Консультация для воспитателей "«Использование на занятиях игр для развития пространственной ориентировки»

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для воспитателей, 2.12.2025г..docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Использование на занятиях игр для развития пространственной ориентировки»

 

                                                                

 

 

 

                                                                  Масленникова М.В., учитель-логопед, 

                                                                  высшая  квалификационная категория

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.12.2025г.

Добрый день, уважаемые воспитатели! Сегодня, согласно годового плана работы, я предлагаю затронуть вопрос  «Использование на занятиях игр для развития пространственной ориентировки».

Роль пространственного представления в развитии детей очень велика. Пространственный гнозис – один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс. 

Пространственно-временные представления включают в себя величины,  местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела,   представления о последовательности смены явлений и состояний материи, а именно о смене времени суток, времен года, дней недели.  

         Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Развитие пространственной ориентировки лежит в основе формирования познавательной деятельности  школьников.

Нарушения пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно при овладении им навыками орфографически правильного письма.

          Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в использовании   в речи предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения            предметов, живых существ. Школьники испытывают затруднения при   использовании прилагательных толстый –тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, большой – маленький. У наших детей с умственной отсталостью наблюдается запаздывание формирования схемы тела. Дети путаются в дифференцировании правой и левой руки, глаз,  ушей, плеч и т. д.

          Ориентировка на листе бумаги формируется с запозданием. Так же  наблюдается стойкая проблема при обозначении единиц времени, частей суток, дней недели, времен года, путаются при определении времени по механическим часам.

          Недостаточно развитая ориентировка во времени у школьников проявляется в ошибках грамматического оформления устной речи, а в последствии в ошибках при письме.

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1. Ориентировка в собственном теле;

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

Ребенок учится различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. Независимо от того ребёнок левша или правша, названия рук остаются (как и других частей тела) общепринятыми.  (показ правой руки, левого плеча, правой брови, и т.д.)

Сложнее выполнение происходит при показе зеркальном (учитель перед детьми).

У ребят часто происходит путаница при задании смешанного характера, н-р: назови предметы справа от твоей правой руки  и др.

А сейчас я предложу вам немного поиграть.

 

Игра «Вопрос- ответ».

- вопрос: какое сегодня число?

- назовите соседей числа 2.

- вопрос: какой сегодня день недели?

- назовите соседей дня недели вторник.

- вопрос: какой сейчас месяц?

- назовите соседей месяца декабрь.

- вопрос: какое сейчас время года?

- назовите соседей времени года зима.

 

Игра « Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»

Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары ладонью правой и  левой.

Правой – два, а левой – три,

правой трижды повтори,

правой – раз, левой – два: не запутался едва.

 

          Игра «Кто точнее»

 (на уточнение пространственных взаимоотношений).

1. В колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.

2. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.

(в помощь учителю физкультуры)

3. Выполни по образцу.

 

 

-работа в парах

 

- работа в группах

 

Игра «Собери слово», «Собери предложение»

(на уточнение пространственных взаимоотношений фигур и букв)

 

-каждый

 

 

(на развитие слов-антонимов)

- в парах

 

 - каждый

(предложение)

(на употребление предлогов)

- все

 

«Нейроупражнения»

(на активизацию работы полушарий головного мозга)

 

 

 

 

 

             /           .

.           ǀ

/           –

–           .

\           /

 

Навык развития пространственной ориентировки мы используем и при развитии  и закреплении  в заданиях по звуковому анализу и синтезу слов (где ребята продолжают путаться в определениях звуков), а так же по слоговому анализу и синтезу (где так же ребята допускают ошибки). А так же и в работе с упражнениями, направленными на преодоление ошибок на уровне предложения и текста.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью мы учим детей ориентироваться в пространстве.

Таким образом, использование аналогичных упражнений на занятиях в группах воспитанников мы способствуем коррекции формирования пространственной ориентировки у школьников.