Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
01.12.2018
Арт - терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности». «Арт - терапия - лечение через творчество - забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. Она вызывает симпатию и уважение, превращая искусство в средство для оздоровления детей. Арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство!»
Оздоровление дошкольников через арт - терапию.docx
Т. А. Маренина
воспитатель первой категории
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 132 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Консультация для педагогов и родителей
«Оздоровление дошкольников через арт терапию»
«Арт терапия лечение через творчество забота о человеке, психологическая
помощь и поддержка. Она вызывает симпатию и уважение, превращая искусство в
средство для оздоровления детей. Арттерапия легко и весело манифестирует
глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство!»
Юрий Красный, педагог, художник, поэт.
Арт терапия это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого
потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также
«забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности».
Наталья Ткаченко, психолог, арттерапевт.
Не секрет, что именно дошкольное детство один из самых важных этапов в жизни ребенка.
В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок
получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди
них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные
знания. Наша задача, специалистов дошкольного образования заключается в том,
чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него
психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Работа над
этими проблемами поспособствовала мне поиску новых технологий в работе с детьми. И
наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арттерапия. Арттерапия имеет широкие
возможности в развивающей и коррекционной работе с детьмидошкольниками. Позволяет
развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со
сверстниками. Помимо всего прочего, арттерапия прекрасный способ безболезненно для
других выразить свои эмоции и чувства.
Именно «арттерапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в
работе с детьми.
Разновидности арттерапии для детей это: изотерапия ( лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой,
декоративноприкладным искусством и др.)
сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
игровая терапия (лечебное воздействие через сильное влияние на развитие личности
ребенка и способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких
отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение
ребенка, его социализация;
песочная терапия (лечебное воздействие в том, что ребёнок получает опыт создания
маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права
строить свою жизнь, свой мир собственными руками);
музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки);
фототерапия ( лечебное воздействие через создание фотографических образов,
дополняя их разного видами творческой деятельности, включая изобразительное
искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
В этой технологии в условиях, обеспечивающих поддержку человеку, с целью
стимулирования его личностного роста, развития и исцеления, используются разнообразные
формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:
движения (танец, игра, физические упражнения)
рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)
живописи (рисование красками)
скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)
музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных
композиций)
вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)
импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)
Используя формы и методы арт терапии необходимо соблюдать следующие условия:
1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
2. Не должно быть принуждаю.
3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать,
лепить, почитать.
4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.
5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и
если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка. 7. Не только сами радуйтесь произведению ребенка, но расскажите о творческой удаче
родителям, вывесите удачные работы на видном месте.
Особенность арт терапии имеет важность творческого акта, где спонтанное рисование и
лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением
художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности,
которые конечный продукт творчества помогают обнаружить в психической жизни творца.
Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно
включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий образ, который ни
ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Метод арттерапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с
детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и
родителями.
Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка, так как к него
развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает
межполушарное взаимодействие мозга.
Факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии:
фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию
человек может выразить свои чувства, потребности и мысли.
фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – во время беседы и обсуждения
продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и
результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания.
Преимущества метода арттерапии в том, что:
предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой
манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами
разрядки напряжения;
ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания
легче выражаются с помощью зрительных образов;
дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;
позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты,
смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания
детства, сновидения);
помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; развивает и усиливает внимание к чувствам;
усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную
компетентность.
Важное значение в арттерапии для развития личности имеет удовлетворение,
возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.
Таким образом использование средств арт терапии дает возможность неформально
реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в
разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно
эстетической и т.д.). Как показывает наш опыт работы, использование арт
терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие
ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, дает больший
воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» СанктПетербург 2003г.
2. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
3. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» Москва 2005г
4. Копытин А.И., Методы арттерапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото
центр. 2012г.
5. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
6. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160с.
7. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арттерапевтическая работа с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
143554824.
Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
Консультация для педагогов и родителей «Оздоровление дошкольников через арт - терапию»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.