Контрольно – измерительные материалы по чтению для 1 - 4 классов
Оценка 4.6

Контрольно – измерительные материалы по чтению для 1 - 4 классов

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
чтение
1 кл—4 кл
28.09.2022
Контрольно – измерительные материалы по чтению  для 1 - 4 классов
Контрольно – измерительные материалы по чтению для детей с у/о (интеллектуальными нарушениями)
чтение.docx

Контрольно – измерительные материалы по чтению

для детей с у/о (интеллектуальными нарушениями)

 

1 класс

На конец года

Пёс

            У хозяев на даче жил пёс. Дети играли с ним. Пёс был предан. Наступила осень. Все уехали. Пёс скучал и плакал.

(20 слов)

Вопросы:

  1. Где жил пёс?
  2. Как пёс относился к своим хозяевам?
  3. Почему пёс плакал?

 

Зимой

На улице зима. Во дворе ребята лепят снежную бабу. У Пети руки озябли. Он натёр их снегом. Теперь рукам стало жарко.

(22 слова)

Вопросы:

  1. Что делали ребята во дворе?
  2. Как согрел руки Петя?
  3. Почему руки мальчика озябли?

 

Товарищ

            У Васи есть товарищ. Это Костя. Вчера Костя заболел. Вася скучает без товарища. Вечером он пойдёт к Косте. Они вместе будут делать уроки.

(24 слова)

Вопросы:

  1. Что случилось с Костей?
  2. Что решил сделать Вася?
  3. Почему Вася решил пойти к Косте?

 

Стадо.

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух лёг отдохнуть и заснул. Волк выбежал из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

                                                                (30 слов)

Вопросы:

  1. Где паслись овцы?
  2. Почему волк сумел схватить овечку?
  3. Кто спас овечку?

 

Кот Мурзик.

Наш кот Мурзик стал толстый и ленивый. Он не ловит мышей. Мыши бегают по ночам, едят сыр и масло. Не надо Мурзику давать много мяса. Тогда он будет ловить мышей.

                                                                 (30 слов)

Вопросы:

  1. Почему кот Мурзик не ловил мышей?
  2. Что делали мыши?
  3. Как заставить Мурзика ловить мышей?

 

Зайка.

Был у Мити зайка. Он был ручной. Зайка любил прыгать. Однажды Митя забыл закрыть клетку. Зайка ускакал в садик. Стал Митя зайку искать. Искал, искал, а зайка сидит под кустом. Митя снова унёс зайку домой.

                                                                                           (35 слов)

Вопросы:

  1. Кто жил у Мити?
  2. Почему зайка ускакал?
  3. Где Митя нашёл зайку?

 

2 класс

На начало года

 

Ворона Кара.                                                    Н. Дурова.

Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах.    Кара ловко снимала кольца со столбика.                                                 

(19 слов)                                                                                                                                 

Вопросы:  

- Как звали ворону?                                      

 - Умела ли она на самом деле читать и считать?                                       

 - Что она ловко делала? 

 

Ёлка в лесу.                                                   В.Чаплина.

 

 Ребята нарядили в лесу ёлку. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Витя принес 

 морковку и кочан капусты. Угощались гостинцами  птицы и зайцы.      

 (22 слова) 

                                                                                                                                             Вопросы:

- Что сделали ребята?                                       

- Какие гостинцы они повесили на ёлку?                                       

- Кому доставила радость эта затея?  

 

Ёжик.                                                          М.Быкова.

Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе.  Придет ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши!                                   

 (19 слов)

                                                                                                                                               Вопросы:    

- Где жил ёж лето?                                        

- Как он провёл зиму?

- Почему мышам придется плохо?

 

Галка.

С. Баруздин.

Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!                            

     (20 слов)

 

Вопросы:   

- Где лежало кольцо?                                              

- Куда оно девалось?                                              

- Почему вы думаете, что кольцо унесла галка? 

 

Кормушка.

В. Чаплина.

Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи.   Однажды Сережа заметил среди них синичку. Мальчик стал вешать кусочки сала   для синички.                                                                    

   (23 слова)

 

 Вопросы:     

- Что сделал Сережа?

- Кто первыми стали  брать корм?

- Чем мальчик стал кормить синичку? 

 

Первое полугодие

Медвежонок.

М. Ефетов.

Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли   мишку. Опять он веселый.                                                                           

 (29 слов)

Вопросы:    

- Что любил медвежонок?

- Какое занятие ему нравилось?                                                             

- От чего малыш заплакал?                                                            

- После чего он снова стал веселым?

 

Храбрый дрозд.

Один раз кот Пушок увидел на дереве гнездо. В гнезде пищали птенцы. Кот полез на дерево. Он был уже у гнезда, как прилетел старый дрозд. Храбрый дрозд стал клевать кота в нос и в глаза. Кот испугался и убежал домой.                                   

                                                                     (40 слов)

Вопросы:

  1. Что кот увидел на дереве?
  2. Чьё это было гнездо?
  3. Как дрозд защищал своё гнездо?  

 

Ёжик.

            Ёжик очень осторожный. Услышит шорох – и свернётся клубочком.

            Но при встрече с лисой колючки не всегда выручают ёжика. Он боится воды. Хитрая лиса закатывает ёжика в речку или в лужицу. В воде ёжик обычно развёртывается. Тут лиса и хватает его зубами.

(42 слова)

Вопросы:

  1. Чего боится ёжик?
  2. Что делает ёжик в момент опасности?
  3. Почему иголки не всегда спасают ёжика?

 

На конец года

 

На льдине.

            Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд.  Вдруг все увидали на  льдине собаку. Она жалобно выла.  Витя не растерялся. Он схватил длинный багор и зацепил льдину. Мальчик тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака соскочила на землю.

                                                                   (50 слов)

Вопросы:

  1. О каком явлении природы рассказывается?
  2. Кого увидели люди на льдине?
  3. Как мальчик спас собаку?

 

Лев и мышка.

            Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку.

            Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рёв льва, прибежала и перегрызла верёвку.

            Так мышка спасла льва и выполнила обещание.

(50 слов)

Вопросы:

  1. Кого поймал лев?
  2. Что сказала мышка льву?
  3. Как мышка помогла льву?

 

Волки.

Дядя Семён ехал из города домой. С ним была собачка Жучка. Вдруг из леса выскочили волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди Семёна была хорошая лошадь. Она тоже испугалась волков и быстро помчалась по дороге. Деревня была уже близко. Показались огни в окнах. Волки отстали. Так умная лошадь спасла дядю Семёна и Жучку.

                                                                                 (55 слов)

Вопросы:

  1. Куда ехал дядя Семён?
  2. Кого испугалась Жучка?
  3. Как лошадь спасла  дядю Семёна и Жучку?

 

Ласточка.

Ласточка летала около окошка и запуталась лапкой за нитку.  Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку все другие ласточки. Нитка порвалась, и ласточка была свободна.

                                               (55слов)

Вопросы:

  1. Что случилось с ласточкой?
  2. Кого  ласточка позвала на помощь?
  3. Как ласточки освободили подружку?

 

3 класс

На начало года

                                                                    Л. Толстой.

Чашка.

      Мальчик играл и разбил не-ча-ян-но дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».

                                                                                (29 слов) 

1. Когда говорят: «затрясся от страха»?

2. За что поблагодарил отец мальчик?  

 

Щенок.

 Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через  день   мама   нашла   щенка   под крыльцом. Оленька была рада.

                                                                       (29 слов)

1. У кого пропал щенок?

2. Какой был щенок?

3. Какие ушки были у щенка?

4. Чем Оленька кормила Бульку?

5. Где нашла мама Бульку?                   

 

Таня и Нюра.

У рощи на лугу дети собирали щавель. Таня зашла в рощу. Видит Нюра: Тани нет.

 - Таня, где ты?

 -  Я ищу ландыши.

 - А я тебя ищу. Не уходи далеко от меня.

                                                                              (30 слов)

1. Кого искала Нюра?

2. Что искала Таня?

По Е. Пермяку

Волшебные краски

В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доб­рому мальчику краски.

Только это, мой друг, пpoбует  краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал  настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говори­ли они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним при­коснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

 (72 слова.)

1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?

2. Как рисовал мальчик? Кем он стал?

3. Почему краски оказались волшебными?

4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?

 

По Э. Шиму

На лесной поляне - кучки рыхлей земли. Будто маленькие грядки. Но кто же здесь копает землю.

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с копями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глуби­ну нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.

Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вы­растет здесь березка или сосенка.

(71 слово.)

1. Озаглавьте рассказ,

2.Какой из заголовков больше подходит к данному рассказу:
«Аи да крот!», «Неутомимый крот».  Труженик»?

3.Что появилось на поляне?

4.Как выглядел крот?

5.На что похожи кучки рыхлой земли?

6.Какую пользу приносит крот?

 

По К. Паустовскому

Сказка в несу

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он уви­дел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый грибом спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

 (78 слов.)

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2.Сколько лет было девочке?

3.     Что находила девочка на поляне?

4.     Как сказано про радость девочки?

5.     Чему поверила малютка?

6.     Где вы читали о добрых человечках-гномах?

7.     Что писал для детей Андерсен?

 

По П. Елизаветину

Гостиница для зерен

Зерно хранят в элеваторах, Подъезжаешь ты к станции и ви­дишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.

Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.

Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каж­дое зернышко и удалит лишнюю влагу.

Чистое и сухое зерно сыплю! в башни. В элеваторе зерно мо­жет храниться годами.

(75 слов.)

1.     Для чего нужен элеватор?

2.    Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен?

3.    Как ухаживают за дорогим гостем - хлебом - з этой гостинице?

4.   Опишите внешний вид элеватора.

 

Первое полугодие

                                                                       Л. Толстой.

            Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.

                                                           (31 слово) 

1.Расскажи, какая была зима.

2.Чем занимались дети на пруду?

3. Какая вышла у них кукла?

 

Козлята и волк.

Русская народная сказка.

           Жила-была коза. У неё было семеро  детей. Сделала она себе избушку в лесу. Каждый день  коза уходила за кормом в лес. Сама уйдёт, а деткам велит за-пе-реть-ся и никому дверей не открывать.

( 33 слова)

1. Где жила коза и её козлята?

2. О чём она каждый день напоминала детям?

 

                                                                               M. Пришвин.

Хромка.

Плыву  на лодочке, а за мной по воде плывёт Хромка — моя уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит  мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой шалаш диких селезней.

                                                                           (34 слова)

1. Как Хромка помогала человеку?

 2. Какая картина тебе представлялась, когда ты читал этот текст?

 3. Кто такой селезень? 

 

По Н. Сладкову

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.

Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница по­ложит про запас лесную мышь.

Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.

Сколько дупел, столько загадок.

(74 слова.)

1. Почему дупло названо загадкой?

2.   Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь?

3.    Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?

4.   Для кого дупла бывают ночлежками?

5.    Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?

6.    Чьи кладовые бывают в дупле?

7.   Как зимует в дупле летучая мышь?

 

По С. Аксакову

Лебедь

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плава­ют в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

(79 слов.)

1.     Почему лебедя называют царем водяной птицы?

2.    Когда лебедь может убить собаку?

3.    Что вы узнали о ручных лебедях?

4.   Опишите лебедя.

5.    Почему запрещена охота на лебедей?

 

По В. Арсеньеву

Лесной лакомка

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворча­ние. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал то­неньким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно на­давил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя.

(79 слов.)

1.      Кто назван лакомкой?

2.    Почему медведь назван лакомкой?

3.     Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4.    Что вы узнали о медведе?

5.     Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6.     Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

 

По В. Солоухину

Теплинка

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и за­сыпали землей.

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.

Погасили мы теплинку.  А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед!

(76 слов.)

1.               Что называют «теплинкой»?

2.             Какие припасы были у мальчиков?

3.              Как ребята развели теплинку''

4.     Как они испекли яички?

5.     Как они жарили грибы?

6.    Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?

7.     Каков получился обед в лесу?

 

Из журнала «Мурзилка»

Антарктида

Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда тол­щиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.

Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспо­собиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега ан­тарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашало­ты, дельфины.

Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли на карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минера­лов. Но все это скрыто подо льдом.

Ученые всего мира исследуют этот край.

(80 слов.)

1. Где лежит Антарктида?

2.     Почему беден животный мир этого края?

3.     Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?

4.    Кто еще обитает у ее берегов?

5.     Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?

6.   Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе?(Толща льда, слой льда.)

По И. Лавринович

Убедительная просьба книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обра­щались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спо­койно и удобно отдохнуть.

Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного.

(78 слов.)

1.      О чем просит книга своих читателей?

2.    Как вы обращаетесь с книгами?

3.    Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?

4.       Объясните название текста. (Убедительная просьба - настоятельная, настойчивая.)

5.        Что означает выражение «не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?

 

По К. Ушинскому

Утренние лучи

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсю­ду свои золотые лучи - будить землю.

Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весе­ло запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и за­пел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела соби­рать медок с душистых цветов.

(86 слов.)

1.      Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?

2.    Кого разбудил первый луч?

3.    Как встретил новый день зайчик?

4.    Как проснулся курятник?

5.     С чего начался день у трудолюбивой пчелки?

6.    Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная
травка», «выплыло солнышко»?

 

По В. Осеевой

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Они выгребли все печенье на стол и разложили его на две куч­ки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

-    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

-    Угу! - отзывался Вова. Мама и бабушка молчали,

Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похло­пал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний ку­сочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.

 (82 слова.)

1. Озаглавьте рассказ.

2.    Как вели себя за столом Вова и Миша?

3.    Можно ли сказать, что мальчики заботливые, внимательные?
Почему?

4.    Что вам не понравилось в поведении детей?

 

По Б. Павлову

Липа

Ночью ветер повалил лип. Вчера еще люди отдыхали под те­нью ее раскидистой кроны. Они с наслаждением вдыхали ее души­стый медовый запах. А теперь многие проходили мимо, топтали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один человек сказал:

- Ее можно спасти.

Ствол липы обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех местах его густо обмотали проволокой.

Подняли липу. Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла, как и прежде.

И опять под ее раскидистой кроной отдыхали люди.

(86 слов.)

1. Что случилось с липой?

2.    Кто пришел на помощь?

3.    Что обозначает выражение «повалил липу»?

 

На конец года

                                                                          E. Чарушин.

Кошка.

            Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит.

                                                                                          (40 слов)

1. Расскажи, что сделала кошка Маруська.

2. Каким был котёнок? 

 

                                                   В. Бианки.

Лесной хор.

          На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чём умеет.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Барабанят дятлы. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

                                                                                     (30 слов.)

1. Кто поёт и играет в лесном хоре?

2. Кто что делает? 

 

                                                                        H. Носов.

Живая шляпа.

    Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол.  Они о-бер-ну-лись и увидели на полу возле комода шляпу.                                Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к  нему. Он как закричит:  — Шляпа живая!

                                                                                            (45 слов)

1. Почему рассказ называется «Живая шляпа»? 

2. Как ты думаешь, почему шляпа ползала по комнате?

                             С.Редозубов и др.                                          

Трудная задача.

            Светлана решала задачу, но задача не выходила.  -  Давай я решу тебе задачу, — сказал брат.  -  Нет, я сама решу, — ответила Светлана и продолжала решать.  -  Дай я тебе помогу, — сказала мама.  -  Нет, я сама справлюсь! Девочка  думала,   считала,   писала,   — и задача у неё вышла.

                                                                                         (42 слова)

 

1.  Вспомни, что предлагали брат и мама («решу задачу», «тебе помогу»)?

2. Почему Светлана отказалась от помощи брата и матери?

По Н. Носову

Мурзик не виноват.

-    Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.

-    Нечего его жалеть, он ведь не пожалел рыбку,- сказала мама.

-    Мамочка, он не виноват!

-    Как же «не виноват»! А кто карася из аквариума съел?

-    Это не он.

-    А кто же?

-Это я...

-   Ты съел? - удивилась мама.

-   Нет, я не съел. Я его на свисток променял.

(52 слова.)

1.     Как можно озаглавить разговор мамы и Виталика?

2.    За что мама хотела наказать Мурзика?

3.    Как оправдал Мурзика Виталик?

4.   Почему мальчик решил во всем сознаться?

 

По Н. Сладкову

Воробей Чив пыжился, волочил свои крылышки, а хвост зади­рал высоко вверх. И вдруг он увидел себя в снеговой лужице. Чив от неожиданности даже зажмурился: какой он взъерошенный и от сажи черный!

Скорей побежать искупаться!

В луже он приседал, окунался с головой, бил по воде крылыш­ками и хвостом. Брызги летели вверх, и в них горела радуга. Из лужи Чив выскочил свеженький и чистенький.

А вода в лужице стала черная, как сажа.

(70 слов.)

1.     Каким увидел Чив себя в лужице?

2.    Почему он зажмурился?

3.    Как купался Чив?

4.    Каким стал воробей после купания?

5.    Озаглавьте рассказ.

По Е. Пермяку

Торопливый ножик.

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка полу­чилась. Неровная. Некрасивая.

-   Как же это так? - спрашивает Митю отец.

-   Ножик плохой, — отвечает Митя. - Косо строгает.

-   Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только тороп­ливый. Его нужно терпению учить.

-   А как? - спрашивает Митя.

-   А вот так, - сказал отец. Взял палочку да принялся ее стро­гать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить. Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

 (69 слов.)

1.      Почему Митя не закончил строгать палочку?

2.    Как ответил мальчик на вопрос отца?

3.    Что сказал отец Мите о ножике?

4.  Как можно научить ножик терпению?

5.     Как теперь стал строгать ножик?

6.    Чему учит этот рассказ?

 

По И. Недоле

Чьи вы?

Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.

А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спраши­вает: «Чьи вы? Чьи вы?»

Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.

Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.

А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.

(71 слово.)

1.      Объясните название рассказа.

2.    Как сторож кричит в минуту опасности?

3.    Кто здесь назван сторожем?

4.Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа?(«Разом поднялись в воздух...»)

4.     Как чибисы перехитрили лису?

 

По Н. Павловой

Радость в луковице.

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц по­казался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.

Вот выглянул бутончик Я перенесла цветок на окно. Перед Но­вым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.

Гиацинт украсил наш праздничный стол. Вот какая радость бы­ла в серой луковице. (68 слов.)

1.     О каком праздничном столе говорит девочка?

2.Почему синие душистые цветы доставили в этот вечер всем большую радость?

2.    Из чего же вырос цветок?

3.    Как вырастили красивый гиацинт?

4.    Объясните название текста.

 

Где грибы выше леса?

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.

Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не вид­но? У тебя под ногами ивы и березы.

Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.

 (68 слов.)

1. Где грибы выше леса?

2.    Почему деревца не растут?

3.    Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?

4.   Какая зима на Севере?

5.    Что появляется в тундре во время короткого лета?

6.    Что сказано о цветах?

7.    Что еще растет в тундре, кроме цветов?

 

По Н. Сладкову

Октябрь

В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер.

Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся!

У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать де­ревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить.

Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет.

(72 слова.)

1.     Какие изменения происходят в природе в октябре?

2.  Почему синицы в окна стучат?

3.    Какие заботы у людей в этом месяце?

4.    Какая погода бывает в октябре?

5.Что обозначает выражение «пустеют леса и поля»? (Улетают многие птицы, некоторые животные засыпают на зиму, облета­ют с деревьев листья, увядают травы, с полей собрали урожай.)

6. Объясните выражение «семь погод на дворе». (Часто и резко меняется погода.)

 

Н. Сладкое

Лесные силачи

Ударила первая капля дождя - и началось соревнование.

Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберезовик и гриб моховик.

Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял листик березы и улитку.

Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листи­ка осины и лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздви­нул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как зая­чья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему - алая шапка чемпиона.

(74 слова.)

1.      Когда начались соревнования?

2.    Кто принимал участие в соревновании?

3.    Как соревновались грибы?

4.    Кто вышел победителем?

5.     Какую награду получил подосиновик?

6.Объясните выражение «ударила первая капля». Почему «удари­ла», а не упала? (Первые капли тяжелые, падают с силой, ударяют.)

7.Объясните смысл заголовка. (Силач - очень сильный, подни­мающий большие тяжести.)

 

4 класс

На начало учебного года

Как слон спас хозяина от тигра.

Б.Житков.   

     У индусов есть ручные слоны. Один индус пошел со слоном в лес по дрова. Лес был глухой  и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

(33 слова).

Вопросы по содержанию отрывка.

1. Кто есть у индусов?

2. Куда пошел индус со слоном?

3. Зачем они пошли в лес?

4. Каким был лес? 5.

Что делал слон? 6.

Что делал хозяин?

 

На горке.

Н.Носов.

     Целый день ребята трудились -  строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой.

(30 слов).

Вопросы по содержанию отрывка.

1. О ком этот отрывок?

2. Чем занимались ребята?

3. Где они строили горку?

4. Чем дети сгребали снег?

5. Когда горка была готова?

 

Двойка.

Е. Пермяк.

     На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Ее звали Двойка. Почему ей дали такую кличку, никто не знал.

Только все знали, что малыши обижали ее.

- Ах ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!..

(30 слов).

Вопросы по содержанию отрывка.

1. Кто жил на школьном дворе?

2. Как звали собаку?

3. Почему ее так звали?

4. Как малыши обращались с Двойкой?

5. Как ты считаешь, можно ли обижать кого-либо из-за имени?

 

На первое полугодие

Сон в летнюю ночь.

У.Шекспир.

     В этот день случилась у короля Оберона ссора с королевой фей Титанией. Она нашла в лесу человеческое дитя и хотела вернуть мальчика людям. А король задумал превратить его в эльфа и сделать своим пажом. Не согласилась Титания.

(37 слов).

Вопросы по содержанию отрывка.

1. Кто поссорился друг с другом?

2. Кого нашла фея в лесу?

3. Что хотела сделать фея с мальчиком?

4. В кого хотел превратить мальчика король?

5. Как поступила фея? Согласилась ли она? 

 

Бемби.

(Сказка)

   Звери и птицы поспешили в глубь леса, где на освещенной солнцем полянке отдыхала олениха со своим новорожденным детенышем. Она лизнула малыша и нежно сказала: - Вставай, мой дорогой. У нас гости! Животные заулыбались, глядя, как олененок хлопает длинными ресницами.

(38 слов)

Вопросы по содержанию отрывка.

1. О ком вы прочитали?

 2.Куда спешили звери и птицы?

3. На кого они хотели посмотреть? 

 

Вини и его друзья.

(Сказка)

       Медвежонок Винни жил в большом старом дубе посреди леса, который неизвестно почему назывался Сказочным лесом. С утра Винни, как обычно, сидел на своем любимом пеньке и размышлял.  Он походил взад-вперед, потом еще походил, но так ничего и не придумал.

(40 слов)

Вопросы по содержанию отрывка.

1. О ком вы прочитали?

2. Как звали медвежонка?

3. Где жил медвежонок Винни?

4. Чем обычно занимался Винни утром?

 

На конец года

Остров Незнайки.

Н.Носов.

       Незнайка частенько плавал на рыбьих упряжках. И каждый раз ему хотелось подружиться не только с рыбками, но еще и с лягушатами и черепахами, которых было так много в реке. Незнайка задумал поселить их в огороженную заводь под названием «Водный парк».

(40 слов)

Вопросы по содержанию отрывка.

1. Кто главный герой отрывка?

2. На чем плавал Незнайка?

3. С кем он мечтал подружиться кроме рыбок?

4. Куда хотел Незнайка поселить лягушек и черепах? 

 

Приключения кота Леопольда.

А.Резников.

     Среди густой зелени травы и ярких красивых цветов вьется узенькая дорожка. По ней идет кот Леопольд и толкает рядом с собой велосипед. Остановился он на небольшой поляне у входа в пещеру. Оставил кот велосипед недалеко от входа, вошел в пещеру.

(40 слов)

Вопросы по содержанию отрывка.

1. О ком вы прочитали?

2. Где шел кот Леопольд?

3. Что толкал Леопольд рядом с собой?

4. Где он остановился?

5. Вошел ли кот в пещеру? 

 

Золотой ключик или приключения Буратино.

А.Толстой.

    Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага – в стене против двери.

 Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста. Карло вошел в каморку.

(43 слова)

Вопросы по содержанию отрывка.

1. Где жил Карло?

2. Что было в его каморке?

3. Настоящим ли был красивый очаг?

4. На чем был нарисован очаг?  

 

Слоники.

Кто такие слоники? Так называются насекомые. Они часто встречаются в наших садах, огородах и лесах. Это такие маленькие жучки. Жучков-слоников не спутаешь с другими насекомыми. У слоников есть отличительный признак. Догадались какой? У них есть длинный хоботок. Это не хобот, как у слона. Просто голова у них так вытянута. Многие из этих жучков – опасные вредители. Одни из них обгрызают листья растений и деревьев, другие кладут свои личинки в завязи цветов. Ягода ещё появиться не успела, а её уже погубили.

                                                                         (80 слов)

Вопросы:

1.      Кто такие слоники?

2.      Как выглядят эти насекомые?

3.      Какой вред приносят слоники?

 

Фомка.

По дороге топал ёж. Заметил меня и свернулся в клубок. Закатил я колючего в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать кот Барин. Всю ночь кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выбежал на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф и зашипел. Но через неделю ёж и кот частенько ужинали вместе.

                                                                               (90 слов)

Вопросы:

1.      Как ежа принесли домой?

2.      Куда спрятался ёж?

3.      Почему кот испугался?

 

Сплюшка.

У моего знакомого жила сова-сплюшка. Она  долго у него жила и стала совсем ручной. Больше всего она любила сидеть без движения и дремать. Сидит на раме картины, дремлет. Незнакомые люди принимали её за чучело. Даже свои стирали пыль с вещей и машинально проводили тряпочкой и по ней. Сплюшка спокойно сидела на руле мотоцикла. Все её принимали за тряпичный талисман. Выезжали и за город. Там сажали её на сучок. Но она не оживлялась и на сучке. Сидела, дремала и ждала угощения. А сколько раз её забывали! Приедут домой. Где сплюшка? Вернуться в лес, а она на том же месте сидит.

                                                                              (100 слов)

Вопросы:

1.      Почему сову принимали за чучело?

2.      Как сову везли за город?

3.      Как вела себя сплюшка в лесу?

 

Бобрёнок.

       Весной снег растаял. Вода поднялась и затопила бобровую хатку.

      Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась выше. Пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

      Маленький бобрёнок стал тонуть. Я вытащил его из воды и принёс домой. Дома он нашёл веник за печкой и стал грызть. После еды собрал палочки и листики, подгрёб их под себя и уснул. Какой спокойный зверёк!

      Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся. Что такое? По всему полу стружки валяются, а у стола ножка стала совсем тоненькой. Бобрёнок её со всех сторон подгрыз. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

                                            (102 слова)

Вопросы:

  1. Почему бобры покинули хатку?
  2. Как бобрёнок вёл себя в начале знакомства?
  3. Почему бобрёнка унесли обратно к реке?

 

Как предсказать погоду?

            Люди хотят заранее знать, какая будет погода.

            Очень важно, например, это знать лётчикам и морякам. Самолёту опасно идти на посадку, если аэродром окутан туманом. Моряки могут наскочить на скалы или прибрежную льдину.

            Учёные изобрели разные приборы. С их помощью они изучают и предсказывают погоду.

            Помогают узнать погоду и народные приметы. Если ласточки летают низко — быть дождю. Перед дождём воздух становится влажным, крылышки насекомых тяжелеют, насекомые опускаются вниз. А за ними и  ласточки.

            Таких примет люди знают много.

(80 слов)       

Вопросы:

  1. Людям,  каких профессий особенно важно знать погоду? Почему?
  2. Как учёные изучают и предсказывают погоду?

3.      Какие народные приметы помогают узнать погоду?

 

По Н. Коростылёву

Враги змей

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.

Особенно ловко расправляется со змеей еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зу­бы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он пры­гает очень высоко и в любом направлении. Прыжок - и зубки ман­густы вонзаются в шею змеи. Мангуста победила.

(84 слова.)

1. О борьбе каких двух животных со змеями вы прочитали?

2.     Как расправляется со змеей еж?

3.     Почему змее трудно справиться с мангустой?

4.     Как мангуста побеждает очковую змею?

5.    Объясните словосочетание «очковая змея».

 

По Г. Снегирёву

Кто сажает лес?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились малень­кие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.

Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (

(85 слов.)

1.      Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?

2.    Что было необыкновенного в поведении сойки?

3.     Кто же сажает дубки?

4.     Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ни­чего не росло.)

 

По Н. Елинсону

Помощник

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Але­шины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками - поле­тели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.

Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, на пильник, сверло, долото.

-   Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, - сказал
отец.

 (87 слов.)

1.      Про кого говорят, что у него золотые руки?

2.    Как называли Алешины руки папа и мама?

3.    Почему мама называла руки сына каменными?

4.    Что же разбил Алеша?

5.     Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?

6.    Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?

 

По Л. Савоненковой

Яшка

Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.

Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешо­чек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.

А мальчишка так важно мне в ответ:

-        Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.

Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.

Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один и? друзей насы­пал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.

Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево.

 (86 слов.)

1. Кого же звали Яшкой?

2.     Как добились мальчики доверия белочки?

3.     Чем подкармливали они своего друга?
4 Кого еще кормили в этом парке ребята?

 

 

По Н. Павловой

Ящик с пионами

Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой.

Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут няни цветы!

Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.

Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы.

Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши!

(87 слов.)

1.     Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне?

2.    Почему шуршала бумага?

3.    На что был похож шорох бумаги?

4.    Как закончила писательница свой рассказ?

5.     Объясните слово «юбилей».

6.    Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея?

 

По И. Недоле

Кто живет в дупле?

Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.

Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он от­лично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.

Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.

Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка.

(87 слов.)

1.      О какой птице рассказал автор?

2.    Какое чудо испугало Борю?

3.    Кого вертишейка испугалась на этот раз?

4.    Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был далеко от ее гнезда.)

По И. Соколову - Микитову

Улетают журавли

В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружи­ли они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные ко­сяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом ле­су, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим жу­равли поднимаются с болота.

Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весной!

(90 слов.)

1.      Как собирались журавли к отлету?

2.    Где они остановились на отдых?

3.    Когда птицы снова отправились в путь?

4.    Подумайте, как можно озаглавить рассказ.

5.     Почему в рассказе осенние дни названы «золотыми»?

6.     Почему макушки деревьев кажутся черными?

 

По Г. Скребицкому

Первый снег

Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.

Если выйти в сумерки и снегопад за околицу - такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нави­сают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крыла­тые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопот­ливые синицы.

(85 слов,)

1. Как падает на землю первый снег?

2.    Каким становится лес после снегопада?

3.    Почему синицы названы «хлопотливыми»?

4.    Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семе­нах - крылатые? Какая разница в значении этих слов?

5.    Что значит «выколачивать семена»?

 

По Д. Клещёву

Ай да муравьи!

Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи жи­вут и трудятся спокойно. Но... ошибся.

Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.

Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?

Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Ко­лючки защищают муравьев от злых обидчиков.

1. Чему порадовался писатель?

2.     Кто разрыл муравейник?

3.     Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом
от злых обидчиков?

4.     Почему у рассказа такое заглавие?

5.     Как по-другому можно похвалить муравьев?

 

 

По С. Аксакову

Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет жу­равлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длин­ные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву жу­равлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

(95 слов.)

1.      Почему запрещена охота на журавлей?

2.    Каков внешний вид журавля?

3.    Где гнездятся журавли?

4.    Чем опасен ранний журавль?

 

Б. Житков

Беспризорная кошка

Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раско­пана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, ви­жу: там в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завелся?

Я сорвал хворостинку - и в нору. А оттуда как зашипит! Я на­зад попятился! Да это кошка!

(90 слов.)

1. Как можно озаглавить этот отрывок?

2.     Почему ты так думаешь?

3.    Каких кошек называют беспризорными?

 

Л. Толстой

Мыши.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трех заест.

Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись...

Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спа­стись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдем».

«Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем». (104 слова.)

1.       Как предложила мышка избавиться от кота?

2.    Как ты думаешь, воспользуются ли мыши этим советом?

 

В. Сухомлинский

Старый пес.

Был у человека верный друг - Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хо­зяина. Пес выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

-        Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

-        Прости меня, что я не узнал тебя.

Через несколько дней человек принес маленького щенка и ска­зал щенку:

-        Живи здесь.

Старый Пес спросил у человека:

-    Зачем тебе еще один пес?

-    Чтобы тебе одному не было скучно, - сказал человек и ласко­во потрепал старого Пса по спине.

 (96 слов.)

1. Какая беда случилась со старым Псом?

2.    Как к этому отнесся хозяин?

3.    Что тебе понравилось в этом рассказе?

 

К. Ушинский

Солнце и радуга

(басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицвет­ная радуга-дуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк любуется ею. За­гордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива - это правда, но ведь без меня радуги не бывает». А радуга только смеет­ся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало.

 

1.      Без чего не бывает радуги?

2.     Расскажите басню близко к тексту.

 

Л. Мур

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды мама Енотиха сказала:

-    Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь
ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

-    Ну да, конечно, - ответил Крошка Енот. - Я наловлю вам та­ких раков, каких вы никогда еще не ели.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Ночью взошла луна, большая и светлая.

Пора, Крошка Енот, - сказала мама. - Иди, пока ты не дой­дешь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто
через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее
место для ловли раков.

(101 слово.)

1. Перескажите текст.

2.    Догадайтесь, почему Крошку Енота называли храбрым.

 

Г. Скребицкий

Художник-зима

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, при­тихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходят в больших мягких ва­ленках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам -то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно ее снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадется. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу за­метит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

(103 слова.)

1.     Как вы понимаете выражение «река притихла, уснула»?

2.Расскажите, какие волшебные картины зимы ты смог выде­лить в рассказе, и какие из них тебе больше всего понравились?

Ш. Перро

Золушка

Золушка поднялась с места и убежала быстрее лани. Только на ступеньках лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Принц бережно поднял ее и приказал расспросить, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видел. Правда, заметили, что мимо них про­бежала какая-то бедно одетая девочка, но она скорее всего была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала до­мой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое платьице, и от всего ее великоле­пия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

 

1.     Перескажите близко к тексту, о чем прочитали.

2.    Как понять выражение «ее и след простыл»?

 

Со сложной структурой дефекта

На начало учебного года

Урок.

У  нас  у-рок.  Тут  Та-рас.  Ан-тон  у  кар-ты.             

(8 слов) 

Вопросы:

Где находятся дети?

Кто на уроке?  

 

Малыши.

У Ма-ши  ма-ши-на. У Ми-лы  Миш-ка.  Ма-лы-ши  хо-ро-ши. 

       (8 слов)

Вопросы:

Про кого прочитали?

Что у Маши?

Что у Милы?

 

Утро.

(9 слов)

У  ко-та  мо-ло-ко. Кот  Пу-шок  сыт.  У  Ла-ры  ка-ша. 

Вопросы: 

Про кого прочитали?

Что у кота?

Что у Лары?   

 

Первое  полугодие

                                                       Зима.

Зи-ма.  Мо-ро-зы.   На   ок-нах   у-зо-ры.   У  Си-мы  и  Зи-ны   сан-ки.   

(10 слов)

Вопросы:

О каком времени года  прочитали?

Что на окнах?

Что у Симы и Зины? 

 

Работа.

Ми-ша  и  Ти-ма  пи-ли-ли   о-си-ну.  Па-па  ко-лол.  Ми-ла   и  Ни-на   но-си-ли. 

 (11 слов)

Вопросы:

Про кого прочитали?

Что делали мальчики?

Что делал папа?

Что делали девочки?  

 

Повара.

Во-ва  ва-рит   суп.  Ви-та-лик   суп   со-лил. Ви-ка  ва-рит ка- шу.  По-во-ра  хо-ро-ши.

(11 слов)

Вопросы:

Про кого прочитали?

Что варит Вова?

Что делал Виталик?

Что варит Вика?  

 

На конец учебного года

Коза.

 У Зи-ны  ко-за  Лас-ка. Зи-на   ло-ма-ла   ло-зу.  Ко-за   сыта.  У  Лас-ки  мно-го  мо-ло-ка. 

(13 слов)

     Вопросы:

Про кого прочитали?

Что делала Зина?

Что у козы? 

 

Овощи.

 Ма-ма  при-нес-ла   о-во-щи.   Мор-ковь,   ка-пус-та,  лук,  го-рох,   свѐк-ла – о-во-щи.  О-на   бу-дет  ва-рить  борщ. 

  (13 слов)  

Вопросы:

Про кого прочитали?

Что принесла мама?

Какие овощи принесла мама?

Что будет варить мама? 

 

Наша семья.

 Па-па  ра-бо-та-ет  на  за-во-де.  Ма-ма  на фаб-ри-ке.  Я  у-чусь  в  шко-ле.   Бра-тик  хо-дит  в  са-дик. 

  (15 слов)

     Вопросы:

Про кого прочитали?

Где работает папа?

Где работает мама?

Куда ходит братик?  


 

Контрольно – измерительные материалы по чтению для детей с у/о (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Контрольно – измерительные материалы по чтению для детей с у/о (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Зайка. Был у Мити зайка. Он был ручной

Зайка. Был у Мити зайка. Он был ручной

Почему вы думаете, что кольцо унесла галка?

Почему вы думаете, что кольцо унесла галка?

Он схватил длинный багор и зацепил льдину

Он схватил длинный багор и зацепил льдину

За что поблагодарил отец мальчик?

За что поблагодарил отец мальчик?

Как выглядел крот? 5.На что похожи кучки рыхлой земли? 6

Как выглядел крот? 5.На что похожи кучки рыхлой земли? 6

Где жила коза и её козлята? 2

Где жила коза и её козлята? 2

Лесной лакомка Шли охотники через тайгу

Лесной лакомка Шли охотники через тайгу

Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины? 2

Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины? 2

Угу! - отзывался Вова. Мама и бабушка молчали,

Угу! - отзывался Вова. Мама и бабушка молчали,

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу

Ножик плохой, — отвечает Митя. -

Ножик плохой, — отвечает Митя. -

На севере нашей Родины лежит тундра

На севере нашей Родины лежит тундра

Объясните выражение «ударила первая капля»

Объясните выражение «ударила первая капля»

В этот день случилась у короля

В этот день случилась у короля

Среди густой зелени травы и ярких красивых цветов вьется узенькая дорожка

Среди густой зелени травы и ярких красивых цветов вьется узенькая дорожка

Сплюшка. У моего знакомого жила сова-сплюшка

Сплюшка. У моего знакомого жила сова-сплюшка

Враги змей Яд змеи очень опасен для всех животных

Враги змей Яд змеи очень опасен для всех животных

Почему он не помогал, а только портил все, за что брался? 2

Почему он не помогал, а только портил все, за что брался? 2

О какой птице рассказал автор? 2

О какой птице рассказал автор? 2

Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника

Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть

Догадайтесь, почему Крошку Енота называли храбрым

Догадайтесь, почему Крошку Енота называли храбрым

Утро. (9 слов) У ко-та мо-ло-ко

Утро. (9 слов) У ко-та мо-ло-ко

Что будет варить мама?

Что будет варить мама?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2022