консультация

  • docx
  • 05.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация по зож.docx

Информация на пед. Совет

Подготовила: Сулима А.П.

Дата:22.02.2024г.

 

Роль родителей по формированию представлений о здоровом образе жизни

 

«Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»

Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка, чтобы у ребёнка с детства уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!». Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. Даже в холодное время года ребенок должен быть на свежем воздухе не менее 3-4 часов. Из-за плохой погоды не стоит отказываться от прогулок, можно лишь сократить пребывание ребенка на свежем воздухе в зависимости от времени года. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Какие бывают прогулки?

• Познавательные. Во время прогулки вы рассказываете обо всем, что вас окружает: о деревьях и птицах, о времени года и его приметах, о людях, детях, профессиях, о транспорте, магазинах

• Спортивные. Если вы не играете с малышом в мяч или другие спортивные игры, можно ходить в разном темпе, то быстро, то медленно. Нужно считать и шагать в ритм счета. Можно попрыгать на месте. Можно напевать ритмичную песенку вместе с ребенком и шагать в такт.

• «Собирательные». Особенно хороши такие прогулки осенью, когда можно набрать каштанов, желудей, разноцветных осенних листьев, веточек. Потом этот природный материал можно будет использовать в различных детских поделках.

• Развивающие. С детьми старше трех лет на прогулках легко заниматься счетом изучением букв и цифр. Все, что вас окружает, станет прекрасным наглядным пособием. Можно считать детей, гуляющих во дворе, голубей, сидящих на карнизе, машины на стоянке. Можно придумывать простые и понятные задачки.

• Коммуникабельные. Если ребенок застенчив, то прогулка на детской площадке – прекрасный повод познакомиться и завести друзей, преодолев застенчивость. Всячески поддерживайте ребенка в желании познакомиться. Научите его делиться игрушками, играть в игры совместно. 

Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).

Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3дня прибавляйте по одной минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6- летних - до 20-25 минут и для 5-7- летних- до 20-30 минут. В осеннее -зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала. Купание в открытых водоемах- самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2-3 летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.  Температура воды должна быть не менее 22-23 С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе -от 11 до 12 часов, на юге- от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18 градусов Цельсия. Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды. Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. График дня ребенка делится на три части: «утро», «обед» и «вечер». В утреннее время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры, погулять на свежем воздухе, заняться физкультурой, а после обеда мы рекомендуем сон с прослушиванием чтения детских книг или спокойной музыки. Вечернее время лучше всего отвести для общения ребёнка с родителями: в этом возрасте потребность ребёнка в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют вашего ребенка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Помните, здоровье ребенка в ваших руках!

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.