Консультация учителя-логопеда "Развитие связной речи у ребенка"
Оценка 4.9
Памятки
doc
русский язык +2
Детсад
20.04.2018
В консультации учителя-логопеда для педагогов и родителей (законных представителей) "Развитие связной речи у ребенка в дошкольном возрасте" говорится о роли в связных высказываний для дальнейшего формирования языковой системы и обучения в школе. Описаны механизмы становления связной речи у детей в дошкольном детстве.
Развитие связной речи у дошкольников.doc
Развитие связной речи у ребенка.
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того,
чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как
средством общения. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном
положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют
или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных
событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из
нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку
систематично и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь начинает развиваться у детей только после трех лет, когда
возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения
ею. Необходимость в передаче другим людям какихто собственных мыслей
появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка.
Активное развитие связной речи развивается в период 45 лет, когда в процессе
усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция
речи. В это время ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и
основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить
предложения. При построении же связного высказывания требуется логическая
связь между отдельными предложениями.
Детям бывает трудно проследить причинноследственные связи между
событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ
45 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не
закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым
содержанием и не связанную с первой. Поэтому понять такие «рассказы» трудно.
Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных
приемов. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чемто
рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии
внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать
заинтересованно о чемто расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком
то интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка и т.п. Слушать
нужно внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем
постановки вопросов.
Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать
последовательность событий, улавливать их причинноследственные связи. Очень
хорошую возможность для этого создает чтение, рассказывание сказок и приучение
ребенка, внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен
научиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, волк съел Красную шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить
больную бабушку.
Для овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный
ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку,
задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с содержанием. Полные
ответы ребенка на эти вопросы, о сути дела, и будут являться почти пересказом
прочитанной сказки.
Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает
составление рассказов о серии сюжетных картин, сам порядок расположения
которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклониться в
сторону от основной нити повествования.
Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа.
Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним
и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого
само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой
сложности.
Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее: пересказ
прочитанной взрослым сказки или рассказа, просмотренного мультфильма.
Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке, об экскурсии.
Закачивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?). Составление
рассказа по известному ему концу (что было до этого?). Все эти систематические
упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению
определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению
мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научиться понимать, что
рассказ с чегото начинается и чемто заканчивается. Именно это и важно для
ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный и
логичный пересказ учебного материала.
Подготовила:
учительлогопед МДОУ №9 Львова Инна Владимировна
Консультация учителя-логопеда "Развитие связной речи у ребенка"
Консультация учителя-логопеда "Развитие связной речи у ребенка"
Консультация учителя-логопеда "Развитие связной речи у ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.