Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для воспитателей
«Использование на занятиях игр для развития пространственной ориентировки»
Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
2.12.2025г.
Добрый день, уважаемые воспитатели! Сегодня, согласно годового плана работы, я предлагаю затронуть вопрос «Использование на занятиях игр для развития пространственной ориентировки».
Роль пространственного представления в развитии детей очень велика. Пространственный гнозис – один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс.
Пространственно-временные представления включают в себя величины, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела, представления о последовательности смены явлений и состояний материи, а именно о смене времени суток, времен года, дней недели.
Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Развитие пространственной ориентировки лежит в основе формирования познавательной деятельности школьников.
Нарушения пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно при овладении им навыками орфографически правильного письма.
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в использовании в речи предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, живых существ. Школьники испытывают затруднения при использовании прилагательных толстый –тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, большой – маленький. У наших детей с умственной отсталостью наблюдается запаздывание формирования схемы тела. Дети путаются в дифференцировании правой и левой руки, глаз, ушей, плеч и т. д.
Ориентировка на листе бумаги формируется с запозданием. Так же наблюдается стойкая проблема при обозначении единиц времени, частей суток, дней недели, времен года, путаются при определении времени по механическим часам.
Недостаточно развитая ориентировка во времени у школьников проявляется в ошибках грамматического оформления устной речи, а в последствии в ошибках при письме.
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1. Ориентировка в собственном теле;
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Ребенок учится различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. Независимо от того ребёнок левша или правша, названия рук остаются (как и других частей тела) общепринятыми. (показ правой руки, левого плеча, правой брови, и т.д.)
Сложнее выполнение происходит при показе зеркальном (учитель перед детьми).
У ребят часто происходит путаница при задании смешанного характера, н-р: назови предметы справа от твоей правой руки и др.
А сейчас я предложу вам немного поиграть.
Игра «Вопрос- ответ».
- вопрос: какое сегодня число?
- назовите соседей числа 2.
- вопрос: какой сегодня день недели?
- назовите соседей дня недели вторник.
- вопрос: какой сейчас месяц?
- назовите соседей месяца декабрь.
- вопрос: какое сейчас время года?
- назовите соседей времени года зима.
Игра « Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары ладонью правой и левой.
Правой – два, а левой – три,
правой трижды повтори,
правой – раз, левой – два: не запутался едва.
Игра «Кто точнее»
(на уточнение пространственных взаимоотношений).
1. В колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.
2. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.
(в помощь учителю физкультуры)
3. Выполни по образцу.

-работа
в парах
-
работа в группах
Игра «Собери слово», «Собери предложение»
(на уточнение пространственных взаимоотношений фигур и букв)
-каждый
(на развитие слов-антонимов)
- в парах
- каждый
(предложение)
(на употребление предлогов)
- все
«Нейроупражнения»
(на активизацию работы полушарий головного мозга)

/ .
. ǀ
/ –
– .
\ /
Навык развития пространственной ориентировки мы используем и при развитии и закреплении в заданиях по звуковому анализу и синтезу слов (где ребята продолжают путаться в определениях звуков), а так же по слоговому анализу и синтезу (где так же ребята допускают ошибки). А так же и в работе с упражнениями, направленными на преодоление ошибок на уровне предложения и текста.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью мы учим детей ориентироваться в пространстве.
Таким образом, использование аналогичных упражнений на занятиях в группах воспитанников мы способствуем коррекции формирования пространственной ориентировки у школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.