Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)
Оценка 4.9

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
Все классы
26.08.2019
Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)
Данное занятие-урок можно провести по краеведению или как дополнительный материал по истории Руси (творчество), где дети знакомятся с народными играми, хороводами, песнями и сами активно в них участвуют. Дети учатся правильному общению в играх, затеях, быть весёлыми, доброжелательными. А главное, любить историю своей Родины - древней Руси.
урок-хоровод.docx
Кружковое   занятие   по   краеведению   «Живая   старина»   по   программе   М.Новицкой «Введение в народоведение. Родная земля» с использованием ИКТ,                                     1 год обучения, 1 группа (2015год) Подготовила и провела занятие: Соколова Наталья Анатольевна – учитель начальных  классов, высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №11, г.Березники,  Пермского края Тема занятия: Хороводы на Руси Цели занятия: 1.      Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных хороводов. 2.           Увлечь учащихся традициями русского народа, способствовать развитию интереса и любви   к   народным   играм,   формировать   способность   ценить   их   историческое   значение, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся. 3.           Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных хороводов, движения под музыку и ее пластическое интонирование. 4.           Воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной культуре родного края. Формы учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. Тип занятия: комбинированный. Оборудование:  для учителя: компьютер, проектор, экран, презентации в программе Pover Point,                        для детей: народные костюмы, куклы детей, русские народные инструменты                         (можно игрушечные) I.Оргмомент: Придумано кем­то просто и мудро                       При встрече здороваться.                       Доброе утро!                       Доброе утро, солнцу и птицам.                                 Доброе утро, улыбчивым лицам!                                                                          И все вдруг  становится добрым, доверчивым                                    И доброе утро длится до вечера        ­ Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. А мы сегодня снова возвращаемся в прошлое – древнюю Русь. Узнаем, как отдыхали русские люди после тяжёлого трудового дня? Как и где веселились? И какие игры оставили нам в подарок наши предки? II.Вступление   ведущего:  Хоровод   ­   народная   игра,   движение   людей   по   кругу   с пением и пляской. «Словарь русского языка С. И. Ожегова». Слайд 1          Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древна наша жизнь. Важность русских хороводов для нашей народности велика. Занимая в жизни русского народа 4годовые эпохи: весну   и лето,   осень и зиму, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Мы в них открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется   без   творчества,   без   жизни.   Этим­то   отличается   русская   жизнь   от   всех   других славянских поколений, от всего мира. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Слайд 2           Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия   и   удержали   исстари   за   собою   это   право.   Реки,   озера,   луга,     погосты,     рощи, кладбища,   огороды, пустоши,   дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные. Слайд 3 III.Объяснение новой темы:                 1.Ведущий:  Праздничные   хороводы  есть   самые   древние:   с   ними   сопряжено   воспоминание     о   прошлом,   незапамятного   народного   празднества.   Для   таких   хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Слайд 4 2. Ведущий: Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям.  Первые весенние хороводы  начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером   на   Красную   горку.   Здесь   соединялись   с   хороводами:   встреча   весны,   снаряжение суженых  к  венечному  поезду.  Георгиевские  хороводы   соединяют  с  собой  выгон  скота   на пастбище и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Слайд 5             Ведущий:  Особо хороводная пора ­ это поздняя весна, лето, когда хозяйственные работы были ещё не в разгаре. В хороводе была возможность не только время провести, но и на   людей   посмотреть   и   себя   показать.   Девушки   демонстрировали   свои   наряды,   яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали.   Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают   в   игры   с   девушками   по   приглашению   хороводницы.   В   городских   хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых.  Русская народная игра "Кострома" в музыкальном сопровождении группы              «Иван Купалы» Слайд 6 Ведущий: Ах, где ты моя, Кострома,                                                                                                  Ах, где государыня моя?                                                                                                                       ­Дома Кострома? Дети: ­Дома!                                                                                                                                          Ведущий: ­Что делаешь?                                                                                                                      Дети: Нитки пряду! (Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как­будто прядут) Ведущий: Ах, где ты моя, Кострома,                                                                                                  Ах, где государыня моя?                                                                                                                       ­Дома Кострома?                                                                                                                                   Дети:­Дома!                                                                                                                                           ­Что делаешь?                                                                                                                                         Дети:­Клубки мотаю! (Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки ­ как наши большие вьюшки) Ведущий: Ах, где ты моя, Кострома,                                                                                                  Ах, где государыня моя?                                                                                                                       ­Дома Кострома?                                                                                                                                   Дети: ­Дома!                                                                                                                                          Ведущий: ­Что делаешь?                                                                                                                      Дети: ­Поработала ­ пообедаю! (Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой) Ведущий:Ах, где ты моя, Кострома,                                                                                                   Ах, где государыня моя?                                                                                                                       ­Дома Кострома?                                                                                                                                   Дети:­Дома!                                                                                                                                           Ведущий:­Что делаешь?                                                                                                                       Дети:­Легла, да уснула... (Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как­будто спят) Ведущий: (Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,                                                                                      Ах, где государыня моя?                                                                                                                       ­Дома Кострома?                                                                                                                                   Дети:­Дома!                                                                                                                                           Ведущий:­Что делаешь?                                                                                                                       ­ Дети: Проснулась ­ попрыгаю! (Все дети прыгают) Ведущий:Ах, где ты моя, Кострома,                                                                                                   Ах, где государыня моя?                                                                                                                       ­Дома Кострома?                                                                                                                                   Дети:­Дома! Ведущий:­Что делаешь?                                                                                                                       Дети:­Сейчас догонять вас будем!  (Все разбежались кто куда).               3. Ведущий: Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские   хороводы   продолжаются   три   дня   и   соединены   с   особенными   местными празднествами. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы. Слайд 7 Игра ­ хоровод «Огород» Есть у нас огород,                                                                                                                                  в нем морковка (капуста, свекла) растет,                                                                                            вот такой ширины,                                                                                                                                 вот такой ужины,                                                                                                                                   вот такой вышины,                                                                                                                                вот такой низины.                                                                                                                        Огород, огород, что еще там растет?         4. Ведущий: Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева   дня.   Сельские   хороводы   начинаются   с   бабьего   лета.   Семенинские   хороводы отправляются   по   всей   России   с   разными   обрядами   и   продолжаются   целую   неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние   хороводы   бывают   покровские,   и   отправление   их   зависит   от   времени   года. Слайд 8 Игра ­ хоровод «Ветер»  Дует ветер на всем белом свете,                                                                                                   сильный ветер на всем белом свете.                                                                                           (Хоровод расходится и сходится).                                                                                                     Ветер дует, задувает, осенью ветер листики сдувает.                                                               Листики от веточек отцепились и закружились                                                                                  (хоровод расцепился и детки кружатся, как листики).              Ведущий: Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Игры хороводные   содержат   в   себе   драматическую   жизнь   нашего   народа.   Однако   поэтические достоинства   обрядовых   игр   и   песен   продолжали   пленять   своей   красотой   наших   предков. А.Терещенко писал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они». Хороводы называли также «круговыми», игровыми песнями, они тесно связаны с трудовыми процессами сельчан.  Игровые песни – особый жанр заклинательной поэзии. Хоровод­ это не только игра, это картина народной жизни.                  5. Ведущий:  Виды хороводов: по построению хороводы бывают  круговыми, когда пение и действие идёт по кругу, круг ­ всегда имел у русских магическое значение, круг – это солнце, круг – это движение времён годового цикла, круглыми пекли ритуальные блины на масленицу.   Когда   люди   вставали   в   круг,   они   старались   задобрить   солнце.   Показывали   в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Слайд 9 просо                 Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно­ответной форме («А мы «Кондалы»). Водили ещё и улиточные, завивательные хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку». («Плетень», «Капустка» и т.п.) Примером орнаментального хоровода послужит «Заплетися, плетень».  «Бояре», сеяли»,   Слайд 10 IV.Закрепление. Слайд 11­13 Ведущий: А вы, дети, какие хороводы знаете? ( Каравай, Новогодний, Берёзка) V   .Практическая часть Ведущий: вы ещё дети, наверняка, приходя из школы,  играете в куклы. Вот мы сейчас и посмотрим, водить. Выходи честной народ на лужок, поиграем  в хоровод! Слайд 14 хоровод могут как       куклы     1 ученик: Куклы водят хоровод. Вот петрушка в пляс идёт, А за ним матрёшка В  руках бубен с ложкой. 2 ученик: Балалаечник идёт,                                                                                                                        Балалаечка поёт.                                                                                                                                                Три струны её звенят,                                                                                                                                     Всех в округе веселят  3 ученик: В хороводе кукла пляшет                                                                                                    И задорно бубном машет,                                                                                                                  Ручкой по нему стучит,                                                                                                                    Бубен радостно звенит 4 ученик: Куклы встали в хоровод,                                                                                              Гармонист гармонь берёт.                                                                                                               Весело поёт гармошка,                                                                                                                        Куклы хлопают в ладошки 5 ученик:    Платье вышито цветами,                                                                                                      А корона с бубенцами,                                                                                                                                    Алые банты в косицах,                                                                                                                                 Кукла пляшет, веселится 6  ученик: У Ивана есть дружок                                                                                                                  Деревянный скакунок.                                                                                                                                     Он Иванушку катает                                                                                                                                         И усталости не знает.  7 ученик: «Тук­тук­тук», играют ложки                                                                                             У  Алёнушки в ладошках.                                                                                                                 Отбиваем ритм такой,                                                                                                                     Сразу в пляс пойдём любой  8 ученик: Танцор в рубахе расписной                                                                                                   Весёлый, статный, удалой.                                                                                                                    Всех приглашает танцевать,                                                                                                              Нельзя танцору отказать 9 ученик: Треугольник зазвенел,                                                                                                          Песню радостно запел.                                                                                                             Приглашает танцевать,                                                                                                              Веселиться и играть  10 ученик: Бубен весело звенит,                                                                                                           Кукол звоном веселит.                                                                                                                     Скоморох дудит на дудке,                                                                                                              Дарит куклам смех и шутки  11 ученик: Тонко дудочки поют,                                                                                                   Их кувилками зовут.                                                                                                                   Словно звонкий ручеёк,                                                                                                                 Их хрустальный голосок 12 ученик: Пляшет куколка­краса,                                                                                               Ниже пояса коса.                                                                                                                              В косу вплетены банты,                                                                                                                   А на платьице цветы  13 ученик: Кукла танцевать пошла,                                                                                                     Словно лебедь поплыла,                                                                                                                   Щёчки словно маков цвет,                                                                                                           Куколки прекрасней нет.  7.Современные хороводные игры (проводятся игры с детьми) «Куколка».  Все участники стоят в кругу в очередности мужчина – женщина. Вы достаете голенького пупсика и говорите: «Я поцелую пупсика в правый глазик, а ты?». И с этими словами передаете пупсика своему соседу. Следующий игрок говорит также, куда он целует   пупсика   и   затем   действительно   целует   его   в   это   место.   Повторяться   нельзя.   Для начала скажите гостям, что в том­то конкурс и заключается, чтобы найти столько мест, чтобы они не повторялись, а тот, кто не сможет найти такое место первом, тот проигрывает. Но когда каждый участник поцелует пупсика, скажите, что правила игры изменились, и теперь надо поцеловать своего соседа справа именно туда, куда он целовал пупсика. Очень забавно выглядит, когда девушка целует парня, к примеру, в пятку.                                                                 В качестве дополнительного варианта вы можете предлагать участникам целовать пупсика не один раз, а по нарастающей, т. е., вы – один раз, следующий – два раза и так далее. Затем своего соседа им придется также целовать по несколько раз.  Игра называется «Цветик­семицветик».                                                                                                  Игроки стоят по кругу. Ведущий называет цвет, например, оранжевый. Все должны схватиться за оранжевый предмет одежды какого­либо  игрока. Причем за один  и тот же предмет   двум   игрокам   хвататься   нельзя.   Проигрывает   тот,   кто   не   успел   схватиться.   Он выбывает, так продолжается до тех пор, пока не выявляется окончательный победитель.  VI .Итог: ­ Что такое хоровод? Когда водят хороводы?  Где проводят хороводные игры? Какие бывают хороводы? С какими русскими и современными хороводными играми вы познакомились? О чём можно узнать, играя в русские хороводы? Литература: 1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991. 2. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996. 3. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999. 4. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880 5. «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)

Конспект внеурочного мероприятия "Хороводы на Руси" ( 1 класс, Введение в народоведение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2019