Контрольная работа по русскому языку за 1-ое полугодие

  • Контроль знаний
  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вариант-3.docx

 

Контрольная работа

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

         Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».

         Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо  — другой вопрос, <...> речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.

       Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.

       Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность  — как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары-«капичники» практически способствовали созданию научной общественности. Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».   (По Д. А. Гранину)

 

 1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз. ____________________________

 

2. Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 1)  Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора  — дать инструкции, как нужно соблюдать кодекс чести.

2)  В тексте используется книжная лексика (издревле, кодекс, институтов) и лексика высокого стиля (например, слово карать).

3)  Эмоциональность художественного текста достигается использованием риторических восклицаний и обращений.

4)  С помощью метафоры (котёл, в котором выплавляется общественное мнение) автор подчёркивает важность здоровой передовой научной общественности в формировании общественного мнения.

5)  Последнее предложение текста содержит высказывание П. Л. Капи́цы, которое иллюстрирует тезис, сформулированный в предыдущем предложении.

Ответ: _______________________

 

3. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)  ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.

2)  СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка,

а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.).

3)  ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения.

4)  ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности.

5)  ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).

Ответ: _____________________

   4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 1)  прИданое           2)  нАдолго             3)  некролОг           4)  облилАсь           5)  началА (играть)

 

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Инновационный технологический рынок в России в ближайшие три года может ОЖИДАТЬ волна неудач, вызванных цикличным характером его развития.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕТЕРПИМАЯ жара.

В течение последних лет опытные тренеры подготовили сильных игроков, которые в ближайшее время будут готовы ПОПОЛНИТЬ сборную России.

ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа делает отношения в семье более глубокими и прочными, а самих членов семьи  — более счастливыми.

Ответ: _____________________

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По воспоминаниям К. С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

Ответ: _____________________

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 дерево ЗАСОХНУЛО                      пять КАСТРЮЛЬ                       НАПОИВ чаем

банка КОНСЕРВОВ                          чистых ПОЛОТЕНЕЦ      Ответ: ______________________

 

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. Вставьте все пропущенные буквы. Объясните орфограммы в выбранных рядах.

1)  приск..кал (заяц), успок..ительное (средство), погл..щать

2)  оп..реться, в..лосипед, осв..тить (фонарём)

3)  задр..жать, эв..люция, ср..внить (два предмета)

4)  ун..жение, выт..реть (посуду), поб..дитель

5)  ц..клон, аукц..он, ц..рковой (артист)                           Ответ: ________________

     9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  (стена) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода)

 2)  дремл..т (они), (они) глад..т                              3)  засыпл..т (они), пол..щий (огород)

 4)  помн..щий, выслуш..нное                                 5)  клокоч..щий, увеш..нная (орденами)

Ответ: __________________

 

  10. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Объясните ваш выбор.

 В эту тетрадь в синем кожа(1)ом переплёте были записа(2)ы не только поразившие Варю высказывания из прочита(3)ых книг, но и её первые стихи.    Ответ: ____________

 

  11. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Объясните графически.

 Полные энтузиазма (1) мы (2) едва распаковав чемоданы (3) и наскоро позавтракав (4) собрались в холле гостиницы. Ответ: ____________________

 

 

12. Исправьте грамматическую ошибку в предложении. Определите тип ошибки.

 

Слово для человека не только может стать живой водой, но и острым ножом.

____________________________________________________________________________________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru