Контрольная работа по теме "Электромагнитные явления"

  • Контроль знаний
  • docx
  • 06.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа составлена на основе материалов ФИПИ к ОГЭ,
Иконка файла материала кр Электромагнитные явления..docx

Контрольная работа №3.Электромагнитные явления.

Вариант 1.

1. Правильное положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита изображено на рисунке  1.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=4959

 
https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1115Рис. 1                                Рис. 2

 

https://arhivurokov.ru/videouroki/tests/16557/image_58d7d1fc8f058.jpg

 
2..Ток силой I про­те­ка­ет по пря­мо­ли­ней­но­му участ­ку про­во­да  (ток на­прав­лен «на нас»). В какой точке А,В,С,D вектор магнитной индукции направлен влево. Рис. 2

 

3. К сплош­но­му алю­ми­ни­е­во­му кольцу, под­ве­шен­но­му на шёлковой

 нити, под­но­сят с по­сто­ян­ной ско­ро­стью по­ло­со­вой маг­нит

 (см. рисунок). Что будет про­ис­хо­дить с коль­цом в это время?

 

1) кольцо оста­нет­ся в покое

2) кольцо будет при­тя­ги­вать­ся к магниту

3) кольцо будет от­тал­ки­вать­ся от магнита

4) кольцо начнёт по­во­ра­чи­вать­ся во­круг нити

 

https://cknow.ru/uploads/posts/2017-12/1512724577_snimok.jpg

 
4. На ри­сун­ке изображён про­вод­ник с током, помещённый в маг­нит­ное

 поле. Стрел­ка ука­зы­ва­ет на­прав­ле­ние тока в проводнике. Век­тор

маг­нит­ной ин­дук­ции на­прав­лен пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ри­сун­ка

 от нас. Как на­прав­ле­на сила, дей­ству­ю­щая на про­вод­ник с током?

 

 

5. Постоянный магнит северным полюсом вносят в катушку, замкнутую на гальванометр (см. рисунок 3). Если вносить магнит в катушку южным полюсом с той же скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=14042 Рис. 3

 

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=14043

 

6. На какую длину волны нужно настроить радиоприемник, чтобы слушать радиостанцию, которая вещает на частоте 106,2 МГц?

7. На ри­сун­ке пред­став­ле­на элек­три­че­ская схема, со­дер­жа­щая ис­точ­ник тока, про­вод­ник AB, ключ и реостат. Про­вод­ник AB помещён между по­лю­са­ми по­сто­ян­но­го магнита.

Используя рисунок, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8587

 
 утверждения. Ука­жи­те их номера.

 

1) При за­мкну­том ключе элек­три­че­ский ток в про­вод­ни­ке имеет

на­прав­ле­ние от точки A к точке B.

2) Маг­нит­ные линии поля по­сто­ян­но­го маг­ни­та в об­ла­сти

 рас­по­ло­же­ния про­вод­ни­ка AB на­прав­ле­ны вер­ти­каль­но вниз.

3) Элек­три­че­ский ток, про­те­ка­ю­щий в про­вод­ни­ке AB, создаёт

не­од­но­род­ное маг­нит­ное поле.

4) При за­мкну­том ключе про­вод­ник будет втя­ги­вать­ся в об­ласть

маг­ни­та влево.

5) При пе­ре­ме­ще­нии пол­зун­ка рео­ста­та влево сила Ампера, дей­ству­ю­щая на про­вод­ник АВ, уменьшится.

 

8.На ри­сун­ке изоб­ра­же­на шкала элек­тро­маг­нит­ных волн.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8588

Пользуясь шкалой, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

 

1) Элек­тро­маг­нит­ные волны ча­сто­той 3000 кГц при­над­ле­жат толь­ко радиоизлучению.

2) Наи­боль­шую ско­рость рас­про­стра­не­ния в ва­ку­у­ме имеют гамма-лучи.

3) Элек­тро­маг­нит­ные волны ча­сто­той 105 ГГц могут при­над­ле­жать как ин­фра­крас­но­му излучению, так и ви­ди­мо­му свету.

4) Рент­ге­нов­ские лучи имеют боль­шую длину волны по срав­не­нию с уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми лучами.

5) Длины волн ви­ди­мо­го света со­став­ля­ют де­ся­тые доли микрометра.

Начало формы

 

Зелёный луч

Рефракция света в атмосфере – оптическое явление, вызываемое преломлением световых лучей в атмосфере и проявляющееся в кажущемся смещении удалённых объектов. Вследствие того, что атмосфера является средой оптически неоднородной (с высотой меняется температура, плотность, состав воздуха), лучи света распространяются в ней не прямолинейно, а по некоторой кривой линии. Наблюдатель видит объекты не в направлении их действительного положения, а вдоль касательной к траектории луча в точке наблюдения (см. рис. 1).

http://oge.fipi.ru/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/GIA.PHIS.2011.K.HC_18/xs3docsrc0400C1C03C44AD9D464C794B2C50DD37_2_1365000941.png

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/GIA.PHIS.2011.K.HC_18/xs3docsrc0400C1C03C44AD9D464C794B2C50DD37_1_1365000941.png

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1                                                   Рис.2

Криволинейное распространение светового луча в атмосфере (сплошная линия) и кажущееся смещение объекта (пунктирная линия)

 

Показатель преломления зависит не только от свойств воздушных слоёв атмосферы, но и от длины световой волны (дисперсия света). Поэтому рефракция в атмосфере сопровождается разложением светового луча в спектр. Чем меньше длина волны светового луча, тем более сильную рефракцию он испытывает. Например, фиолетовые лучи преломляются сильнее, чем зелёные, а зелёные – сильнее, чем красные. Поэтому чем меньше длина волны луча, тем сильнее будет видимое смещение за счёт рефракции. В результате верхняя каёмка диска Солнца на восходе и закате кажется сине-зелёной, нижняя – оранжево-красной (рис. 2).

 

. Пояснение к появлению зелёного луча

Дисперсия солнечных лучей в наиболее явном виде проявляется в самый последний момент захода Солнца. Когда Солнце уходит за горизонт, последним лучом мы должны были бы увидеть фиолетовый. Однако самые коротковолновые лучи – фиолетовые, синие, голубые – на долгом пути в атмосфере (когда Солнце уже у горизонта) настолько сильно рассеиваются, что не доходят до земной поверхности. Кроме того, к лучам этой части спектра менее чувствительны глаза человека. Поэтому последний луч заходящего Солнца оказывается яркого изумрудного цвета. Это явление и получило название зелёный луч.

9.Криволинейное распространение света при прохождении атмосферы объясняется

  

 1) 

поглощением света в оптически неоднородной среде

  

 2) 

рассеянием света в оптически неоднородной среде

  

 3) 

преломлением света в оптически неоднородной среде

  

 4) 

дисперсией света в оптически неоднородной среде

Конец формы

 

Начало формы

10.Появление зелёного луча в момент захода Солнца связано

  

 1) 

только с рефракцией света

  

 2) 

только с дисперсией света

  

 3) 

только с рассеянием света

  

 4) 

с рефракцией, дисперсией и рассеянием света

Конец формы

 

Начало формы

11.В ясную погоду наблюдают цвет Луны при её разных положениях: высоко над горизонтом и вблизи горизонта. В каком случае цвет Луны приобретает красный оттенок? Ответ поясните.

 

12. Прямолинейный проводник, имеющий длину 50 см и массу 5 г, подвешен горизонтально на двух проводниках в горизонтальном однородном магнитном поле с индукцией 0,05 Тл (см. рисунок). При пропускании через проводник электрического тока натяжение вертикальных проводников увеличилось в 2 раза. Чему равна сила тока?

 

http://textarchive.ru/images/1354/2707483/m7dfcdd8e.png

 

 

 

Контрольная работа №3.Электромагнитные явления.

Вариант 2.

1. К северному полюсу полосового магнита подносят маленькую магнитную стрелку. Укажите рисунок, на котором правильно показано установившееся положение магнитной стрелки.

https://arhivurokov.ru/multiurok/d/4/0/d40b223e280ce66201f69ec9721c2c77e63a4c7c/tiest-oge-po-fizikie-maghnitnoie-polie_8.png

 
https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1339

 

2. Ток силой I про­те­ка­ет по пря­мо­ли­ней­но­му участ­ку про­во­да (ток

на­прав­лен «от нас»). Вектор ин­дук­ции маг­нит­но­го поля, со­зда­ва­е­мо­го

током, на­прав­лен вверх (в плос­ко­сти рисунка) в точке

 

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/16/s_5a86a5d9017b1/833918_13.png

 
3. Вблизи сплош­но­го алю­ми­ни­е­во­го кольца, под­ве­шен­но­го на шёлковой нити, на­хо­дит­ся по­ло­со­вой маг­нит (см. рисунок). Маг­нит на­чи­на­ют уда­лять от коль­ца с по­сто­ян­ной скоростью. Что будет про­ис­хо­дить с коль­цом в это время?

 

1) кольцо оста­нет­ся в покое

2) кольцо будет при­тя­ги­вать­ся к магниту

3) кольцо будет от­тал­ки­вать­ся от магнита

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7681

 
4) кольцо начнёт по­во­ра­чи­вать­ся во­круг нити

 

 

4. На ри­сун­ке изображён про­вод­ник с током, помещённый в маг­нит­ное поле.

Стрел­ка ука­зы­ва­ет на­прав­ле­ние тока в проводнике. Век­тор маг­нит­ной

ин­дук­ции на­прав­лен пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ри­сун­ка от нас.

Как на­прав­ле­на сила, дей­ству­ю­щая на про­вод­ник с током?

 

5. Постоянный магнит северным полюсом вносят в катушку, замкнутую на гальванометр (см. рисунок).

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=14042

Если выносить магнит из катушки южным полюсом с той же скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку

 

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=14043

 

6. По международному соглашению длина волны, на которой суда передают сигнал бедствия SOS, равна 600 м. Частота передаваемого сигнала равна

7.На ри­сун­ке пред­став­ле­на элек­три­че­ская схема, ко­то­рая со­дер­жит ис­точ­ник тока, про­вод­ник AB, ключ и реостат. Про­вод­ник AB помещён между по­лю­са­ми по­сто­ян­но­го магнита.

 https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8587

 Используя рисунок, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

 

1) Маг­нит­ные линии поля по­сто­ян­но­го маг­ни­та в об­ла­сти рас­по­ло­же­ния про­вод­ни­ка AB на­прав­лены вер­ти­каль­но вверх.

2) Элек­три­че­ский ток, про­те­ка­ю­щий в про­вод­ни­ке AB, создаёт од­но­род­ное маг­нит­ное поле.

3) При за­мкну­том ключе элек­три­че­ский ток в про­вод­ни­ке имеет на­прав­ле­ние от точки A к точке B.

4) При за­мкну­том ключе про­вод­ник будет вы­тал­ки­вать­ся из об­ла­сти маг­ни­та вправо.

5) При пе­ре­ме­ще­нии пол­зун­ка рео­ста­та впра­во сила Ампера, дей­ству­ю­щая на про­вод­ник AB, уменьшится.

 

8. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на шкала элек­тро­маг­нит­ных волн.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8589

Используя шкалу, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

1) Элек­тро­маг­нит­ные волны ча­сто­той 3 · 103 ГГц при­над­ле­жат толь­ко радиоизлучению.

2) Элек­тро­маг­нит­ные волны ча­сто­той 5 · 104 ГГц при­над­ле­жат ин­фра­крас­но­му излучению.

3) Уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи имеют боль­шую длину волны по срав­не­нию с ин­фра­крас­ны­ми лучами.

4) Элек­тро­маг­нит­ные волны дли­ной волны 1 м при­над­ле­жат радиоизлучению.

5) В ва­ку­у­ме рент­ге­нов­ские лучи имеют боль­шую ско­рость рас­про­стра­не­ния по срав­не­нию с ви­ди­мым светом.

 

 

Цвет предметов

Цвет различных предметов, освещённых одним и тем же источником света (например, солнцем), бывает весьма разнообразен. Основную роль в таких эффектах играют явления отражения и пропускания света. При рассмотрении непрозрачного предмета мы воспринимаем его цвет в зависимости от того излучения, которое отражается от поверхности предмета и попадает к нам в глаз. При рассмотрении прозрачного тела на просвет его цвет будет зависеть от пропускания лучей различных длин волн.

Световой поток, падающий на тело, частично отражается (рассеивается), частично пропускается и частично поглощается телом. Доля светового потока, участвующего в каждом из этих процессов, определяется с помощью соответствующих коэффициентов: отражения ρ, пропускания τ и поглощения α. Так, например, коэффициент отражения равен отношению светового потока, отражённого телом, к световому потоку, падающему на тело.

Каждый из указанных коэффициентов может зависеть от длины волны (цвета), благодаря чему и возникают разнообразные эффекты при освещении тел.

Тела, у которых для всех лучей поглощение велико, а отражение и пропускание очень малы, будут чёрными непрозрачными телами (например, сажа). Для красных непрозрачных лепестков розы коэффициент отражения близок к единице для красного цвета (для других цветов очень мал), коэффициент поглощения, наоборот, близок к единице для всех цветов, кроме красного, коэффициент пропускания практически равен нулю для всех длин волн. Прозрачное зелёное стекло имеет коэффициент пропускания близкий к единице для зелёного цвета, тогда как коэффициенты отражения и поглощения для зелёного цвета близки к нулю. Прозрачные тела могут иметь разный цвет в проходящем и отраженном свете.

Различие в значениях коэффициентов ρτ и α и их зависимость от длины световой волны обусловливает чрезвычайное разнообразие в цветах и оттенках различных тел.

  

9. Коэффициент поглощения равен

  

 1) 

световому потоку, поглощённому телом

  

 2) 

отношению светового потока, падающего на тело, к световому потоку, поглощённому телом

  

 3) 

световому потоку, падающему на тело

  

 4) 

отношению светового потока, поглощённого телом, к световому потоку, падающему на тело

Конец формы

 

Начало формы

10. Хлорофилл  зелёное вещество, содержащееся в листьях растений и обусловливающее их зелёный цвет. Чему равны коэффициенты поглощения и отражения зелёного цвета лучей для зелёных листьев? Ответ поясните.

Конец формы

 Начало формы

11. Для белого непрозрачного тела

 

  

 1) 

коэффициенты пропускания и поглощения близки к нулю для всех длин волн

  

 2) 

коэффициенты пропускания и отражения близки к нулю для всех длин волн

  

 3) 

коэффициенты пропускания и отражения близки к единице для всех длин волн

  

 4) 

коэффициенты пропускания и поглощения близки к единице для всех длин волн

12.Прямолинейный проводник, имеющий длину 50 см и массу 5 г, подвешен горизонтально на двух проводниках в горизонтальном однородном магнитном поле с индукцией 0,05 Тл (см. рисунок). При пропускании через проводник электрического тока натяжение вертикальных проводников уменьшилось в два раза. Чему равна сила тока?

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/19/s_5880bfedc19de/533450_3.png


 

Скачано с www.znanio.ru