Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
11.07.2018
Данный материал поможет родителям определить готов ли их ребёнок к школе. Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок - недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок - плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.
Работа с родителями Федосеева.docx
Работа с родителями в детском саду
Консультации для родителей
«Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Весна — время особых хлопот в семьях будущих
первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной
элитной гимназии к другой, что успеть записаться на
собеседование или тестирование. В некоторых мамы и
бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к
светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению
«Готовлю к поступлению в первый класс» или по
настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с
малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть
некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А
школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме:
«Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не
готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама,
конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых
«специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой,
этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и
до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи
освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно,
означает эта злополучная «готовность к школе», которая
доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так
сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя
история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к
школе». Но это довольно молодой термин. И проблема
готовности к школе тоже очень молодая. А возникла
проблема готовности в связи с экспериментами по обучению
шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с
восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни
учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения
столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся
методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того,
несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности
детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит
симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи.
Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания,
развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы,
чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его
- и получится отличник. Так не получается! Шестилеток
принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей.
Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А
через полгода выяснялось, что чуть ли не половина
отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них
надежд. Не то, что отличники из них не получались:
возникала проблема даже на уровне освоения программы.
Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети
плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы,
нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим
«лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять
ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего
сделать с ребёнком с помощью механического снижения
планки обучения, игнорируя законы его психологического
развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность - это определённый уровень психического
развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а
целостное и довольно сложное образование. Причём
неправильно суживать его исключительно до «готовности к
школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка
определённой готовности - готовности включаться в ролевые
игры, готовности отправиться без родителей в лагерь,
готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем
своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения
с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре.
Если он не готов ехать в лагерь без родителей,
оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов
играть по правилам университета, не сможет успешно
учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить
какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем,
читают или не читают вузовские преподаватели лекции в
старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как
правило, при работе со старшеклассниками пользуются
привычными для себя методами обучения - вузовскими. А
школьников нужно учить школьными методами. И блестящий
университетский профессор может сделать для развития
ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный
учитель. Точно так же вживление школьных методов
обучения в детский сад не является профилактикой
школьных трудностей. Как раз наоборот - оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития:
человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап
предыдущий. Характерный пример: психологическая служба
получила разрешение работать в детском доме. Набрав
всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий
психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки,
игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть
на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти
дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И
они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном
случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности,
которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника,
он должен качественно измениться. У него должны
развиться новые психические функции. Их невозможно
развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они
отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по
отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление,
память - это всё прекрасно. Только к школьной готовности
относится не только это. Огромное количество книжной
продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите - и
дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание
школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им
управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную
задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом:
первый показатель готовности к школе - «приём учебной
задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл
умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети
начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в
котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки
привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать
учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не
готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет
выделять общий способ действия. Он способен охватить
ситуацию целиком, её смысловую составляющую.
Дошкольник же на его месте будет действовать формально.
Вот пример. На одном занятии в детском саду
воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети
должны были придумать задачу по этой записи. И один
мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три
она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие
дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном
серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять - это
три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти
малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе - появление
специфической самооценки. Проводилось исследование
самооценки у дошкольников и младших школьников. Для
этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на
картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает
мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в
сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка
поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало,
вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло?
В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка
крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень
хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно
сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они,
потренируется и научится съезжать. Девочка тоже
подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём
это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей
действительности в качестве субъектов деятельности.
Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на
жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка
убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо,
значит - «я» плохой. Это значит - меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в
игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно
не интересует процессуальная сторона деятельности.
Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то,
только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы
своей деятельности. Если задача у него не получается,
дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по
изучению процессуальности у дошкольников и младших
школьников. Для этого был придуман механический
лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны
прорези, по которым могла двигаться куколка Красная
Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой.
Дошкольники и школьники совершенно по-разному
участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу
приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли
свою неудачу за счёт воображения. А школьников
интересовало, как именно куколка движется. Они могли
снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять
принцип управления механизмом. Главным был для них
вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной
готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот
диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с
испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное:
«Ваш ребёнок - недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок - плохой».
Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на
данный момент неготовность к школьному обучению значит
всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с
поступлением в школу надо повременить.
Он ещё не доиграл.
Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.