Саранчина Н.А. учитель физики МАОУ СОШ №89 города Тюмени.
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны» Ф-9
Вариант 1
1. Установите соответствие между названием характеристики колебательного и волнового процессов и формулой для её вычисления
А) длина волны Б) число колебаний В) скорость распространения |
1) λ/Т 2) t/Т 3) υ/ν 4)1/ν |
Ответ: _______________
2 . Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твёрдом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях ________ (А). Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации ________ (Б), которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях ________ (А) никакие упругие силы не возникают.
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. ________ (В) звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. ________ (Г) же звуковой волны определяет высоту его тона.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными ________ (Г), то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Ещё одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!).
Список слов и словосочетаний:
1) амплитуда
2) изгиб
3) кручение
4) растяжение и сжатие
5) сдвиг
6) скорость
7) частота
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
3. Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4 с. Определите частоту и период его колебаний.
Ответ: _______________________
4. Математический маятник совершает свободные незатухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. рисунок). В процессе перемещения маятника из положения 1 в положение 2, как изменятся кинетическая энергия и потенциальная энергия маятника:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Кинетическая энергия маятника |
Потенциальная энергия маятника |
|
|
5. На рисунке представлены графики зависимости смещения x от времени t для двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.
1) Маятник 2 совершает колебания с большей частотой.
2) Маятники совершают колебания с одинаковой частотой, но разной амплитудой.
3) Оба маятника совершают гармонические колебания.
4) Длина нити первого маятника больше длины нити второго маятника.
5) Амплитуды колебаний маятников различаются в четыре раза.
Ответ:____________________
6. Верхняя граница частоты колебаний звуковых волн, воспринимаемая ухом человека, с возрастом уменьшается. Для детей она составляет 22 кГц, а для пожилых людей – 10 кГц. Скорость звука в воздухе равна 340 м/с. Кто и почему услышит звук с длиной волны 17? (Ответ объясните, указав, какие физические явления и закономерности Вы использовали для объяснения?)
7. Какова глубина моря, если ультразвуковой сигнал гидролокатора был принят обратно через t = 5 с,
v звука в воде равна 1500 м/с.
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны» Ф-9
Вариант 2
1. Установите соответствие между названием характеристики колебательного и волнового процессов и формулой для её вычисления
А) частота колебаний Б) общее время колебаний В) скорость распространения |
1) λ/υ 2) nТ 3) λν 4) n/t |
Ответ: _________________ |
|
2. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
При помощи наборов акустических резонаторов можно установить, какие ___________ (А) входят в состав данного звука и каковы их амплитуды. Такое установление спектра сложного звука называется его гармоническим анализом.
Раньше анализ звука выполнялся с помощью резонаторов, представляющих собой полые шары разного размера, имеющих открытый отросток, вставляемый в ухо, и отверстие с противоположной стороны. Для анализа звука существенно, что всякий раз, когда в анализируемом звуке содержится тон, __________ (Б) которого равна частоте резонатора, последний начинает громко звучать в этом тоне.
Такие способы анализа, однако, очень неточны и кропотливы. В настоящее время они вытеснены значительно более совершенными, точными и быстрыми электроакустическими методами. Суть их сводится к тому, что акустическое колебание сначала преобразуется в электрическое колебание с сохранением той же формы, а, следовательно, имеющее тот же спектр, а затем это колебание анализируется электрическими методами.
Один из существенных результатов гармонического анализа касается звуков нашей речи. По ________(В) мы можем узнать голос человека. Но чем различаются звуковые колебания, когда один и тот же человек поёт на одной и той же ноте различные гласные? Другими словами, чем различаются в этих случаях периодические колебания воздуха, вызываемые голосовым аппаратом при разных положениях губ и языка и изменениях формы полости рта и глотки? Очевидно, в спектрах гласных должны быть какие-то особенности, характерные для каждого гласного звука, сверх тех особенностей, которые создают тембр голоса данного человека. Гармонический анализ гласных подтверждает это предположение, а именно: гласные звуки характеризуются наличием в их спектрах областей обертонов с большой _________ (Г), причём эти области лежат для каждой гласной всегда на одних и тех же частотах независимо от высоты пропетого гласного звука.
Список слов и словосочетаний:
1) амплитуда
2) частота
3) спектр
4) тоны
5) тембр
6) громкость
7) высота звука
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
3. В океанах длина волны достигает 8 м, а скорость распространения волны 4 с. Определите период колебаний.
Ответ: ______________
4. Пружинный маятник совершает свободные незатухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. рисунок). В процессе перемещения маятника из положения 2 в положение 3, как изменятся кинетическая энергия и полная механическая энергия маятника:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Кинетическая энергия маятника |
Полная механическая энергия маятника |
|
|
5. На рисунке представлены графики зависимости смещения x от времени t при колебаниях двух математических маятников.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Частота колебаний первого маятника в 2 раза больше частоты колебаний второго маятника.
2) Маятники совершают колебания с одинаковой амплитудой.
3) Период колебаний первого маятника в 2 раза больше периода колебаний второго маятника.
4) Длина нити первого маятника меньше длины нити второго маятника.
5) Первый маятник совершает затухающие колебания.
Ответ: ________________
6. Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель, или комар? Как это можно определить? (Ответ объясните, указав, какие физические явления и закономерности Вы использовали для объяснения?)
7. Расстояние до преграды, отражающей звук, 100 м. Через какое время человек услышит эхо?
Использованная литература и Интернет-ресурсы.
1. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ.
2. http://oge.fipi.ru/
3. https://phys-oge.sdamgia.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.