Консультация для родителей
«Право-лево: формирование
пространственно – временных представлений»
Учитель-логопед: Кудрина К.А.
Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире нашим малышам придётся усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве - умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются ребёнку более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребёнка нужно учить.
Начиная с трёхлетнего возраста нужно начинать формировать у ребёнка представление о правой и левой стороне тела. Если не освоить этот навык в детстве, проблемы с ориентированием в пространстве могут остаться даже тогда, когда ребёнок вырастет.
Наш сегодняшний материал посвящён тому, как научить ребёнка различать право и лево и как закрепить это умение при помощи игр и упражнений…
1. Ощущение своего собственного тела:
Маленьким детям нужны конкретные ассоциации с изучаемыми понятиями, поэтому самый верный путь — начать со знакомства с собственным телом, его левой и правой сторонами.
Обычно уже к трём-четырём годам ребёнок увереннее орудует вилкой или бросает мяч правой или левой рукой. Отталкивайтесь от этого: объясните ребёнку, что правая рука — та, которой он держит карандаш или ложку (у леворуких детей, естественно, наоборот).
Следующий этап — рассказать ребёнку, что все части тела, которые располагаются с той же стороны, что и ведущая рука, тоже называются правыми. Затем самое время приступать к практическим упражнениям…
Одевайтесь по порядку:
Понятия «лево» и «право» лучше всего усваиваются через повторяющиеся повседневные действия, например, одевание. Договоритесь с ребёнком-правшой, что он всегда сначала надевает правый носок, затем левый; правый ботинок, затем левый; правую варежку, затеи левую и т.д., а левше будет легче начинать с левой стороны.
Делайте зарядку:
Утренняя зарядка принесёт ещё больше пользы, если вы будете проговаривать команды, которые ребёнок должен выполнить: попрыгать на правой ноге, а затем — на левой; подбросить мяч правой рукой, а поймать левой; поднять правую руку вверх, затем левую руку; правую руку положить на левое плечо, и наоборот, левую руку положить на правое плечо; правой рукой дотронуться до левого уха, и наоборот, левой рукой до правого уха; потрогать правой рукой левую ногу, и наоборот, левой рукой правую ногу; повернись направо, повернись налево и т.д.
2. Определяем положение предметов в пространстве:
Когда ребёнок хорошо усвоил понятия «право» и «лево» на примере собственного тела, объясните ему, что все объекты, находящиеся от него по левую руку, находятся с левой стороны, а те, что ближе к правой руке — с правой. Когда нам нужно повернуть налево, мы разворачиваем наше тело в сторону левой руки, и наоборот.
Отрабатывать эти принципы нужно ежедневно в бытовых ситуациях: почаще просите ребёнка приносить вам самые разные предметы, стоящие справа или слева на столе, комоде или книжной полке; попросите ребёнка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся справа от него, а затем – слева от него.
На улице рассказывайте ребёнку, куда вы сейчас повернёте или с какой стороны вы увидели красивую машину, птицу или здание. Помогут также динамичные и увлекательные игры…
«Мяч:»
Попросите ребёнка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребёнок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.
«Где звенит колокольчик:»
Ребёнку даётся колокольчик, в который он может позвенеть, называя его пространственное расположение по отношению к себе. Например, «Колокольчик звенит у правого уха» или «Колокольчик звенит с левой стороны» и т. д.
«Познавательная прогулка:»
Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «здесь мы с тобой повернём налево», «справа растёт сосна», «машина поехала направо» и т.п.
«Соотношение между предметами:»
Разложите на столе игрушки, например: в центре – кукла, справа – кораблик, слева – котик, сзади – мишка, спереди – зайчик. Ребёнок должен ответить на вопросы:
Какая игрушка перед куклой?
Что находится между корабликом и котиком?
Какая игрушка за куклой и т.д.
3. Ориентировка на плоскости (листе бумаги):
В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего, объясните ребёнку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол. Для закрепления и уточнения знаний детей о этих понятиях можно провести различные игровые упражнения…
«Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа):
Взрослый рисует на листе бумаги А4 (справа) гараж. Ребёнок вырезает из цветной бумаги машинку. Играем: машина «едет» из дома в гараж (свои действия ребёнок сопровождает указанием направления движения: «слева направо», можно изменить местоположение гаража и машины и двигаться «справа налево»).
«Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа):
Ребёнок выкладывает снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берёт каждую снежинку и показывает, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождает словами: «сверху вниз».
«Укрась ёлку:»
Взрослый рисует ёлку в середине листа А4. Ребёнок вырезает круги (шарики) разного цвета из цветной бумаги. Взрослый говорит, а ребёнок выкладывает круги, сделанные из бумаги на ёлку: «В центре – синий шар, справа от него – жёлтый, внизу – красный» и т. п.
«Графический диктант:»
Очень эффективный метод – рисование по клеткам. Взрослый диктует, а ребёнок проводит линии в заданном направлении.
4. Вывод: выполняя регулярно такие задания, ваш ребёнок обязательно запомнит, как различать «право» и «лево». Это очень важно при обучении в школе, так как предупреждает появление дисграфии и дислексии, способствует усвоению геометрического материала.
Желаю вам, родители, прежде всего терпения и удачи!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.