КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Наши пальчики играют
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Мы рекомендуем такие игры:
— Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый»;
«Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в
мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет,
что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое».
— Игры с водой.
—
Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод
зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением на
званного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано
отверстие).
— Игры с пластилином.
—
Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие
кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бума
ги».
—
Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот
пальчик...», «Расскажи стихи руками».
—
Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные
картинки (2—4 части), кубики, мозаика.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
— Игровые задания должны постепенно усложняться.
— Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
—
Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переклю
чить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!).
—
Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок
неважно себя чувствует.
— Недопустимо переутомление ребенка в игре.
— Теперь поговорим о таком виде пальчиковых игр, как игровой пальчиковый массаж.
— Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
— Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; грецких орехов, детских грабелек, различных бигуди, и многое другое, насколько подсказывает фантазия.
Можно предложить массаж, используя бигуди.
Еду к деду
Задачи: развитие тактильного восприятия, ловкости.
Материал: бигуди
Ход игры. Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт вашим словам:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг. в яму
Бух!
Многие фольклорные и авторские пальчиковые игры сопровождаются пением, пальчиковый игровой массаж можно также делать под музыку.
Также существует много интересных упражнений с шариком массажером Су-Джок. Обыгрывать их можно по - разному. Вот, например, упражнение про зайчат:
ЗАЙЧАТА
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром! » - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось:
> большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потешки, песенки и повторяют их;
> дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;
> у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;
> дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.
Когда же можно проводить пальчиковые игры? Пальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания, после сна (по две-три минуты).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ:
1. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, причем
возможна лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание
слепленных букв с закрытыми глазами.
2. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для
волос
диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в
том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну,
а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
3. «Перекати». Перекатывание поочередно каждой рукой карандаша между
пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно.
4. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина
"Обезьянки").
Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх,
хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно
то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно
ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя),
либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на
другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).
Также это упражнение делается и на повтор движений руки. Взрослый, садясь
напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру"
(какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок
должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить
"фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо
зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает
у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя
рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев
руки.
5. Игры с рисованием. Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по
нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует
лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. Каждый старается нарисовать
позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных
геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
6. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже
игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не
требуются какие-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются
подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки,
крупа и т.д.
- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую
мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная
линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем
попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны),
буквы и т.д.
- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами,
затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок
научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои
варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку,
снеговика, мячики, бусы и т.д. -
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает
горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками
одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным,
большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.