«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Консультация для родителей
«Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому
развитию».
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.
Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие
явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое
распространение бульварной литературы, агрессивнопримитивная речь телевизионной
рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания
детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время
наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает
возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели
речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых,
заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях
работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные
исследования учёныхпедагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики
(ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.)
показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно
решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный
возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают
сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски
своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в
волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем
оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются
внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при
этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает
игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная
направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование
лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях
создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально –
чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием
образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме
даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той
действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью
сказки. Четырепять лет апогей сказочного мышления. Сказка это такая знаковая
система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 35 лет наиболее понятныи близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте
дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их
манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими
персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем
с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях
содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 56 лет ребенок
предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,
характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный
для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в
сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и
упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с
метафорой.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен
быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не
должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя
"исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда
проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной
атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические
эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в
настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей? Вопервых, ребенок понимает, что взрослых
интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Вовторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения
конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы
проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
Втретьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его
поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение результат ощущения
собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с
необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так
необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны
мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе
приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения
между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно
устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки
с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи впроцессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного
возраста, имеющими нарушения речи, у нас созданы следующие условия :
наличие научнометодической и материальной базы (художественная литература, пособия,
оборудование, , канцтовары) ;
практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при
использовании этого метода (конспекты занятий и т. д.) ;
консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение
речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ;
наличие специалистов: психолог, логопед, учитель изодеятельности, которые работают с
тесном содружестве.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе
сказки;
взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться
эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не
только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать
злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому
горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные
общечеловеческие ценности.Сказкотерапия направлена на повышение детской
самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Сказкотерапия это:
1.процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;
2.процесс переноса сказочных символов в реальность;
3.созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление
прожитого,моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной
сказки;
4.терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5.выявление и развитие творчесских способностей;
6.снижение уровеня тревожности и агрессивности;
7.развитие способности к эмоциональной регуляции и естесственной коммуникации;
8.развитие умения преодолевать трудности и страхи;
9.формирование навыков адекватного выражения эмоций;
10.укрепление союза "РебенокРодительПедагог";
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
перессказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового
рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о
роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по
использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения.
Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при
формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно
положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного
творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.
Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую
задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно
педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания,обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде
непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития
речи.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного
запаса детей, на развитие их воображения и мышления.