Пояснительная записка
Актуальность
Известно, что личность человека формируется в детстве. Эмоционально-волевая сфера – важная составляющая этого процесса.
У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:
- недоразвитие потребностной и мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);
- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны);
- неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;
- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);
- неадекватная самооценка (подвергается колебаниям из-за разницы в оценке окружающих);
- низкий уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции.
Наиболее целесообразными средствами в работе с такими детьми являются средства арт-терапии. Для ребенка с интеллектуальной недостаточностью арт-терапия является источником новых позитивных переживаний, способствует их осознанию, стимулирует развитие личности, его психическое развитие и оздоровление. Как только ребенок осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации.
Включение в занятия психогимнастических упражнений способствует обогащению эмоционального опыта, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности.
Виды искусства, с которыми соприкасается ребенок в процессе коррекционной работы, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье; способствуют их коррекции. Кроме того, общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и развивать отношения с окружающим миром.
Цель:
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Формировать представления детей об эмоциях и чувствах, настроении.
Способствовать снижению тревожности.
Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе.
Продолжать учить вербальному выражению чувств и эмоций, потребностей.
Развивать произвольность и самоконтроль в поведении.
Развивать учебную мотивацию.
Способствовать развитию высших психических функций.
Воспитывать умение работать в группе, уважение к другим участникам.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на обучающихся с ЗПР в возрасте 7-11 лет, 35 занятий. Периодичность проведения занятий составляет 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Продолжительность индивидуальных занятий - 20 мин., групповых – 20-25 мин.
Ожидаемый результат:
Развитие умения распознавать и выражать свои эмоции состояние, понимание состояния других людей; способность управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния, проявление более адекватной самооценки, повышение учебной мотивации.
Содержание программы:
Курс освоения программы – 1 год.
Развивающие занятия проводятся по 4 блокам:
1. Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств).
2. Ты и твое «Я» (формирование адекватной самооценки).
3. Как управлять собой (развитие произвольности и самоконтроля).
4. Я - школьник (развитие учебной мотивации).
Рекомендации:
Темы, вызвавшие трудности в усвоении прорабатывается несколько раз с использованием различных приемов.
Каждое занятие включает в себя темы разных блоков, например: задание на распознавание эмоций, беседу о значении школы, ознакомление с социальными ролями.
Тематическое планирование |
|||
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы |
1 |
07.09 |
2 |
Волшебная страна эмоций |
2 |
14.09, 21.09 |
3 |
Что ты знаешь о чувствах и эмоциях? |
1 |
28.09 |
4 |
Ознакомление с различными чувствами и эмоциями |
2 |
05.10, 12.10 |
5 |
Распознавание чувств и эмоций по картинкам |
1 |
19.10 |
6 |
Распознавание чувств и эмоций по мимике и пантомимике |
1 |
26.10 |
7 |
Выражение своих чувств |
2 |
02.11, 10.11 |
8 |
Настроение. Как можно поднять настроение? |
1 |
16.11 |
9 |
2. Ты и твое «Я» |
2 |
23.11, 30.11 |
10 |
Заешь ли ты себя? |
1 |
07.12 |
11 |
Кто я? |
1 |
14.12 |
12 |
Мои поступки |
1 |
21.12 |
13 |
Ты и другие люди |
1 |
28.12 |
14 |
Что я думаю о себе? |
1 |
11.01 |
15 |
Что обо мне думают другие? |
1 |
18.01 |
16 |
Как подружиться с собой? |
1 |
25.01 |
17 |
Как подружиться с другими? |
1 |
01.02 |
18 |
3. Как управлять собой? |
2 |
08.02, 15.02 |
19 |
Умеешь ли ты управлять собой? |
1 |
22.02 |
20 |
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? |
1 |
01.03 |
21 |
Как справиться с плохим настроением? |
1 |
08.03 |
22 |
Как управлять своим поведением? |
1 |
15.03 |
23 |
Отработка полученных навыков в различных проблемных ситуациях |
1 |
20.03 |
24 |
4. Я – школьник |
2 |
05.04, 12.04 |
25 |
Что ты знаешь о школе и школьниках? |
1 |
19.04 |
26 |
Что такое школа и зачем она нужна? |
1 |
26.04 |
27 |
Зачем люди учатся? |
1 |
03.05 |
28 |
Учиться – это здорово |
1 |
10.05 |
29 |
Повторная диагностика эмоционально-волевой сферы |
1 |
17.05 |
|
Всего: |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, М.: «Академия», 2001.
2. Гаурилюс А.И. Динамика отношений и представлений о себе и своем социальном окружении учеников начальных классов вспомогательной школы. Журнал «Дефектология» № 2 1995.
3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие, сост. Н.Д. Шматко. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
6.Колягин В.А., Овчинникова Т.С. Значение эмоций для полноценного развития аномального ребенка. Журнал «Коррекционная педагогика» №1 2005.
7.Кузьмина Г.И. Проблема исследования Я - концепции умственно отсталых младших школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2005.
8.Леви Г.Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушением обучаемости в школе и дома. С-Пб.: «СМАРТ», 1995.
9.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
10.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001.
11.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.
12.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.
13.Психология детей с отклонениями и нарушениями в развитии. Сост. В.М. Астапова, Ю. Микадзе В. СПб.: «Питер», 2002.
14.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: «Просвещение»,1979.
15.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
16. Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.
18. Шаповалова О.Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы у умственно отсталых школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.