходил старик к морю? А море при этом оставалось одинаковым? Понаблюдаем. Вот пошел он к синему морю; Видит,­ море слегка разыгралось… Вот пошел он к синему морю; Помутилося синее море… Пошел старик к синему морю; Не спокойно синее море… Старичок отправился к морю, Почернело синее море… Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря… Подчеркнём слова описывающие состояние моря. Они близки по значению, но отличаются степенью   проявления   признака.   То   есть,   какое   средство   выразительности   использовано?     Но помимо   степени   проявления   признака   их   различает   ещё   что­то.   Можем   ли   мы   их   назвать синонимами в прямом значении этого слова? ( Нет. Они синонимичны только в этом тексте.) Это контекстные синонимы. ­ Какими новыми понятиями обогатилась наша речь? ­ На каком уроке нам особенно пригодятся эти знания? ­ Как вы думаете, почему менялось море?  ­ Только ли старухиной о жадности говорил А. С. Пушкин? О чем говорит его известное высказывание о сказках? Каков «намёк» и «урок» в данной сказке? 7.   Объяснение   домашнего   задания:  Поработайте   дома   со   сказками   и   подберите   3 примера градации или контекстных синонимов. 8. Исследовательский проект учащегося   А   теперь   продолжим   путешествие   с   целью   освоения   новых   богатств   синонимов. Оказывается,   у   них   есть   ещё   одна   особенность,   о   которой   расскажет   ……..   (стилистическое употребление.) Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет (первый синонимический словарь   вышел   в   1783   г.,   его   автором   был   известный   русский   писатель   Д.И.   Фонвизин). Современная  наука  достигла  больших  успехов  в  изучении  и  описании  лексической  синонимии. Особую ценность представляют словари синонимов. Писатели и переводчики отдают предпочтение «Словарю синонимов русского языка» З.Е. Александровой (первое издание 1968 г.) В непосредственной речи повседневного общения мы также употребляем синонимы, но не задумываемся о их значении. А они между тем служат для выражения наших чувств и эмоций, могут показать наш уровень культуры. Например,    любой:   женщина,   ребенок, Упасть может слово). Шлепнуться –   слово   разговорного   стиля,   употребляется,   когда   мы   иронизируем   над   своей неловкостью. Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело». Пожелание, чтобы человек ушёл так же может быть выражено по­разному. Уходите,   скройтесь,   исчезните,   убирайтесь. (В   последнем   звучит   грубо,   и   выдаёт   уровень (нейтральное старик культуры говорящего) Вывод 4: Синонимы могут обладать стилистической и эмоциональной окраской. IV. Итог урока 1. Прочитайте, что получилось у нас в записях о синонимах? ­ Как наши выводы перекликаются с эпиграфом к уроку? 2. Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. И жители губернии Синонимии хотели бы узнать, насколько хорошо вы поняли и оценили их богатства. Для этого следует решить небольшой тест.  1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба  2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность – молодеть ­ Взаимопроверка и выставление оценки. Коллективная проверка и авыставление оцнки самому себе.  V. Рефлексия Закончите строчку ­ Сегодня я повторил(а) ______________________________________________________________ ­ Сегодня я познакомился­(ась)________________________________________________________ ­Я узнал(а), что_____________________________________________________________________ ­Считаю, что_______________________________________________________________________ ­Мне было интересно_________________________________________________________________ ­ Мне было неинтересно______________________________________________________________ VI. Домашнее задание Закончилось наше сегодняшнее путешествие, но мы не прощаемся со страной Лексикой. На следующем   уроке   нас   ждет   знакомство   с   новой   её   областью.   Подготовимся   к   встрече   с   ней, выполнив домашнее задание:  в   художественной   литературе   найти   примеры   градации   или   контекстных   синонимов.(3 примера) или упражнение

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс

Конспект урока "Синонимы" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018