Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".
Оценка 4.7

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Оценка 4.7
Работа с родителями
DOC
дефектология
Детсад
13.02.2017
Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".
В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.). Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может осуществляться в определённой последовательности с применением речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.
E3E1~1.DOC
Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями        В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.).       Многие   авторы   отмечают,   что   закрепление   поставленных   звуков   может   осуществляться   в   определённой   последовательности   с   применением   речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.          Вместе с тем в ряде практических пособий предлагаемый для этого лексико – грамматический материал не вполне отвечает методическим требованиям проведения автоматизации   и   дифференциации   звуков.   Если   этот   материал   используется специалистом без осуществления необходимого отбора, то практически неизбежно появление ошибок в реализации соответствующей логопедической технологии.       Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый ряд требований. Наиболее важными из них являются следующие.       При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков   важно   учитывать   индивидуальные   особенности   усвоения   нормативного звукопроизношения ребёнком.          При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется   интервокальная   позиция   –   поставленный   согласный   звук   между гласными).   Имеются   общие   рекомендации   по   поводу   выбора   типа   слога   для закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после появления   адекватного   произнесения   звука   в   изолированном   положении,   то   есть после постановки звука на занятии.      Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на этом, переходить к автоматизации на уровне слова.          Первоначально отбираются слова, включающие те слоги или звукосочетания, в которых звук произносится правильно. Затем ребёнок упражняется в произнесении серий слов, в каждой из которых звук произносится в определённой позиции. Переход к   произнесению   слов   в   каждой   последующей   позиции   производится   лишь   в   том случае, если освоена предыдущая позиция.       Приведем пример последовательности использования разнотипных по структуре лексических единиц для автоматизации звука С: 1) прямой слог – слова с этим слогом; 2) обратный слог и слова с ним; 3) звук между гласными в звукосочетаниях и соответствующая серия слов; 4) стечение согласных в начале слова; 5) стечение согласных в конце слова; 6) стечение согласных в середине слова; 7) автоматизируемый звук повторяется дважды в слове, при этом данный звук часто оказывается в разнообразных позициях.       Автоматизируя звук на уровне предложения, целесообразно как можно быстрее помочь   ребёнку   перейти   от   упражнений   с   минимальным   включением   слов   с автоматизируемым   звуком   к   предложениям   до   максимального   их   наполнения.   В результате   ускорится   процесс   введения   правильно   произносимого   звука   в самостоятельную речь ребёнка.       Важной особенностью организации процесса закрепления звукопроизносительных навыков детей с общим недоразвитием речи является то, что используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи. Кроме основной направленности, это важно по другим причинам.   Упражнения   и   задания   для   преодоления   ошибок   лексико   – грамматического   характера,   как   правило,   содействуют   развитию   других   высших психических функций детей, повышают их положительную мотивацию в обучении и вызывают познавательный интерес, позволяя избежать «механического тренажа».      Нами отобраны и разработаны серии разнообразных упражнений, заданий, игр для закрепления правильного произношения поставленных звуков в речи дошкольников с ОНР   и   одновременно   решения   других   коррекционных   задач.   Эти   практические материалы   могут   быть   использованы   как   на   логопедических   занятиях,   так   и применяться вне их взрослыми из ближайшего окружения ребёнка (воспитателями, родителями) при условии соответствующих разъяснений логопеда.         Выбор того или иного вида заданий и упражнений по комплексной коррекции нарушений   зависит   от   состояния   различных   сторон   речи   и  в  целом   психического развития ребёнка, от актуальных задач конкретного периода логопедической работы и других факторов.       Таблица иллюстрирует возможности выбора речевого материала для такого рода заданий и упражнений. Подбор речевого материала для заданий и упражнений, предусматривающих одновременное решение разных коррекционных задач                                          нарушений Коррекция лексико – грамматического строя   и   развития   навыков словообразования Подбор антонимов Закрепление звукопроизноси тельных навыков Дифференциац ия   звуков   Л   – Л’   –   Р   –   Р’   в словах Речевой материал для заданий и упражнений Молодой   –   старый,   весёлый   – грустный, плохой – хороший, слабый – сильный, белый – чёрный, больной – здоровый,   длинный   –   короткий, большой   –   маленький,   лёгкий   – тяжёлый, сильный – слабый, тепло – Дифференциация   звуков   С – С’ Выполнение образования сложных слов операции     слов Отбор уменьшительно ласкательным значением     с – Выбор родственных слов Автоматизация звуков: 1) Ш;  2) Л’;  3) дифференциаци я звуков С – С’ Автоматизация звуков: 1) Ш; 2) Л’; 3) дифференциаци я звуков Ц ­ Ч Автоматизация звуков: 1) Л; 2) Ш Употребление творительного существительных   падежа Автоматизация звуков: Образование множественного   числа холодно,   темно   –   светло,   хорошо   – плохо,   грустно   –   весело,   легко   – тяжело, добро – зло Лес,  лесок,   лесной,  лесник,  лесовик, лесовод,   лесоруб,   лесовоз,   лесопарк, лесополоса 1) кашу   варит   –   кашевар,   пеший ход   –   пешеход,   мышь   ловит   –   землю   пашет   – мышеловка, землепашец,   шпагу   глотает   – шпагоглотатель; 2) поле «водит» ­ полевод; оленей «водит» ­ оленевод; книгу любит – книголюб; пули метает – пулемёт; 3) сам   катит   –   самокат;   снег падает   –   снегопад;   лист   падает   – листопад;   сад   «водит»   ­   садовод; светлые   волосы   –   светловолосый; сам ходит – самоход; пыль сосёт – пылесос; по снегу ходит ­ снегоход 1) шапка   –   шапочка,   мешок   – мешочек, лошадь – лошадка, башня – башенка, шкаф – шкафчик, пушка –   пушечка,   шишка   –   шишечка, подушка – подушечка; 2) Коля – Колечка, Толя – Толенька; заяц – зайчик, палец – пальчик, 3) яйцо   –   яичко,   лицо   –   личико, письмо – письмецо, птица – птичка, пуговица   –   пуговичка,   синица   – синичка,   сердце   –   сердечко, сестрица ­ сестричка 1) мылом   (мыл),   молотком (забивал   гвозди),   иглой   (шила), пилой   (пилил),   лопатой   (копал), ложкой (ел); 2) карандашом   (рисует),   топором (рубит),   рукой   (гладит   кошку), ручкой (пишет) Валя – Валечка, Оля – Олечка, (1) (1) а) нос – носы, сук – суки, стол – столы, стул – стулья, существительных именительном   родительном (2) падежах (1)   в   и 1) С; 2) Ц; 3) Р; 4) Диффере нциация звуков   Ч – Т’ 1) автоматиз ация звука Й; 2) дифферен циация звуков Ч – Т’ Употребление   глагольных форм (настоящего времени; повелительного наклонения) Автоматизация звука Ц Образование   возвратных глаголов Подбор   прилагательных   (в том числе относительных и качественных) 1) автоматиз ация звуков Ш; 2) дифферен циация звуков   Л – Л’ Автоматизация звука Р Согласование прилагательных с существительными в роде и числе   самолет   –   самолеты,   оса   –   осы, сумка – сумки, стакан – стаканы, сова – совы;      б) палец – пальцы, овца – овцы, птица   –   птицы,   пуговица   – пуговицы,   боец   –   бойцы,   заяц   – зайцы,   яйцо   –   яйца,   лицо   –   лица, кольцо – кольца; г)   печь   –   печи,   птичка   –   птички, читатель   –   читатели,   учитель   – учителя, печать – печати; (2)   а)   много   столов   (самолетов, сумок, собак); в)   много   барабанов   (раков, баранов, сырков, уроков, роз, рук, ворон, сорок, рыб); г) много печей (птичек, читателей) 1) пой   (песню),   дай   (мяч),   катай (Юлю),   копай   (землю),   отдавай (игрушку);     2)   хочет   –   хотят   (мальчик   хочет посадить   дерево;   дети   хотят   …..; дед   хочет   вытянуть   репку;   дед   и баба хотят …..) (кот) умывается, (мама) улыбается, (Катя) (лисицы) охотятся,   (поезд)   останавливается, (Гена) занимается одевается,     1) шерстяной   (шарф),   пушистый (хвост), (горошек), мышиная (нора), широкая (дорога), большой (мешок), хорошая (шина);   душистый   2)   луна   –   лунный,   лук   –   луковый, ласка – ласковый, луч – лучистый, футбол   –   футбольный,   глаз   – глазной,   липа   –   липовый,   лень   – ленивый, любить ­ любимый Красная   машина   –   красный   шар, красивая   роза   –   красивый   цветок, оранжевая   ракета   –   оранжевый шарф,   румяная   Рая   –   румяный пирог, озорная мартышка – озорной Автоматизация звуков: 1) С; 2) Ш Употребление   сочетаний числительных с существительными   Рома   самоката, 1) один   (самолет,   самокат,   стол, стул),   одна   (собака,   сова);   два (самолета,   стола, стула),   две   (собаки,   совы);   три, четыре   (самолета,   стола,   стула; собаки,   совы);   пять   (самолетов, самокатов, столов, стульев; собак, сов);  2) составить   аналогичные словосочетания   со   словами: кошка,   пушка,   подушка,   шишка, мышка, машина, шина 1) автоматиз ация звуков: С; 2) дифферен циация звуков Р – Р’ Использование предложно – падежных конструкций 1) с предлогами с – со: Саня взял сайку   (со)   стола.   Соня   подняла стул   (с)   пола.   Сеня   встал   (с) кресла.   Саня   снял   котенка   (со) столба; 2) с предлогами с, к, в, на, под, над, из – за, из – под: Рома несет ведро (с)   раками.   Боря   идет   (к)   озеру. Рая   встретила   (в)   лесу   барсука. Игорь   летит   в   самолете   (над) рекой.   Варя   вылезла   (из   –   под) кровати и т.п.        Выбор речевого материала для каждого ребёнка индивидуализируется. Идеальный вариант состоит в том, что материал максимально содержит автоматизируемые (или дифференцируемые) звуки, но в то же время не включает пока еще не поставленные звуки, которые неправильно произносятся ребёнком.       Как правило, формулировки инструкций к заданиям и упражнениям не вызывают особых   затруднений   у   квалифицированных   специалистов.   В   связи   с   этим   обратим внимание лишь на некоторые моменты.             Логопедические   инструкции     должны   отличаться   четкостью   и   точностью   и предполагать однозначный изначально запланированный специалистом ответ ребенка. Например, вербальная инструкция «Посмотри на картинки. Вот один стол, а здесь – много   …….(столов)»   предполагает,   что   дети   выберут   форму   родительного   падежа множественного числа существительных. Другой вариант задания: «Вот один стол, а здесь – не один стол. Как назвать эти предметы? (столы)». Во втором случае дети используют форму именительного падежа. Если ребенок затрудняется в выборе нужной формы ответа, логопед использует разнообразные   виды   помощи:   дополнительные   (в   том   числе   наводящие)   вопросы, наглядный материал, образец ответа и др.       Один и тот же речевой материал может быть использован в различных вариантах заданий. К примеру, закрепляя предложно – падежные конструкции в речи ребенка, логопед может предложить ребенку: а) вставлять нужные «маленькие слова» (предлоги) в произносимые им предложения; б) ответить на вопросы по содержанию сюжетных картинок; в) самостоятельно составить предложения по соответствующим сюжетным картинкам.        Многолетний опыт логопедической работы свидетельствует о том, что применение заданий   и   упражнений,   которые   позволяют   одновременно   решить   несколько коррекционных задач с учетом актуальных и потенциальных речевых возможностей ребенка с ОНР, усиливает эффективность коррекционно – развивающих воздействий по преодолению имеющихся у него дефектов.

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".

Консультация на тему: "Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017