Муниципальный конкурс руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, на лучшую методическую разработку
в 2024/2025 учебном году
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
Асбестовского городского округа
Наименование тематики, вида методической разработки:
Функциональная грамотность воспитанников
«Русская матрёшка»
Форма: занятие с детьми
Автор:
Герасимова Анна Владимировна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория,
+7 9043869641
Асбестовский городской округ
2024-2025 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Целевой раздел……………………………………………………….. |
3
|
1.1. |
Пояснительная записка……………………………………………… |
3 |
1.2. |
Актуальность………………………
|
3
|
1.3. |
Планируемые результаты…………………………………… |
4
|
2.
|
Содержательный раздел…………………………………………………………
|
5
|
2.1. |
Сценарий интегрированного игрового занятия ……………………………
|
5 |
3. |
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (список литературы)………………………………………………….
|
8 |
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Занятия в кружке позволяют не только решить многие учебно - воспитательные задачи за счет реализации широкого спектра форм и методов обучения, но и приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.
1.2.Актуальность.
Проблема патриотизма не нова. И чтобы воспитать достойных граждан своей страны: сильными духом, волей и патриотизмом, именно с ранних лет нужно прививать любовь к своей родине, своему народу, традициям, искусству. Через изобразительную деятельность воспитание патриотизма у детей происходит не назидательно, не дидактично, а с чувством радости, эстетического наслаждения; объединяет детей, побуждает к сотрудничеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры; комплексно воздействует на эмоционально – волевую сферу ребенка.
1.2.Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через представление о русской матрешке, как о символе русского народного искусства.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
- продолжать учить детей рисовать ватными палочками;
- развивать интерес к нетрадиционному рисованию;
- развивать умение работать с гуашью;
- развивать творческую активность.
- воспитывать доброжелательность, аккуратность, чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес и любовь к народному быту и изделиям декаративно –прикладного искусства .
Предварительная работа:
-Знакомство с народными игрушками (дымковская игрушка, городецкая игрушка, матрешка, потешки)
- Чтение стихов про русские народные игрушки.
- Рассматривание русских народных узоров
Материал:
-Деревянные матрешки;
-Иллюстрации с изображением матрешек;
-Контуры матрешек на каждого ребенка;
- Гуашь разных цветов;
- Ватные палочки;
-Звукозапись песни «Веселые матрешки»;
-Шкатулка из бересты.
Продолжительность занятия: 20 минут.
1.3.Планируемый результат:
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Расширение кругозора детей о русской матрёшке.
Получение детьми положительных эмоций от занятия.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Сценарий интегрированного игрового занятия
Ход занятия:
В группу входит воспитатель в сарафане и платке, в руках держит шкатулку из бересты. Дети удивляются и заинтересованные подходят ближе к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за шкатулка у меня , из чего она сделана?
Ответы детей: из дерева, из березы.
Воспитатель: Интересно, что в ней лежит? Что бы узнать что в шкатулке, нужно разгадать загадку, вы внимательно слушайте и отгадайте её.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка,
Девчонки деревянные,
Нарядные, румяные,
Хлопают в ладошки,
Весёлые ….(матрёшки).
Приложение 2
Ответы детей: матрешки.
Воспитатель: Правильно, это матрешка. Посмотрите, какая она красивая (дети рассматривают матрёшку). А из какого материала сделана матрёшка?
Ответы детей: из дерева.
Воспитатель: Правильно, матрешки сделаны из дерева, (рассматривают иллюстрации матрешек). Но дерево, же не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие и очень красивые. Как же это получилось? А постарались, это мастера – художники (обратить внимание детей на элементы костюма и росписи; рассмотреть платочек, нарядный сарафан; какие цвета краски присутствуют на росписи матрешки).
Приложение 2
Воспитатель: А теперь, давайте с вами поиграем с матрешками.
Игра «Собери матрешку».
Физминутка. (музыкальная) «Веселые матрешки» Музыка Ю.Слонова
Мы веселые матрешки (пружинка коленями)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (поочередно вытягивают ноги вперед)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пестрых (гладят себя по бокам)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, поворачиваются влево, вправо)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки (руки кладут под голову и улыбаются)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (Руки на щеках, наклоняют голову влево, вправо)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Приложение 2
Воспитатель: Ребята, в коробочке еще что – то есть, посмотрите-ка, это матрешка, но художник забыл раскрасить платочек и сарафан . Что же делать? Наверное им грустно быть черно - белыми. Давайте их украсим, сделаем яркими, цветными. (Воспитатель приглашает детей за столы)
Воспитатель: У вас у каждого на столе лежат матрешки, вы должны украсить им платочки и сарафаны. Сделаем наших матрёшек красивыми и яркими. Согласны?
Приложение 2
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Посмотрите, я вам сейчас покажу, как можно украсить сарафан и платочек нашим матрешкам. Рисовать сегодня мы будем с помощью ватных палочек. Берем ватную палочку, обмакиваем её в краску и наносим точки на платочек, а затем на сарафан матрешки. Выберите, каким цветом вы будете украшать наряд матрешки. А сейчас вы сами попробуете украсить платочки и сарафаны.
Дети выбирают нужную им краску и начинают украшать наряд матрешки ватными палочками, меняя их с каждым цветом.
Воспитатель наблюдает, подбадривает, помогает тем детям, кто испытывает трудности.
Во время украшения наряда матрешке, воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: Ребята, давайте дадим нашим пальчикам немного отдохнуть, поиграем с ними:
Пальчиковая гимнастика:
Вот красавицы матрешки (Сжимание и разжимание пальцев рук)
Разноцветные одежки (Поворот ладошкой влево, вправо)
Раз Матрена, два — Милаша, (загибание пальцев)
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать. (Сжимание и разжимание пальцев рук)
(зарядка проводится на обеих руках)
Приложение 2
Рефлексивно-оценочная часть:
Рассматривание работ детей.
Воспитатель: Какие красивые матрешки у нас получились. А пока наши рисунки сохнут, мы с вами вспомним, кто был у нас сегодня в гостях? Что мы делали? Что украшали? Вы все сегодня молодцы! Все справились с заданием и помогли художнику раскрасить платочки и сарафаны матрешкам.
Если вам понравилось занятие - похлопайте, если нет - потопайте
3. Список используемой литературы:
1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2014
2. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017
3. Осипова Л.Е., Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2017
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.