Конструкт урока по литературному чтению на тему: сказка Г.Х. Андерсена «Огниво», 2 класс
Оценка 4.9

Конструкт урока по литературному чтению на тему: сказка Г.Х. Андерсена «Огниво», 2 класс

Оценка 4.9
docx
02.06.2022
Конструкт урока по литературному чтению на тему: сказка Г.Х. Андерсена «Огниво», 2 класс
18.05.docx

Конструкт урока по литературному чтению

по преддипломной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дата: 18.05.2022

Класс: 2 Б

ФИО учителя класса: Таушканова Елена Викторовна

УМК: «Школа России»

Тема урока: сказка Г.Х. Андерсена «Огниво»

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

·         Личностные: обучающиеся проявляют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур других народов; художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания произведений художественной литературы; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

·         Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль внимания, коррекцию своих ответов и ответов одноклассников в ходе проверки, оценку и анализ собственной деятельности во время рефлексии), познавательные УУД (умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение анализировать объекты с целью выделения признаков, смысловое чтение), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем и сверстниками).

·         Предметные: обучающиеся демонстрируют умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений.

Цель: развитие умений вступать в диалог в процессе знакомства со сказкой Г.Х. Андерсена «Огниво».

Задачи:            

·         Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, уважительное отношение к мнению собеседника.

·         Развивающие: развивать обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль внимания, коррекцию своих ответов и ответов одноклассников в ходе проверки, оценку и анализ собственной деятельности во время рефлексии), познавательные УУД (умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение анализировать объекты с целью выделения признаков, умение смысловое чтение), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем и сверстниками).

·         Образовательная: познакомить обучающихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Огниво», развивать умения обучающихся: прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений.

Принципы воспитания и обучения:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип минимакса;
  • принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания:

•           Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

•           Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

•           Методы стимулирования: поощрение.

•           По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

•           Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

•           Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

•           Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:

  • Демонстрационное: мультимедийная презентация.
  • Индивидуальное: учебник по литературному чтению, пенал, дневник, рабочая тетрадь.

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
  3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина;  «Школа России»;

Структура урока:

1.       Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

2.       Актуализация опорных знаний и способов действий. (10 мин)

3.       Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы. (15 мин)

4.       Первичное закрепление. (10 мин)

5.       Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы, приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку..

 

методы развития познавательного интереса

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

формирование готовности к восприятию.

предъявление педагогических требований

 

-Здравствуйте, ребята.
- Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать учебник, пенал и дневник.

- Кто готов к работе – покажите знак «класс». (Сигнализируют)

- Прекрасно, вижу, что все готовы начать работать.

- Сейчас тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики. (Выполняют).

- Замечательно.

- Для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю послушать музыкальное произведение. Закройте глаза, расслабьтесь и пытайтесь вообразить картины.

Слушание «Времена года. Весна. Апрель. Подснежник Чайковский П.И».

- Ребята, какие эмоции, чувства вы испытывали при прослушивании музыки? Какие картины представлялись? Какие цвета представлялись?

- Спасибо вам за ваше мнение. Желаю, чтобы

- А теперь сели правильно. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! В течение урока соблюдаем правила посадки. 

Личностные: обучающиеся проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы..

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

формирование готовности к восприятию.

предъявление педагогических требований

беседа

 

- Перед тем, как узнать тему нашего урока проведем речевую разминку.

Речевая разминка

https://1.bp.blogspot.com/-EGTK_Z_lnjc/XtdQTYqz8UI/AAAAAAAACs0/LUEZbAujprAWWo-ENBkJImJrT3tmrYi3QCLcBGAsYHQ/s1600/img1.jpg 

Дыхательные упражнения.

  • Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку».
  • Представить, что на руке 3 свечи, глубокий вдох и выдох тремя порциями. Задуть каждую свечу.
  • -Для четкости произношения проговорим скороговорку.

Читает учитель быстро, учитель читает в нормальном темпе, вместе в медленном темпе, вместе быстрее, самостоятельное чтение скороговорки 1-2 обучающимися.

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

— Кто такой король?

Король — государь, управляющий королевством.

- Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.

- У вас отлично получается!

- Ребята, подскажите, какой раздел по литературному чтению мы сейчас изучаем? (Литература зарубежных стран)

- Скажите, пожалуйста, с какими сказками из этого раздела мы уже познакомились? (Кот в сапогах, Красная шапочка)

- Верно. Уже на протяжении нескольких уроков мы работаем с этим разделом и сегодня тоже продолжим знакомство с новым произведением.

- Ребята, вам интересно узнать, с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?

- Но для начала я предлагаю разгадать шифр, который поможет вам узнать имя и фамилию писателя произведения.

На экране:

НЕСРЕДНА НАИТСИРХ СНАГ

- Кто догадался, как нужно прочитать шифр? (Справа-налево)

- Верно.

- Кто разгадал шифр – покажите знак класс. (Сигнализируют о готовности)

- Вижу, молодцы. *Имя*, скажи, как зовут писателя? (Ганс Христиан Андерсен) Кто согласен с *Имя* – покажите класс.

- Все верно, молодцы.

На слайде портрет писателя

https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/Gans-Hristian-Andersen-1.jpg

- Ребята, знаком ли вам этот писатель? Знакомы ли вы с его произведениями? Какие?

-  Чтобы узнать, с каким произведением Г.Х. Андерсена мы сегодня познакомимся – предлагаю поставить звезды в порядке возрастания. (Дети ставят звезды и получают слово огниво.)

- Какое слово получилось? (Огниво)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Г.Х. Андерсен «Огниво»)

- Молодцы. Тема нашего урока сказка Г.Х. Андерсен «Огниво».

- Сегодня у нас необычный урок, мы продолжаем путешествовать в волшебный мир сказок.

- Чтобы нам было удобно работать, предлагаю составить план урока.

На экране:

  1. Узнать…
  2. Познакомиться…
  3. Прочитать…
  4. Ответить…

 

На доске представлены незаконченные предложения.

- *Имя*, прочитай. (Узнать. Познакомиться. Прочитать. Составить)

- Как вы считаете, что мы можем узнать? ДОП: знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя? (Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена)

– Ребята, как вы думаете, с чем мы можем познакомиться? С какой сказкой? (Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Огниво»)

- Хорошо. Что мы можем прочитать и как? (Прочитать выразительно сказку)
- На что мы можем ответить? (Ответить на вопросы по сказке)

- Отлично.

На доске:

  1. Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена
  2. Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Огниво»
  3. Прочитать выразительно сказку
  4. Ответить на вопросы по сказке

- Наш план составлен. Приступим к его выполнению.

Личностные: обучающиеся проявляют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур других народов; художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания произведений художественной литературы; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: постановка цели урока; коммуникативные УУД: умение слышать и слушать собеседника во время беседы; познавательные УУД:

умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.

 

Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала.

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

формирование готовности к восприятию.

предъявление педагогических требований

беседа

объяснение, демонстрация, упражнения

репродуктивные, объяснительное-иллюстративные.

методы развития познавательного интереса

поощрение и порицание.

оперативный контроль.

беседа

- *Имя*, прочитай, что мы должны узнать. (Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена)

- Ребята, знаете ли вы что-то о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена? А интересно узнать?

- Для этого приготовьтесь внимательно послушать биографию писателя, которую я буду вам читать.

- Для начала ознакомьтесь с вопросами, которые я вам задам, прочитайте их про себя.

Вопросы:

1.В какой стране родился Г.Х. Андерсен? (В Дании)

2. Кем работал писатель? (Работал танцором, певцом)

3. Как называется сказка, которую Г.Х. Андерсен написал в 30 лет? (Огниво)

- Ребята, можете ли вы ответить сейчас на эти вопросы? (Нет)
- Верно, пока что вы не знакомы с жизнью и творчеством этого автора.
-  Для того чтобы ответить на эти вопросы, я вам буду рассказывать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, а вашей задачей будет внимательно послушать мой рассказ и быть готовым ответить на вопросы, которые вы видите на слайде.

- *Имя*, скажи, что сейчас будем делать? (Внимательно слушать)

- Ребята, все услышали *Имя*? Кому задание непонятно, поднимите руку.
 - Обратите внимание на то, как правильно вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

Рассказ учителя:

В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправился в Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в тридцать лет ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.

  Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирно знаменит. (демонстрация презентации)

- Ребята, предлагаю вам проверить ответы на вопросы.
- *Имя*, прочитай, пожалуйста, 1 вопрос.

- Кто готов ответить?
- Ребята, поднимите руку, кто согласен с ответом *Имя*. (Аналогичная работа проводится с каждым вопросом).

- Ребята, а что интересного вы запомнили из моего рассказа?
 - Отлично, мы ответили на все вопросы.

- *Имя*, прочитай, пожалуйста, что мы узнали? (Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена)

- Выполнили мы этот пункт плана? Что для этого делали?

- *Имя*, прочитай, с чем мы должны познакомиться? (Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Огниво»)

- Для этого откройте учебник на 146-ой странице.

- *Имя*, прочитай название произведения (Огниво)

- Предположите, о чём это произведение. Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению?

- Что такое огниво, кто знает?

Огниво — приспособление для получения открытого огня. (на слайде изображение)

- Как мы сможем проверить правильность наших предположений? (Прочитаем произведение)

- Верно.

- Андерсен написал сказку на своем родном языке, а кто перевел ее на русский прочитайте в конце сказки на странице 149-ой.

- *Имя*, кто перевел на русскую эту сказку? (А.А. Фёдоров-Давыдов)

- Сказку перевел талантливый писатель и переводчик Федоров-Давыдов Александр Александрович.

- Откройте учебники на странице 146-ой. Читать сказку мы будем вслух по цепочке.

- Перевод сказки был написан давно, поэтому в этой сказке нам могут встретиться незнакомые слова.

- Познакомимся с этими словами. Внимание на экран!

- *Имя*, прочитай, что такое ...

Огниво — кусок камня или металла для высекания огня ударом о кремень.

Служивый – военнослужащий.

Плошка – плоский сосуд, тарелка, блюдце.

Медяки – медная монета.

Зала – большое покрытое помещение.

Жернов - мельничный каменный круг для размола зерна.

- Мы с вами познакомились со значением слов, которые могут встретиться вам в тексте.

- Будем разбираться со сказкой по порядку. (вопросы после каждой части)

- Я начну читать, вы следите пальчиком, потому что потом могу попросить прочитать любого из вас.

- Откуда шел солдат? (с войны)

- Кого встретил солдат по дороге домой? (Старую ведьму)

- Читаем далее. Что предложила ведьма солдату? (Денег, сколько его душе угодно)

- Что хотела ведьма, чтобы сделал солдат? (Влез на вершину дерева и спустился в дупло через дыру)

- Читаем далее. О чем рассказала старуха солдату? Что ему нужно было сделать, войдя в первую комнату? (расстелить голубой платок на полу, посадить на него собаку, собрать медяки)

- Читаем далее. Что ему нужно было сделать, войдя во вторую комнату? (посадить собаку на фартук, загребать серебро)

- Читаем далее. Что ему нудно было сделать, войдя в третью комнату? (посадить на фартук и забрать золота)

- Читаем далее. Что старуха попросила взамен в качестве благодарности? (принести ей старое огниво, которое было в дереве)

- Кого увидел солдат, спустившись вниз? (собаку с глазами, как плошки)

- Что солдат сказал псу? (Ах, ты мой красавец!)

- Что сделал солдат, чтобы набрать медяки из сундука?  (пересадил пса на ведьмин платок)

- Куда пошел солдат дальше? (в соседнюю комнату)

- Кого он там увидел? (пса с глазами чисто мельничные жернова)

- Что сказал солдат псу? (Уж ты бы не так пристально смотрел на меня, а не-то ведь и глазки заболят)

- Что сделал солдат, чтобы набрать серебра? (посадил собаку на платок, но увидев серебро в сундуке, живо выбросил медяки, набил серебром карманы и ранец)

- Куда после этого пошел солдат? (В третью комнату)

- Кого он увидел (пса, глаза которого были величиной с башню)

- Испугался ли солдат?

- Что он сказал псу? (добрый вечер)

- О чем подумал солдат, когда увидел пса? (нет, с меня довольно и этого)

- Почему солдат передумал? (увидел груду золота, пересадив пса на платок)

- Вытряхнул ли солдат серебро? (да)

- О чем забыл солдат? (достать огниво)

- Смог ли он разыскать огниво?

- Итак, ребята, мы с вами прочитали лишь отрывок этого произведения. В библиотеке вы найдете полный текст этой сказки и прочитаете дома.

- А сейчас давайте ответим на вопросы.

- Понравился ли вам фрагмент сказки, который мы с вами прочитали?

- Что каждому из вас особенно запомнилось?

- Какие особенности мира волшебной сказки ярко представлены в сказке «Огниво»?

- Назовите главных героев сказки? (солдат и ведьма).

- Как выглядела старая ведьма? (страшная и безобразная, с огромной нижней губой). 
- Какое задание дает ведьма солдату? (влезть внутрь дерева и набрать денег, а ей принести огниво).

- Какие трудности преодолел солдат? (страшные собаки).

- Набрал ли солдат денег? (да, он насыпал много золота) 
- Ребята, предположите, как события сказки будут развиваться дальше? (ответы детей)

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль внимания); познавательные УУД (умение анализировать объекты с целью выделения признаков, смысловое чтение), коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений.

 

 

Физминутка

Задача:

снять мышечное и эмоциональное напряжение

 

предъявление педагогических требований

- Встаньте из-за своих мест так, чтобы вам вокруг ничего не мешало.

- Я буду рассказывать стихотворения и показывать движения, а вы повторяйте эти движения за мной.

- Молодцы, отдохнули, поднабрались сил для дальнейшей работы.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Первичное закрепление.

Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся.

самостоятельная работа.

предъявление педагогических требований

- А сейчас мне бы хотелось проверить, насколько хорошо вы запомнили содержание сказки Г.Х. Андерсена «Огниво». Проведем мини-викторину.

- Сейчас я задам вам вопросы, отвечать будем только по поднятой руке.

- Назовите героев сказки.

- Куда шёл солдат с войны? (Домой)

- Где находился вход в подземелье? (в дупле дерева)

- Сколько собак было в подземелье? (Три собаки.)

- В подземелье, в котором оказался солдат, светло или темно? (Светло, там днём и ночью горят сотни памп.)

- Какие деньги находятся в сундуке первой комнаты? (Медные.)

- Когда солдат вылез из подземелья, какими деньгами были набиты его карманы, ранец, шапка и сапоги? (Золотыми)

- Как вы думаете, что в сказке вымысел?

Информация о домашнем задании:

- Вашим обязательным домашним заданием будет: найти полный текст сказки «Огниво», прочитать и приготовиться к пересказу сказки. А также еще одно задание, которое вы можете сделать по желанию: нарисовать иллюстрацию к любой части сказки на дополнительную отметку.

- (имя), что будешь делать в домашнем задании?

- (имя), скажи, как ты понял(а) домашнее задание?

- Ребята, откройте свои дневники, запишите домашнее задание по литературному чтению (На слайде Д/з).

Д/з: прочитать полный текст сказки «Огниво», подготовить пересказ сказки «Огниво».

- Отложите дневники на край парты.

Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательное и вежливое отношение друг к другу.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция,), познавательные УУД (умение анализировать объекты с целью выделения признаков); коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем и сверстниками).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений.

 

Рефлексия учебной деятельности.

Задача: самооценка результатов деятельности.

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

 

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Какую сказку мы сегодня прочитали?

- Какой была цель урока?

- Достигли ли мы цели урока? Что помогло?

- Испытывали ли вы сегодня трудности?

- Какую пользу из данной сказки вы для себя вынесли? Где могут пригодится полученные знания?

-Ребята, спасибо за ваше мнение, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Я хочу похвалить (Имя), за активность на уроке.

(Имя), за правильные ответы на уроке.

(Имя), за внимательность на уроке.

- Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! До свидания.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка), познавательные УУД (анализ, обобщение), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

 

 


 

Конструкт урока по литературному чтению по преддипломной практике по

Конструкт урока по литературному чтению по преддипломной практике по

Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение

Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение

Ход урока Этапы урока, задачи

Ход урока Этапы урока, задачи

Король на корону копейки копил,

Король на корону копейки копил,

Ребята, знаком ли вам этот писатель?

Ребята, знаком ли вам этот писатель?

На доске: Узнать о жизни и творчестве

На доске: Узнать о жизни и творчестве

Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки

Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки

Зала – большое покрытое помещение

Зала – большое покрытое помещение

Вытряхнул ли солдат серебро? (да) -

Вытряхнул ли солдат серебро? (да) -

Первичное закрепление. Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся

Первичное закрепление. Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022