Конспект занятия Предлог
Оценка 4.6

Конспект занятия Предлог

Оценка 4.6
Лекции +3
doc
русский язык
10 кл—11 кл +1
06.09.2019
Конспект занятия  Предлог
При изучении служебных частей речи, а непосредственно касается предлога в данном конспекте показана его характеристика. Педагоги могут смело взять за основу данный конспект для того, чтобы разъяснить важные аспекты и морфологические свойства изучаемых единиц. Поставленные цели мотивируют аудиторию на коллективную и индивидуальную работу.
конспект занятия - предлог.doc
Предлог как часть речи Цель: Образовательная:    повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи; сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения  омонимичных частей речи; учить соотносить синонимичные конструкции; студент должен знать:     определение предлога; виды предлогов по структуре и по происхождению; правописание предлогов; нормативное употребление предлогов; студент должен уметь:    характеризовать предлог как часть речи; отличать предлоги от других частей речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять  орфографические ошибки. Воспитательная:   привитие интереса к русскому языку, воспитание способности понимать и воспринимать материал; Развивающая:     развитие речевых навыков студентов; совершенствовать культуру речи студентов развитие орфографических навыков, умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать Методическая:    стимулирование познавательной и творческой активности; усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных  методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных  технических средств; создание условий для усвоения материала. Продолжительность: 90 минут. Тип урока: комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение  упражнений, самопроверка, взаимопроверка. Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература,  история. Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение,  пунктуация. Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел. Оснащение: Методическое оснащения занятия: 1. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык 2. Календарно­тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык 3. Методическое пособие для преподавателя по теме «Предлог как часть речи» Дидактическое оснащение занятия: 1. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова) 2. Раздаточный материал. 3. Мультимедийная презентация темы Виды самостоятельной работы: 1. Организационный момент 1­2 мин ­ проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию План занятия: 2. Актуализация знаний 15­20 м А) Словарный диктант. Б) проверка домашнего задания В) сообщение студента 3. Изучение нового материала 10­15 мин ­ работа с эпиграфом ­ классификация предлогов ­морфологический разбор предлога 4. Первичное закрепление материала 15­20 мин ­ выполнение упражнения ­дифференцированное задание 5. Правописание предлогов 5­8 мин. 6. Закрепление изученного материала 7­10 мин. ­ выполнение упражнений ­ работа с материалом ЕГЭ 7. Контроль уровня усвоения материала 8­10 мин ­ самостоятельная работа. 8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин 9. Домашнее задание 2 мин Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний А) Словарный диктант Крест­накрест, точь­в­точь, всего­навсего, с бухты­барахты, по­видимому, полным­полно, на  ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку,  невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по­иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую. Б) проверка домашнего задания. Фронтальный опрос­проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова  категории состояния» (стр.190). В данном четверостишии найти наречия и слова­состояния, подчеркнуть их, доказать, где  наречия, а где слова­состояния: О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно, И так трагично – больно мне. (И.Северянин)  В чём отличие слов категории состояния от наречий на – о? 1. Изучение нового материала  Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предлоге как служебной части речи,  расширим и обобщим знания о морфологических признаках предлога, выработаем  умение распознавать их среди других частей речи, закрепим орфографические  навыки написания предлогов. Эпиграфом  нашего урока служат следующие стихотворные строчки: Они неделимы и целы, корней и приставок в них нет, нельзя отыскать в них морфемы ­ И в этом их главный секрет  О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им  определение «словечки отношений».  В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных мы узнаем из  небольшого сообщения. (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а  также местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. В предложении они  являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют  различные формы, то есть, изменяются. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они: ­ Не имеют лексического значения ­ выражают только различные отношения ­ Не бывают членами предложения ­ В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи ­ Не изменяются) 3.1 Классификация предлогов По образованию (происхождению) непроизводные (первообразные) – не соотносятся ни с какой частью речи (в, на, к, из­за и др.) производные (непервообразные) – соотносятся  с какой­либо частью речи (вследствие, близ, благодаря и др.) По структуре простые сложные составные (от, о, вблизи, спустя и др.) (из­за, из­под и по­над) (невзирая на, за счёт, Производные (непервообразные) предлоги по соотношению с другими частями речи в связи с и др.)   наречные отымённые Отглагольные (вокруг, позади, внутри, (в продолжение, ввиду, подобно и др.) путём, по поводу и др.) (включая, начиная с, невзирая  на и др.) 3.2 Морфологический разбор предлога Схема морфологического разбора предлога. 1. Часть речи. II. Морфологические признаки: 1. производность­непроизводность; 2. простой или сложный 3. выражаемые отношения (пространственные, временные, целевые,  причинные) 4. с каким падежом употреблен. 1. Первичное закрепление материала. 4.1 Выполнение упражнения  Откройте стр.194 и запишите в тетради номер упражнения № 293. Выполняем  упражнение по заданию в учебнике. 4.2. Дифференцированное задание  Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор. I вариант – упражнение 295 II вариант – упражнение 296 1. Правописание предлогов  Сложность при изучении предлогов связана с их написанием. Еще в начальной школе  вы усвоили, как пишутся непроизводные предлоги со словами. (предлоги со словами  пишутся раздельно, сложные непроизводные – через дефис)  А как же пишутся производные предлоги? (§ 57, стр. 195) 1. Закрепление изученного материала  Упражнение № 298  Упражнение № 299  Работа с материалом ЕГЭ (выполнить задание А11) В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом? 1. (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская) 2. Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков) 3. Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков) 4. К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов) Ответ: 4 1. Контроль уровня усвоения материала Самостоятельная работа. I вариант 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом. 1. Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.) 2. К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.) 3. Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго­Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.) 4. (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно.  (Булгаков М.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом. 1. Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно  шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО  и ровно. (Проскурин П.) 2. Где­то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.) 3. Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.) 4. Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.) 1. Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является предлогом. 1. Инстинкты преобладают и В СИЛУ темперамента требуют немедленного исхода.  (Огнев Н.) 2. А дочь смотрела на него, ждала. Она все ещё верила В СИЛУ и всемогущество отца.  (Кубанский Г.) 3. Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием  ли его проклятий или В СИЛУ каких­либо других причин, изменилось. (Булгаков М.) 4. Утром Катя Теплова получила назначение в отдел. А Саше под расписку объявили  приказ: чекисты, которые В СИЛУ военной необходимости покинули свои города,  должны вернуться к месту работы. (Крон А.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом. 1. Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться (НА)СЧЁТ  охоты.(Скребицкий Г.) 2. И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его греха  справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.) 3. Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта не привели ни  к чему. (Булгаков М.) 4. А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным  предлогом. 1. Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о  которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.) 2. Частая раздражительность Нины, ее капризы, которые стали проявляться  ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.) 3. В ТЕЧЕНИЕ всей оставшейся ночи этот человек не дал Иванову сомкнуть глаз,  объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.) 4. ВПОСЛЕДСТВИИ мне много раз доводилось любоваться северным сиянием.  (Соколов­Микитов И.) II вариант 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным  предлогом. 1. Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Дине,  растопыривая руки. (Чарская Л.) 2. Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев В.) 3. Жёлтые полосы были редкими, метель плотными клубами катилась НАВСТРЕЧУ.  (Катерли Н.) 4. Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Натальи  Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным  предлогом. 1. (НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. (Санин В.) 2. Весеннее солнце так и пригревало, (НЕ)СМОТРЯ НА раннее утро. (Мамин­Сибиряк  Д.) 3. Утром, (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше.  (Арсеньев В.) 4. Пленные, высокие как на подбор, шли угрюмо, насупившись и (НЕ)СМОТРЯ по  сторонам. (Селянкин О.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным  предлогом. 1. НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.) 2. НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал  инженер Новиков. (Гранин Д.) 3. Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.) 4. НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным  предлогом. 1. Река взломала лёд и с шумом свободно несла его МИМО города. (Коковин Е.) 2. МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.) 3. Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.) 4. МИМО террасы к клинике подошёл моторный вагон с двумя прицепами. (Пастернак  Б.) 1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является производным  предлогом. 1. Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился. (Толстой Л.) 2. Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.) 3. И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.) 4. Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо  молодого задумчивого человека. (Платонов А.)  5. 6. 7. Вариант 1. Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4 Вариант 2. Эталон ответа: 3,4,3,2,4 1. Рефлексия. Подведение итогов.  Расскажите о предлоге как части речи.  Расскажите о правописании предлогов.  С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с  местоимениями и числительными).  Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)  От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от… до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от –  удаление, до – приближение).  У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает  пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости. 1. Домашнее задание §56­57 Упр. 301

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог

Конспект занятия Предлог

Конспект занятия  Предлог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019