Цель:
создание условий для ознакомления учащихся с символами Российского государства: флагом, гербом, гимном.
Задачи:
Задачи, направленные на формирование личностных результатов
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование сознания своей этнической и национальной принадлежности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач;
Задачи, направленные на формирование предметных результатов
понимание особой роли России в мировой истории;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, истории, природе нашей страны, ее современной жизни;
освоение правил нравственного поведения, норм здоровьесберегающего поведения.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Приветствие. (Слайд 1)
Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу передать его вам. Улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Вот и прекрасно, что все мы улыбаемся.
2. Эпиграф . (Слайд 2)
«Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна – Родина»
М. Пришвин
3. Прослушивание песни в исполнении М. Бернеса "С чего начинается Родина".
(Звучит песня + видеоряд)
4. Сообщение темы и целей занятия. (Слайд 3)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать? (Ответы детей)
- Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Поговорим о том, что надо любить и беречь свою Родину.
Основная часть
- Как называется страна, где вы родились?
- Как вы понимаете слово " Родина "? (Ответы детей)
Это и великая страна с великой историей
Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
Это место, где находятся могилы твоих предков
- Правильно, наша Родина – Россия. В России живет очень много людей и все они разные, но всех их объединяет одна Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
5. Инсценированное стихотворение "Что мы Родиной зовем"
Дети рассказывают стихотворение
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём, (Слайд 4)
И березки у дороги, (Слайд 5)
По которой мы идем. (Слайд 6)
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом (Слайд 7)
И душистый, золотистый хлеб (Слайд 8)
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем, (Слайд 9)
И рубиновые звезды-(Слайд 10)
Звезды мира над Кремлем
Карта России. (Слайд 11)
Россия или Российская Федерация - самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
6. Пословицы (Слайд 12)
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
1. Родной край – сердцу рай.
2. Нет в мире краше Родины нашей.
3. Человек без Родины, что соловей без песни.
4. Одна у человека мать, одна у него и родина.
5. У народа один дом – Родина.
6. Нет сына без отчизны.
7. Родина – всем матерям мать.
8. Родина – мать, чужбина – мачеха.
9. Береги Родину, как зеницу ока.
10. Всякому мила своя сторона.
11. За морем теплее, а у нас светлее.
12. И пылинка родной земли – золото.
13. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
14. Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
15. Жить – Родине служить.
16. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
17. Если народ един, он непобедим.
18. Родину-мать учись защищать.
19. Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Символы
Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Давайте поговорим о каждом из этих символов.
7. (Слайд 13) Герб
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. "Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом".
Ученик рассказывает стихотворение.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
О гербе.
Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
(Слайд 14) Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
(Слайд 15)
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, (Слайд 16) напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение.
(Слайд 17) Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там.
(Слайд 18) В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне.
(Слайд 19) Не мог он оставить царевну в беде, (Слайд 20) сразился со змеем (Слайд 21) и победил его.
8. Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде «два»
(Слайд 22) Флаг
Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа День Государственного флага России. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага? Ребята расскажут, а вы внимательно послушайте. Рассказывая стихотворение каждый ребенок держит полоску цвета, о котором говорит.
Флаг России – триколор
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
(И. Агеева)
На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
синий - небо, верность, веру;
красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
9. Практическая работа учащихся
У вас на партах в конвертике под № 1 лежат полоски разных цветов. Ваша задача склеить полоски так, чтобы получился флаг РФ.
Склеивают флаг. Учитель соединяет полоски, рассказывавших ребят стих степлером.
А теперь давайте сравним, что у нас получилось. Вывешиваю флаг. Дети показывают, что у них получилось.
Гимн
И еще один символ - это гимн. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым уважение к нашей стране и нашему правительству. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Стих о гимне
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
"Россия - любимая наша страна".
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
ВИДЕО ГИМН Слушают стоя 1 куплет и припев.
А теперь давайте запомним с вами 10 правил маленького россиянина
Десять правил маленького россиянина
Расскажу вам десять
правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.
Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.
Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.
Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.
Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.
Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.
Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.
Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.
Правило восьмое:
бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.
Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!
Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин )
Рефлексия
Негласный символ России - это белая береза. Родина, подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев.
У вас на партах, в конвертике №2 лежат листики настроения. Если у вас отличное, хорошее настроение, у вас все получилось - возьмите зеленый листочек. Если у вас не очень хорошее настроение - возьмите желтый. Посмотрите на них внимательно, выберите листочек, который соответствует вашему настроению и украсьте нашу березку. Какая красота! Я думаю что, у всех хорошее, отличное настроение, потому, что мы все любим свою Родину.
Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы –– Россияне. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Дети исполняют песню " Я живу в России."
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.