Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология. Словообразование» 10 класс Вариант 1
1.В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
3) Андерсен родился в 1805 году в датском городе Одензе.
4) Живописный лес тянется вдоль реки.
2. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
3. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
1) По щучьему велению 3) Спустя рукава
2) Не всё коту масленица 4) Сматывать удочки
4. В каком ряду слова не являются антонимами?
1) Громкий - тихий
2) Лидер – аутсайдер
3) Дерзкий – безрассудный
4) Активный – пассивный
5.Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
1) Синонимами 3) Антонимами
2) Паронимами 4) Омонимами
6. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
1) Эпитетом 3) Метафорой
2) Олицетворением 4) Сравнением
7. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
1) Верста коломенская – человек очень высокого роста
2) Прикусить язык – испугаться
3) Без царя в голове – не иметь ума
4) Поставить с ног на голову – исказить факты.
8.Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром
Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)
9. Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами.
1) коренной житель — коренной вопрос;
2) человек худой — характер худой;
3) больной заснул — больной ребенок.
10. Найдите предложение(я), в которых используется оксюморон
1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
3) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
4) Мы сёла – в пепел; грады - в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)
11. Выполните морфемный разбор слов
дневник, собака, развеиваться.
Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология. Словообразование» 10 класс Вариант 2
1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
2. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
1) Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
2) Обед как всегда был сытным и вкусным.
3) Царственная красота зимнего леса поразила его.
4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
3. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
1) Душа в душу 3) Во весь опор
2) Задать перцу 4) Нога за ногу
4. В каком ряду слова не являются антонимами?
1) Сытый – голодный 3) Типичный – уникальный
2) Альянс – союз 4) Хитрый – простодушный
5. Укажите, чем являются слова выборный - выборочный?
1) Синонимами 3) Антонимами
2) Паронимами 4) Омонимами
6. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
1) Эпитетом 3) Метафорой
2) Олицетворением 4) Сравнением.
7. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
1) Стоять как вкопанный – не двигаясь
2) Бежать сломя голову – очень быстро
3) Белая ворона – человек в белом
4) Как снег на голову – неожиданно.
88. Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река. Темный бор не шумит.
Соловей не поет, и дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.
Серебрится река. Серебрится ручей.
Серебрится трава орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенина ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным … («серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава). Образ засыпающей природы подчёркивается …(дремлет, не шумит, не поет, не кричит).
9. Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами.
1) спутник Марса — спутник в дороге;
2) пачка папирос — пачка балерины;
3) звезда эстрады — звезда на небе.
10.Найдите синонимы и запишите соответствующие пары цифр.
1.Надежда 2. Оплот.3. Лаконичный. 4. Колоссальный.5. Неотъемлемый. 6. Цитадель. 7. Грациозный. 8. Факультативный. 9. Краткий. 10.Обыватель. 11. Исполинский. 12. Необязательный. 13. Упование.
14. Неотделимый. 15. Изящный. 16. Мещанин.
11. Выполните морфемный разбор слов
полдник, дорога, перестраиваться
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.