Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.7

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
Взрослым
10.12.2018
Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования
Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и неслышащими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии (уроке) и полноценного общения со слышащими сверстниками.
координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога).docx
Психолого­педагогическая   коррекционная   работа   со   слабослышащими   и неслышащими   детьми   строится   с   учетом   тех   проблем,   которые   вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную   и   коррекционную   направленность   психолого­педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются. Учитель­дефектолог   (сурдопедагог)   является   ведущим   специалистом   в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности   данной   категории   детей   и   методику   работы   с   ними.   Кроме   того, развитие   слухового   восприятия   у   детей   с   нарушением   слуха,   обучающихся   в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Основная цель   коррекционной   деятельности   сурдопедагога   в общеобразовательном   учреждении   –   совершенствование   слухо­зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации   на   индивидуальном   занятии   (уроке)   и   полноценного   общения   со слышащими сверстниками. Значение слухового компонента в слухо­зрительном восприятии речи было доказано   отечественными   и   зарубежными   сурдопедагогами   (Е.П.   Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.), которые считали, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи. В работах Э.И. Леонгард были определены показатели сформированности умений   использования   слухового   компонента   в   слухо­зрительном   восприятии речи. Таким   образом,   занятия   сурдопедагога   с   детьми   с   нарушением   слуха   в общеобразовательном   учреждении   предусматривают   решение   целого   комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов: слухового   восприятия   детей   как   основы   для   совершенствования   слухо­ зрительного; слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;   слухо­зрительного   восприятия   как   основного   способа   получения информации;   речи   и   мышления;   навыков   коммуникации   и   межличностного взаимодействия; контроля и самоконтроля за произношением. Специфика   коррекционной   слуховой   работы   состоит   в   развитии слухоречевых   способностей   и   навыков,   которыми   обучающиеся   с   нарушением слуха смогут воспользоваться в определенных условиях. Учитель­дефектолог   (сурдопедагог)   взаимодействует   с   неслышащими обучающимися,   их   родителями,   учителями   и   другими   специалистами образовательного   учреждения   по   следующим направлениям:   организационное; диагностическое   консультативно­просветительское; методическое.   и   коррекционное; В   рамках   организационной   деятельности учитель­дефектолог   организует индивидуальные   занятия   с   детьми,   имеющими   нарушения   слуха:   оформляет документы, составляет расписание занятий. Диагностическая деятельность включает оценку таких параметров, как: адекватность   настройки   индивидуальных   слуховых   аппаратов   и кохлеарного импланта; возможности слухового и слухо­зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся; уровень речевого развития. Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование   проводится   только   в   индивидуальной   форме.   Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка. Условия   обучения   в   общеобразовательной   школе   отличаются   от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная   наполняемость   класса,   постоянная   работа   на   уроке   в   режиме полилога   и   значительного   речевого   материала,   разнообразного   по   лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам. Таким   образом,   учет   вышеуказанных   факторов   определил   особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала. Основными   направлениями   сурдопедагогического   сопровождения являются: 1)   Развитие   слухового   восприятия   на   специально   организованных индивидуальных и групповых занятиях. На   индивидуальных   и   групповых   занятиях   вырабатывается   умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо­зрительно различный речевой материал   (звуки,   слоги,   слова,   предложения,   тексты).   При   этом   такая   работа проводится в различных условиях: в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой   материал,   находясь   напротив   ребенка,   «лицом   к   лицу»;   в   специально осложненных   условиях   при   наличии   маскирующих   шумов   и   разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету); в комфортных   акустических   условиях,   но   при   наличии   нескольких   поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога. Такие   упражнения   закрепляют   умения   получать   и   анализировать информацию;   узнавать   и   понимать   речевой   материал   по   неполным   слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога. Необходимо   отметить,   что   по   содержанию   речевой   материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов,   антонимов,   морфологический   анализ   структуры   слова,   подбор   к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д. Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении   зависит   не   только   от   «багажа   знаний»,   но   и   от   умения   общаться: слушать   и   понимать   речь,   моделировать   коммуникативную   ситуацию   в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации детей с нарушением слуха. В процессе таких   упражнений,   как   диалоги,   мини­диалоги,   ролевые   игры,   отрабатываются правила,   приемы   и   средства   общения,   построение   и   реализация   моделей межличностного взаимодействия, В процессе занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей. Работа   проводится   по   индивидуальной   программе,   учитывающей особенности ребенка, речевой материал занятий (предметных уроков). Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам. Индивидуальные   занятия   проводятся   по   традиционной   методике   с использованием   речевого   материала   занятий   дошкольного   учреждения   и предметных   уроков   общеобразовательной   школы.   Речевой   материал отрабатывается на слух, слухо­зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная   зашумленность;   при   предъявлении   материала   учитель   стоит, повернувшись   в   профиль   или   спиной   к   ученику.   Количество   индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо­зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю. Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать   и   вести   диалог   на   слуховой   и   слухо­зрительной   основе.   Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи   говорящих.   Необходимо   отметить   высокую   эффективность   включения   в такие   занятия   слышащих   одноклассников.   Помимо   выполнения   дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением   слуха   является   одним   из   важнейших   в   инклюзивной   практике. Поэтому   совместное   –   сурдопедагогическое   и   логопедическое   –   воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель­дефектолог (сурдопедагог)   и   логопед   совместно   планируют   и   отрабатывают   на   занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком. Составными   компонентами   логопедического   воздействия   являются следующие разделы работы. Формирование произносительной стороны речи: а)   фонетико­фонематическая   сторона   речи   (работа   по   автоматизации   и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи,   предупреждение   и   преодоление   ошибок,   связанных   с   фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа); б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове;   угадывание   нормативного   слова,   прогнозирование   финального   и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава; в) ритмико­интонационная сторона речи. Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа,   реализация   различных   интонационных   композиций   и   эмоциональных оттенков. Развитие речи: а)   коррекция   устной   и   письменной   речи   (расширение,   уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя); б)   развитие   связной   речи   (диалогической   и   монологической,   устной   и письменной). В  дошкольном   и  младшем   школьном   возрасте   преимущественно   ведется работа   над   устной   речью,   а   работа   над   письменной   речью   включает   чтение   и пересказ коротких текстов. Данные   направления   реализуются   на   индивидуальных   и   подгрупповых занятиях,   при   этом   используются   следующие   виды   занятий:   занятие   по произношению; комбинированное занятие. Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение,   второе   занятие   –   развитие   речи;   третье   занятие   –   преодоление нарушений письма и чтения. Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи. Содержание   занятий   является   вариативным   в   зависимости   от   речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются. 2) Организация развития слухового восприятия в семье. Развитие   слухового   восприятия   не   ограничивается   только   занятиями   в школе. Эта работа проводится и дома в семье. В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992): ­ Сопутствующее сопровождение, не требующее специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире. ­   Планомерное   сопровождение   ­   специально   организованная   работа   в течение определенного времени. Сурдопедагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи.   Виды   работы   достаточно   разнообразны:   игры,   отработка   домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов и т.д.   После   предъявления   рекомендуется   обязательное   выяснение   уровня понимания материала. Консультативно­просветительская   деятельность реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает: проведение открытых индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового   восприятия   детей   для   родителей   и   педагогов;   проведение индивидуальных   (групповых)   консультаций   о   ходе,   содержании   и   итогах коррекционного процесса у обучающегося и создании благоприятных условий во внешкольное   время   для   закрепления   и   автоматизации   полученных   в образовательном   учреждении   слухоречевых   навыков;   участие   в   родительских собраниях   с   целью   информирования   родителей   слышащих   учащихся   об особенностях детей с нарушениями слуха. Методическая   деятельность   направлена   на   повышение   уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные (групповые) консультации и семинары,   на   которых   знакомит   педагогов   с   особенностями   развития   детей   с нарушениями   слуха,   а   также   со   специальными   приемами,   способствующими повышению эффективности их обучения. Для   организации   комфортной   образовательной   среды   и   повышения качества   обучения   сурдопедагог   разрабатывает   памятки   для   учителей   об особенностях   детей   с   нарушением   слуха,   специфике   слухо­зрительного восприятия   и   понимании   речи   таких   детьми,   о   речевом   поведении   педагога. Памятки вручаются каждому педагогу, работающему с детьми данной категории памятки. Необходимым   и   обязательным   условием   эффективной   работы сурдопедагога является наличие отдельного оборудованного кабинета.

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования

Координирующая  роль и место деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в коррекционной работе в условиях инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018