Консультация для родителей "Что такое дизартрия "
Оценка 5

Консультация для родителей "Что такое дизартрия "

Оценка 5
Документация
docx
родителям
18.11.2021
Консультация для родителей "Что такое дизартрия "
Материал для родителей . Дети с диагнозом дизартрия. Что делать?
Консультация для родителей дизартрия у детей.docx

Консультация для родителей дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это расстройство произношения, возникающее в результате иннервации в артикуляционной мускулатуре при поражениях нервной системы (иннервация – нарушение соединений нервных окончаний с органами и тканями).

 При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.

 Причинами дизартрии у детей являются:

- детский церебральный паралич (80% случаев);

- повреждения ЦНС, возникающие в перинатальном периоде (токсикозы беременности; резус-конфликт; травмы при родах; недоношенность гипоксия плода; соматические болезни матери; патологическое течение родов; асфиксия новорожденного; гемолитическая болезнь новорожденного (физиологическая желтуха);

 - причины нарушения речи в раннем детстве (до 2 лет): перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит); гидроцефалия; тяжелые интоксикации; гнойный отит среднего уха; черепно-мозговая травма

Успех логопедической работы с детьми-дизартриками в детском саду во многом зависит от того, насколько окружающие ребенка люди способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Л.С. Выготский говорил, «то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно» (1932). Взрослый, которому ребенок доверяет, ориентируется и подражает это его родители, близкие ему люди.

Родители начинают общаться с младенцем, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении.

Основные рекомендации родителям, имеющим ребенка раннего возраста: как можно больше разговаривать с ним, читать малышу книги, рассказывать потешки, описывать все, что делают; не допускать сюсюканья при общении; говорить четко и выразительно.

Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода и зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, выбора хорошего специалиста, настойчивости и терпения родителей.

 Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать, часто используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать, а родители не уделяют этому внимания.

 Результат - такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи. Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком. Но работу в домашних условиях можно проводить только после консультации с неврологом и логопедом. Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком:

 1. Выработка мотивации.

2. Контроль за выполнением заданий и речью детей.

3. Заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой логопедом, и ее результатах.  Родители детей с дизартрией должны учитывать, что речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи.

 Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

 1. Гимнастика для щек и губ:

- надуть губы и щеки;

 - надуть щеки поочередно;

- втянуть щеки (между зубов);

- сымитировать сосательные движения;

 - вибрация губами.

2. Гимнастика для нижней челюсти:

 - открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;

 - прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.

3. Гимнастика для языка:

- облизывание губ;

 - упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.

4. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость.

У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:

 - Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.

 - Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).

- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.

 - Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).

 - Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.

 - Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.

- Передвигать косточки на счетах.

 - Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.

 - Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.

 - Лепить из пластилина.

- Собирать мозаику.

 - Заниматься конструированием.

 Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

 - На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

 - Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).

 - Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.

 - По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами. Дети с дизартрией могут испытывать трудности в еде и самообслуживании.

Им нужно помогать в меру, иначе может пострадать развитие их самостоятельности (с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой; закрепить посуду на подносе). При обучении питью сначала используют резиновую трубку для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами.

 Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что способствует выработке правильного звукопроизношения.

Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр., полезны следующие упражнения: захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц; застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.

Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.

 Упражнения:

 - раскрашивание картинок;

- точное обведение контуров предметов;

- рисование простых предметов по проставленным точкам;

 - соединение данных точек линиями разного направления;

 - штриховка.

 Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

 

 Литература

1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1989.

2. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1985.


 

Консультация для родителей дизартрия у детей

Консультация для родителей дизартрия у детей

Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи

Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи

Передвигать косточки на счетах

Передвигать косточки на счетах

Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка

Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2021