Конструкт пробного урока по ОРКиСЭ
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Пикановой Алёны Андреевны
Дата: 14.04.2021
Класс: 4 «б»
ФИО учителя класса: Ситникова Татьяна Сергеевна
ФИО методиста: Пазлиева Марина Александровна Подпись ________________ Оценка: _______________
Модуль: основы светской этики
Тема урока: «Ростки нравственного опыта поведения»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действия
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности, объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивать достижение на уроке, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил); коммуникативные УУД (умение достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника,принимать участие в диалоге, умение отвечать на итоговые вопросы); познавательные УУД (умеют различать плохие и хорошие поступки, умеют строить логическую цепь рассуждений, перерабатывать, применять полученную информацию, умение структурировать знания).
· Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение.
Цель: формирование нравственного сознания и понятие о нравственном поведении в процессе изучения темы «Ростки нравственного опыта поведения».
Задачи:
· Воспитательная: воспитывать ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности,объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие.
· Развивающая: развивать демонстрируют регулятивные УУД (умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивать достижение на уроке, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил); коммуникативные УУД (умение достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника,принимать участие в диалоге, умение отвечать на итоговые вопросы); познавательные УУД (умеют различать плохие и хорошие поступки, умеют строить логическую цепь рассуждений, перерабатывать, применять полученную информацию, умение структурировать знания).
· Образовательная: знакомить с понятием «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
· Создание положительного эмоционального подъёма
· Принцип стимулирования активности
· Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей
Принципы обучения
Методы обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности
Методы получения новых знаний
· Рассказ
· Беседа
Методы выработки учебных умений и накопления опыта
· Упражнения
Методы закрепления и повторения изученного материала
· Беседа
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы эмоционального стимулирования
· Создание ситуации успеха
· Поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса
· Формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности
· Предъявление педагогических требований
· Формирование понимания личностной значимости
Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности
· Беседа
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: презентация «Ростки нравственного опыта поведения»
Индивидуальные: учебник, раздаточный материал
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – М. : Просвещение, 2014. – 159 с. : ил. – Текст: непосредственный.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Выявление места и причина затруднений, постановка цели и задач.
3. Решение проблемы
Физминутка
4. Первичное закрепление
5. Инструктаж домашнего задания
6. Рефлексия учебной деятельности
Макет доски:
Тема Задачи |
14 апреля Классная работа |
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога) |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат (с учетов формируемых УУД) |
1)Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёна Андреевна, и урок светской этики сегодня проведу у вас я. -Присаживайтесь на свои места -Перед тем как начать урок, давайте проверим нашу готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, карандаш и ручка, дневник. -Вижу, что класс к уроку готов, тогда начинаем! Наш урок будет насыщен разными заданиями, и для того чтобы все успеть и продуктивно поработать, закройте глаза и скажите про себя, у меня всё получится, я всё смогу. -Открывайте глаза.
|
Личностные УУД:проявляют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию |
2) Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач. Задача: поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
-Ребята, кто может напомнить, с каким разделом вы начали работать на прошлом уроке? Для этого вы можете открыть учебник на странице 121. -Кто назовет, как называется раздел (Посеешь поступок – пожнёшь характер) -Как вы понимаете название раздела? (предложения детей) -А о чем вы говорили на прошлом уроке? (ответы детей) -Ребята, как вы понимаете высказывание Лао-цзы «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков»? (то, что необходимо сначала обдумать поступок, перед тем как совершить его) -Все верно, молодцы. -Ребята, чтобы узнать тему урока, откройте учебник на странице 126 -Какую тему мы сегодня будем изучать? (Ростки нравственного опыта поведения) -Верно, как вы думаете, какие слова в названии темы главные? (ростки и нравственный) -Со значением данных слов мы поработаем немного позже, после того как определим цель и задачи урока. -Как вы думаете, какова будет наша первая задача? Задачи: 1) вспомнить, что такое нравственный поступок; 2) найти истоки нравственности; 3) различать хорошие и плохие поступки. - Отлично.
|
Личностные УУД: проявляют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивают правильность выполнения задания. Коммуникативные УУД: умеют достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, принимать участие в диалоге. |
3) Решение проблемы Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
|
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний · Рассказ · Беседа Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
-Ребята, давайте вернемся к нашим главным словам, которые мы выделили. (ростки и нравственный) -Но для начала давайте вспомним, что такое поведение? (предложение детей) -Верно, поведение – это совокупность поступков и действий. Давайте откроем ваши тетради, запишем число и тему урока. (определение на слайде 1, записывают в тетрадь) -А тогда, что такое поступок? (это действие, совершенное кем-либо, записывают в тетрадь слайд 2) -Верно, какие вы молодцы, все знаете. -Ребята, для того чтобы вспомнить, что такое нравственный и безнравственный поступок, давайте проиграем, на доске 2 колонки, нам с вами нужно их заполнить. У меня есть примеры поступков, сейчас вы по одному будете выходить, вытягивать поступок, читать вслух и распределять в нужную колонку.
Безнравственные поступки: 1)Ударить женщину; 2) Не замечать пожилых людей в общественном транспорте; 3) Дружить и общаться с человеком ради собственной выгоды: 4) Обозвать инвалида. 5) Присвоить себе, найденные вещи 6) Толкаться в общественном месте 7) издеваться над животными Нравственные поступки: 1) Помочь человеку; 2) Уступить место человеку в общественном транспорте; 3) Выполнять свои обещания; 4) Найти документы и отдать их владельцу безвозмездно. 5) Перевести бабушку через дорогу 7) Подкармливать животных бездомных (на доске распределяют данные поступки)
-Отлично, ребята, тогда, что такое нравственный поступок? (предложения детей) -Нравственный поступок – это поступок, который приносит пользу окружающим. -Мы с вами решили первую задачу? (да) -Какую следующую задачу мы будем решать? (найти истоки нравственности) -А теперь, ребята, посмотрите на доску, на ней представлен кроссворд, разгадав, который, мы с вами и узнаем, откуда берет истоки нравственность. 1. Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (дРужелюбие) 2. Это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности (дОброта) 3. Умение оценивать свой поступок (Совесть) 4. правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела (честносТь) 5. Это совершенно нормальная эмоция: она подчеркивает проблемы, с которыми надо разобраться. Но иногда своим поведением мы можем ранить других. (злОсть) 6. это способность личности совершать поступки, приносящие блага (материальные или психологические) другим, без ожидания взаимной благодарности, компенсации или иной выгоды от совершаемого. (бесКорыстие) РОСТОК - Ребята, какое главное слово у нас получилось? (росток) - Истоки нравственности идут именно с ростка, давай дадим этому слову определение. На слайде 3 представлены определения, выберите, какое больше всего подходит. 1. Стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Семя дало или пустило росток. 2. Отрезок ветки с почками для посадки, черенок (сад.). 3. Признак начинающегося развития чего-нибудь. -Почему вы выбрали именно это определение? (предположения детей, записывают в тетрадь) -Ребята, что будет с ростком, если за ним не ухаживать и не поливать? (он погибнет, засохнет) -Верно. - Сейчас у каждого из вас на партах лежат картинки ростков, пододвиньте его к себе и раскрасьте свой росток нравственности. (раскрашивают росток)
-А что будет с нашим ростком нравственности, если мы будем совершать плохие поступки, грубить людям? (он тоже погибнет) -Тогда, как нам его необходимо беречь? (совершать добрые поступки, соблюдать правила этикета) -А что такое добро? (Это где нет места для зла) -А что такое зло тогда? (это отсутствие добра) -Все верно, молодцы. |
Регулятивные УУД: оценивать достижение на уроке, волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, принимать участие в диалоге Познавательные УУД: умеют отличать плохие и хорошие поступки, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания) Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности,объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие. Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение.
|
Физминутка Задача: снятие мышечной усталости, переключение на другой вид деятельности |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
- Предлагаю немного отдохнуть. Прошу вас встать с ваших мест, я буду проговаривать стихотворение, вы внимательно слушайте и выполняйте движения. Руки вверх давай поднимем, (Руки вверх) Правой левую достанем. (Правой рукой касаются левой) А потом наоборот Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями) Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями) Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями) Повернись еще разок! Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно в каждую сторону). Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны) Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся) И за парты вновь садись! - Присаживайтесь на свои места, продолжим работу. |
Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил. |
4) Первичное закрепление. Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач.
|
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы закрепления и повторения изученного материала · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований · Формирование понимания личностной значимости Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности · Беседа
|
- Давайте же вернемся к нашему учебнику и прочитаем правила, как нужно относиться к взрослым, к одноклассникам и вообще к людям.
Правила: считаться с каждым человеком быть внимательным учитывать характер другого человека не ссориться по пустякам сдерживаться в своих реакциях, проявлять терпение
-Откройте учебник на странице 128, кто желает прочитать правила, они находятся под точками. (ребенок читает) -Тогда какой вывод мы можем сделать, если мы будем совершать добрые поступки, соблюдать правила, общепринятые нормы, наш росток нравственности погибнет или будет расти и развиваться? (он будет расти) -Так же как и росток, люди, совершая добрые дела, тоже растут и развиваются. -Какую задачу мы с вами решили? (мы решили 2 задачу) - Прочитайте 3 задачу вслух (1 обучающихся читает) -Ребята, для того чтобы поупражняться находить хорошие и плохие поступки, давайте поработаем с притчами. - Сейчас, ваша задача, внимательно её послушать, после прослушивания ответим на вопросы.
Притча 1 Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Слайд 4 -Ребята, о чем данная причта? (о старушке, которая собирала осколки стекла) -Для чего старушка собирала стекла? (чтобы люди не ранили ноги) -Как люди относились к старушке? (они велели детям держаться от неё подальше, не отвечали на приветствие) -Как вы думаете, какие обстоятельства заставили старушку собирать осколки стекла? (ответы детей) -Как вы назвали притчу? (ответы детей) -Как бы поступили вы, если бы оказались в такой ситуации? (ответы детей)
Притча 2 Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что тот пасёт животных в отдалённом месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим и выкопать ему глубокую яму, чтобы тот упал в неё. Поздней ночью он начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадёт в неё и, может быть, что-нибудь сломает себе или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, что не заметил, как яма становилась всё глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. И каково было его удивление, когда он увидел, что за это время он выкопал такую глубокую яму, что сам уже не сможет вылезти из неё.
Слайд 5 -О чем данная притча? (о человеке, которого обидели и который рыл яму для пастуха) -Для чего он рыл яму? (чтобы туда упал пастух или его животные) -Какие обстоятельства заставили человека копать яму? (обида) -Как вы назвали притчу? (ответы детей) -Как бы вы поступили, если бы оказались в такой ситуации? (ответы детей) -Какой вывод мы можем сделать? Какие поступки люди совершили? (хорошие и плохие) -Нужно ли так поступать с окружающими? (нет) -А почему нет? (потому что к людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе) -Верно, какую задачу мы с вами решили? (мы решили 3 задачу)
|
Коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать свои мысли, принимать участие в диалоге, умеют слушать и слышать собеседника. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, перерабатывать, применять полученную информацию, умение структурировать знания. Личностные: обучающиеся демонстрируют ответственность за свой выбор, проявляют мотивацию к учебной деятельности,объясняют и обосновывают с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки хорошие и плохие. Предметные: имеют представление о том, что такое «нравственность», «нравственное поведение», знают, как формируется нравственное поведение.
|
5) Инструктаж домашнего задания Задача: дать информацию и инструктаж по домашнему заданию. |
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований |
- Ребята, давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. -Вам необходимо будет дома найти и описать литературного героя по плану, близкого к идеалу нравственного человека, и объяснить свой выбор, почему вы считаете этого героя нравственным идеалом. План: 1. Название произведения, имя героя 2. Описание его поступков 3. Почему вы считаете его поступки нравственными, докажите? -Кому не понятно? (поясняю, если кому то не понятно)
|
Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию. Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать собеседника.
|
6) Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований · Формирование понимания личностной значимости
|
-Ребята, наш урок подходит к концу -Давайте вспомним, какая была тема урока? (ответы детей) -Давайте посмотрим на поставленные задачи, все ли мы задачи решили? (да все) - На слайде 6 представлены три не законченных предложения, ваша задача подумать и продолжить данные предложения 1. Сегодня на уроке, мне понравилось делать… 2. Сегодня на уроке, мне не до конца было понятно…. 3. Сегодня га уроке, мне было не интересно, потому что… (обучающиеся рефлексируют свою деятельность, несколько обучающихся спрашиваю) -Вы все большие молодцы, хочу поблагодарить вас за вашу активность, внимательность, урок светской этики окончен. До свидания! |
Регулятивные УУД: оценивают достижение на уроке. Коммуникативные УУД: умеют участвовать в диалоге, умеют отвечать на итоговые вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.