Успех логопедической работы с детьми-дизартриками в детском саду во многом зависит от того, насколько окружающие ребенка люди способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Л.С. Выготский говорил, «то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно» (1932). Взрослый, которому ребенок доверяет, ориентируется и подражает это его родители, близкие ему люди.
Родители начинают общаться с младенцем, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении.
Основные рекомендации родителям, имеющим ребенка раннего возраста: как можно больше разговаривать с ним, читать малышу книги, рассказывать потешки, описывать все, что делают; не допускать сюсюканья при общении; говорить четко и выразительно.
Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода и зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, выбора хорошего специалиста, настойчивости и терпения родителей.
Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать, часто используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать, а родители не уделяют этому внимания.
Результат - такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи. Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком. Но работу в домашних условиях можно проводить только после консультации с неврологом и логопедом. Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком:
1. Выработка мотивации.
2. Контроль за выполнением заданий и речью детей.
3. Заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой логопедом, и ее результатах. Родители детей с дизартрией должны учитывать, что речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи.
Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:
1. Гимнастика для щек и губ:
- надуть губы и щеки;
- надуть щеки поочередно;
- втянуть щеки (между зубов);
- сымитировать сосательные движения;
- вибрация губами.
2. Гимнастика для нижней челюсти:
- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;
- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.
3. Гимнастика для языка:
- облизывание губ;
- упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.
4. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.
Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость.
У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:
- Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.
- Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).
- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.
- Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).
- Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.
- Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.
- Передвигать косточки на счетах.
- Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.
- Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.
- Лепить из пластилина.
- Собирать мозаику.
- Заниматься конструированием.
Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:
- На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.
- Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).
- Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.
- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).
- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.
- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами. Дети с дизартрией могут испытывать трудности в еде и самообслуживании.
Им нужно помогать в меру, иначе может пострадать развитие их самостоятельности (с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой; закрепить посуду на подносе). При обучении питью сначала используют резиновую трубку для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами.
Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что способствует выработке правильного звукопроизношения.
Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр., полезны следующие упражнения: захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц; застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка.
Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.
Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.
Упражнения:
- раскрашивание картинок;
- точное обведение контуров предметов;
- рисование простых предметов по проставленным точкам;
- соединение данных точек линиями разного направления;
- штриховка.
Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.
Литература
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1989.
2. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1985.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.