Контрольная работа по русскому языку 9 класс
Данная работа составлена для апробации критериального оценивания знаний учащихся. Работа составлена с учетом уровней: 8 заданий базового уровня (1-8), 5 заданий продвинутого уровня (9-13) и 2 задания на функциональную грамотность.
Часть 1
1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.
1) д…визия, с…лдат, отп…реть
2) к…сание, передв…жение, ст…пная
3) нат…реть, р…сток, подр…стает
4) об…щавший, г…лова, покл…ниться
2. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.
1) контр…гра, сверх…нтересный, пред…стория
2) ра…чертили, в…трепенуться, не…держанный
3) об…ективный, под…ём, интерв…юер
4) пр…рекаться, пр…брежный, пр…возмочь
3. Укажите номер предложения, где нужно поставить тире.
1. Грачи это наши первые весенние гости.
2. Лёгким запахом веет полынь.
3. Сорока птица плутоватая.
4.У кукушонка грудка пёстренькая.
4. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить две запятые.
1) Перед театром зажгли фонари и площадь сразу стала не только красивой но и по-праздничному яркой.
2) На сцене стояли прекрасные декорации и были расстелены ковры.
3) И актеры и режиссер были довольны спектаклем.
4) Зрители долго не хотели расходиться и аплодисментам не было конца.
5. Найди соответствие между словосочетанием и видом подчинительной связи.
1) гранитная плита
|
А) управление
|
2) забор из досок
|
Б) примыкание
|
3) зайду завтра
|
В) согласование
|
6. Укажите языковой стиль, для которого характерны следующие речевые жанры: законы, приказы, заявления?
1) официально-деловой 2) разговорный 3) публицистический
7. Укажите номер ряда, в котором перечислены слова разговорного стиля.
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
8. Найдите соответствие между книжными стилями речи и их функциями.
А. Художественный стиль |
1. Воздействовать на сознание |
Б. Научно-популярный стиль |
2. Информировать |
В. Публицистический стиль |
3. Воздействовать на чувства |
Г. Официально-деловой стиль |
4. Объяснять |
9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите 2 слова с данной орфограммой.
Блистать, изложение, загорелась, ростовщик, примерять(платье)
10. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Запишите слова в два столбика, объясните свой выбор.
из-(ис-) (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).
11. Вставьте в это предложение Равнина дремала во мгле причастный оборот «напоминающая застывшее море» так, чтобы получившееся предложение соответствовало характеристике: предложение простое, осложнено обособленным определением. Запишите получившееся предложение.
12. Соотнесите название стиля речи с его признаками.
Признак |
Стиль |
1. Этому стилю свойственна конкретность, точность, однозначность, доказательность. |
А.Официально-деловой |
2. В нём недопустимы приблизительные и абстрактные рассуждения. Это самый регламентированный стиль. |
Б. Публицистический |
3. Ему свойственна особая взволнованность. Цель его – воздействие на читателя или слушателя. Используется экспрессивная лексика, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения и т.п.). |
В. Научный |
4. Его цель – создание художественного образа. В этом стиле создаются литературные произведения. Он также воздействует на читателя, но не через разум, а через эстетическое переживание. |
Г. Разговорный |
5. В нем используется много разговорных слов (но не ругательств и т.п., так как это стиль литературного языка, а сленг, нецензурная брань лежат за его пределами). |
Д. Художественный |
13. Восстановите правильный порядок предложений так, чтобы получился текст. Подчеркните средства связи предложений в исправленном тексте.
1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. 2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». 3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. 4. Он был очень точен в своих изображениях. 5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
Часть 2
1. Прочитайте текст.
1) В различных уголках земного шара в пищу используют землю, точнее глину. 2) Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего молока. 3) На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. 4) В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика», смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. 5) Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. 6) Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. 7) И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. 8)Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. 9) Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.
Вопрос 1. Выпишите номера простых предложений, в которых сказуемое является составным глагольным.
Вопрос 2. Рассмотрите картинку. Составьте текст из 3-5 простых предложений, рассказав о применении глины.
2. Прочитайте текст.
Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не способен на зло, тот не способен на добро», - гласит туркменская пословица…
Вопрос 1. Определите стиль текста. Какой(ие) признак(и) данного стиля помог(ли) вам его определить?
Вопрос 2. Сформулируйте в 3-5 предложениях своё понимание добра и зла так, чтобы стиль вашего текста соответствовал прочитанному тексту.
Ключ и критерии оценивания
Часть 1
1. 3 (1 балл)
2. 2 (1 балл)
3. 1 (1 балл)
4. 1 (1 балл)
5. 1В
2А
3Б (1 балл)
6. 1 (1 балл)
7. 2 (1 балл)
8. А – 3
Б – 4
В – 1
Г – 2 (1 балл)
9. блистать (2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – указан правильный вариант ответа и даны верные примеры, 1 балл – указан правильный вариант ответа и не даны верные примеры. 0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует
10. 1) ис: исчерпать, испробовать, истратить, исследовать 2) из: издать, изведать. (2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны, 1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка, 0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует
11. Равнина, напоминающая застывшее море, дремала во мгле. ИЛИ Напоминающая застывшее море равнина дремала во мгле. (1-2 балла)
Критерии оценивания:
2 балла – предложение составлено верно, пунктуационных ошибок нет. 1 балл – предложение составлено верно, допущена одна пунктуационная ошибка. 0 баллов – предложение составлено не верно ИЛИ предложение составлено верно и допущено более одной пунктуационной ошибки ИЛИ ответа нет
12. 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г (1-2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – соответствие установлено верно, 1 балл – допущено две ошибки в соответствии, 0 баллов – допущено более двух ошибок при установлении соответствия, ИЛИ ответ отсутствует
13. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям. Он был очень точен в своих изображениях. (1-2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – верно определена последовательность предложений и подчеркнуты средства связи предложений. 1 балл – верно определена последовательность предложений и не подчеркнуты средства связи предложений, 0 баллов – другой вариант ответа, ИЛИ ответ отсутствует
Часть 2
1.
Вопрос 1. 5, 7.
Критерии оценивания (всего 4 балла): 4 балла – найдены оба предложения, 2 балла – найдено одно из предложений. 0 баллов – не найдены верные предложения, ИЛИ найдены неверные предложения, ИЛИ ответа нет
Вопрос 2.
Примерный ответ: Глина используется в качестве косметики. Из глины делают посуду. Есть умельцы, умеющие мастерить из глины игрушки. Также глина является незаменимым компонентом в изготовлении кирпича.
Критерии оценивания (всего 6 баллов): 2 балла – наличие связного текста из 3-5 простых предложений, 1 балл – среди записанных предложений есть одно сложное предложение, ИЛИ допущена одна логическая ошибка, 0 баллов – ответа нет
2 балла – отсутствие пунктуационных ошибок. 1 балл – допущено 1-2 пунктуационные ошибки, 0 баллов – три и более пунктуационные ошибки
2 балла – отсутствие орфографических и грамматических ошибок, 1 балл – допущено 1-3 орфографические и грамматические ошибки, 0 баллов – 4 и более орфографических и грамматических ошибок
2.
Вопрос 1. Примерный ответ: публицистический стиль, признаки: в первом предложении кратко изложена суть текста, ИЛИ названа тема текста, использование пословицы, градация (…одни склонились к тому… Другие возразили….)
Критерии оценивания (всего 4 балла):
2 балла – правильно определен стиль текста, 0 баллов – стиль текста определен неправильно, ИЛИ ответа нет
2 балла – указаны 2 и более признаков публицистического стиля, 1 балл – указан 1 признак публицистического стиля, 0 баллов – указаны признаки не публицистического стиля, ИЛИ ответа нет
Вопрос 2. Примерный ответ: Добро и зло всегда существовали и будут существовать. Если добрых слов и поступков станет больше, то люди будут вежливее и всем станет легче жить. Давайте же внимательнее и добрее относиться друг к другу!
Критерии оценивания (всего 6 баллов):
1 балл – наличие связного текста, 1 балл – отсутствие пунктуационных ошибок, 1 балл – отсутствие орфографических и грамматических ошибок, 3 балла – соответствие тексту публицистическому стилю
Предметные результаты
Результаты выполнения заданий первой части контрольной работы
(базовый и продвинутый уровни)
Оценка |
% выполнения заданий |
Количество выполненных заданий по уровням |
|
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
||
5 |
90% – 100% |
8 |
5 |
4 |
70% –89% |
6–7 |
4 |
3 |
40% –69% |
4–5 |
3–2 |
2 |
До 40 % |
3 и менее |
2 и менее |
Результаты выполнения заданий второй части контрольной работы (функциональная грамотность)
Оценка |
Зачтено /не зачтено |
% выполнения заданий |
5 |
Зачтено |
76% – 100% |
4 |
51% –75% |
|
3 |
26% –50% |
|
2 |
Не зачтено |
До 25 % |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.