Консультация для воспитателей
«Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в детском саду»
подготовила воспитатель
по изо деятельности Нагорняк И.М.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практике на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (аппликация, рисунок). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в детском саду может стать необычным решением задачи творческого развития детей.
Пластилинография способствует в первую очередь снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
При успешном овладении методикой рисования пластилином можно создавать сюжетные картинки, оригинальные подарки для родителей.
У ребёнка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит более выразительной. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
- освоение новых приёмов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
- развитие мелкой моторики
- ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии.
Рекомендации по организации в технике пластилинография.
1.Во избежание деформации картинок в качестве основы следует использовать плотный картон. Предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесённая на неё клейкая плёнка. Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под плёнкой. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит его «жизнь».
2.При создании пластилиновых картинок следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит ещё не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
3.Чтобы дети лучше усвоили и закрепили, навыки обучение следует, проводить поэтапно. Сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных (сюжетных).
4.В процессе обучения детей пластинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познание труда.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. В конце занятия воспитатель может предложить им обыграть свою поделку. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности , облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Ещё один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей, условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали.
Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процесс занятий пластилинографией. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.