Консультация для
родителей
«Почему ребенку нужна игра»
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)
«Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев)
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время,
когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить,
общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре,
рисовании, конструировании, танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают:
без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3
до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка
и закладывает основы его будущего становления. Игра – школа общения. Главным
условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между
людьми. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра
рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а
вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих
отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень
разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и
внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма,
враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа
уступок и терпимости.
Основной мотив игры – действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей
появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал
для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».
Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну
пожалуйста! ». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись
наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем
в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет
сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к
ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя
роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной
появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для
него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?
». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит, он принял
роль.
Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то
начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие
роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по
мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали
игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не
проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.
Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним
играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были
детьми.
Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он
живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими
людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или
деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение –
психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной
адаптации в новом коллективе.
Когда дети играют дома – родителям приятно. Но что такое детская игра? Для чего
она? Некоторые родители считают, что это баловство, шалости, забава, которые
ребёнку ничего не дают. Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы.
Оказывается, игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения
до семи лет психологи, учёные выделяют три вида деятельности: 1 – Общение от
рождения до года. 2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность. 3 –
С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая. Почему ведущий? Потому
что развивают все психические процессы детей, мышление и речь, внимание,
память, воображение. Жизнь малыша - это период, когда он избавлен от труда, от
учёбы, не страшится ни холода, ни голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным
образом появляется на столе, в шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь
ему хочется принять участие в жизни взрослых людей. Пусть не по – настоящему,
пусть «понарошку». А что в это поиграть? Зачем ждать, когда вырастешь, когда
уже сейчас можно сесть за штурвал корабля, слетать в космос, быть пожарником,
спасателем, доктором, или просто мамой, папой. А много и не надо, возьми
предметы пусть маленькие, упрощённые и пользуйся, дерись с пиратами, защищай
родину от врагов. И ребёнок играет. Уже на втором году жизни кормит куклу,
купает её. Кажется, простое подражание, но какой шаг в развитии. Он может
использовать лоскуток как одеяло, палочку как ложечку, пить из пустой кружки.
Появляется воображение, он использует заменители предметов. Но вы рядом. Он
играет, но косвенно обращается к вам, ему нужно получить одобрение и оценку.
Уйдите из комнаты и игры, нет. С трёх до пяти лет игра становится сложнее. Дети
хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе, берут роли, братья,
сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по
телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже не только будни, но и жизнь
города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман - человек – паук. И ему
всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из
бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое.
У родителей возникают вопросы: сколько времени должен играть ребёнок, стоит ли
отвлекать другим занятием? Ответ: Надо дать ребёнку возможность играть.
Если он не наиграется в детстве, то не будет успеха в серьёзной деятельности.
Ребёнок развивается в игре – учится обобщать, анализировать то, что нужно,
развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Педагоги говорят –
каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.
Если ребёнок хорошо играет – значит, он учиться мыслить, действовать, значит он
не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени
на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид деятельности, орудие
самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит,
ребёнок развивается правильно!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.