Консультация для родителей. Использование мнемотехники в образовательном процессе ДОУ
Оценка 4.6

Консультация для родителей. Использование мнемотехники в образовательном процессе ДОУ

Оценка 4.6
docx
19.01.2024
Консультация для родителей. Использование мнемотехники в образовательном процессе ДОУ
Консультация Использование мнемотехники в образовательном процессе ДОУ.docx

Консультация для родителей ДОУ. Использование мнемотехники в образовательном процессе ДОУ.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника – – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

·         маленький словарный запас,

·         неумение согласовывать слова в предложении, составлять рассказ,

·         нарушение звукопроизношения,

·         плохое развитие связной речи,

·         несформированность психических процессов,

·         несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать: 

·         зрительную и слуховую память

·         зрительное и слуховое внимание

·         воображение

·         восприятие

·         развивает кругозор

·         развивает все стороны речи

Методы и приёмы мнемотехники.

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

·         зрительного

·         слухового

·         кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)

·         обонятельного

·         вкусового

·         осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств( «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?», «Кто позвал?», «Парные открытки»)

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

·         метод «крокированния» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:

·         Закрепление различных методов запоминания.

·         Развитие фотографической памяти.

·         Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.

·         Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

·         метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

·         Ребенок «переносится» в какую-либо воображаемую ситуацию.

·         Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

·         Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

·         «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.

Например:

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают слова-украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку. Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)

·         метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д., не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

·         метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например:

Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – дерево –гнездо – птица – самолёт – машина)

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:

·         «Найди отличия»

·         «Что изменилось»

·         «Не зевай»

·         «Запрещённое движение»

·         «Рассеянный художник»

·         «Лабиринты»

·         «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Начинать работу с детьми любого возраста необходимо сознакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

·         для ознакомления детей с окружающим миром ( знакоство с профессиями взрослых)

·         при заучивании стихов

·         при пересказах художественной литературы

·         при обучении составлению рассказов

·         при отгадывании и загадывании загадок

·         для обогащения словарного запаса

·         при обучении составу числа

·         при воспитании культурно-гигиенических навыков

·         при воспитании навыков самообслуживания

·         при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

·         чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

·         быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

·         соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1.     обучающие - содержат познавательный материал.

2.     развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

·         Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

·         Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

·         Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

·         Здоровье сбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

·         Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания. 4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах). 5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.


 

Консультация для родителей ДОУ

Консультация для родителей ДОУ

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи: ·

Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи: ·

Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т

Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т

Мнемотаблицы-схемы можно использовать: · для ознакомления детей с окружающим миром ( знакоство с профессиями взрослых) · при заучивании стихов · при пересказах художественной литературы ·…

Мнемотаблицы-схемы можно использовать: · для ознакомления детей с окружающим миром ( знакоство с профессиями взрослых) · при заучивании стихов · при пересказах художественной литературы ·…

Здоровье сбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка

Здоровье сбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2024