Коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с УО (1-4 класс).
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с УО (1-4 класс).

Оценка 4.9
Образовательные программы
rtf
дефектология
3 кл
17.02.2017
Коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с УО (1-4 класс).
Данная тема является актуальной, тк много детей с различными отклонениями в развитии пришли в учебные заведения и многие из таких детей испытывают тревожность, неуверенность. что проявляется в повышенной эмоциональности , ухудшении эмоционального состояния и снижении учебной мотивации. Данная программа нацелена на развитие умения распознавать и выражать свои эмоции состояние, понимание состояния других людей; способность управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния, проявление более адекватной самооценки, повышение учебной мотивации.Коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с УО (1-4 класс).
эмоц-волев сфера в печать.rtf

Пояснительная записка

Актуальность

            Известно, что личность человека формируется в детстве. Эмоционально-волевая сфера – важная составляющая этого процесса.

            У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:

- недоразвитие потребностной и мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);

- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны);

- неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;

- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);

- неадекватная самооценка (подвергается колебаниям из-за разницы в оценке окружающих);

- низкий уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции.

            Наиболее целесообразными средствами в работе с такими детьми являются средства арт-терапии. Для ребенка с интеллектуальной недостаточностью арт-терапия является источником новых позитивных переживаний, способствует их осознанию, стимулирует развитие личности, его психическое развитие и оздоровление. Как только ребенок осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации.

            Включение в занятия психогимнастических упражнений способствует обогащению эмоционального опыта, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности.

            Виды искусства, с которыми соприкасается ребенок в процессе коррекционной работы, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье; способствуют их коррекции. Кроме того, общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и развивать отношения с окружающим миром.

Цель:

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

Формировать представления детей об эмоциях и чувствах, настроении.

Способствовать снижению тревожности.

Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе.

Продолжать учить вербальному выражению чувств и эмоций, потребностей.

Развивать произвольность и самоконтроль в поведении.

Развивать учебную мотивацию.

Способствовать развитию высших психических функций.

Воспитывать умение работать в группе, уважение к другим участникам.

Организационная структура программы:

            Программа рассчитана на обучающихся с ЗПР в  возрасте 7-11 лет, 35 занятий. Периодичность проведения занятий составляет 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Продолжительность индивидуальных занятий - 20 мин., групповых – 20-25 мин.

Ожидаемый результат:

            Развитие умения распознавать и выражать свои эмоции состояние, понимание состояния других людей; способность управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния, проявление более адекватной самооценки, повышение учебной мотивации.

Содержание программы:

Курс освоения программы – 1 год.

Развивающие занятия проводятся по 4 блокам:

1. Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств).

2. Ты и твое «Я» (формирование адекватной самооценки).

3. Как управлять собой (развитие произвольности и самоконтроля).

4. Я - школьник (развитие учебной мотивации).

Рекомендации:

Темы, вызвавшие трудности в усвоении прорабатывается несколько раз с использованием различных приемов.

Каждое занятие включает в себя темы разных блоков, например: задание на распознавание эмоций, беседу о значении школы, ознакомление с социальными ролями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

07.09

2

Волшебная страна эмоций

2

14.09, 21.09

3

Что ты знаешь о чувствах и эмоциях?

1

28.09

4

Ознакомление с различными чувствами и эмоциями

2

05.10, 12.10

5

Распознавание чувств и эмоций по картинкам

1

19.10

6

Распознавание чувств и эмоций по мимике и пантомимике

1

26.10

7

Выражение своих чувств

2

02.11, 10.11

8

Настроение. Как можно поднять настроение?

1

16.11

9

2. Ты и твое «Я»

2

23.11, 30.11

10

Заешь ли ты себя?

1

07.12

11

Кто я?

1

14.12

12

Мои поступки

1

21.12

13

Ты и другие люди

1

28.12

14

Что я думаю о себе?

1

11.01

15

Что обо мне думают другие?

1

18.01

16

Как подружиться с собой?

1

25.01

17

Как подружиться с другими?

1

01.02

18

3. Как управлять собой?

2

08.02, 15.02

19

Умеешь ли ты управлять собой?

1

22.02

20

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

1

01.03

21

Как справиться с плохим настроением?

1

08.03

22

Как управлять своим поведением?

1

15.03

23

Отработка полученных навыков в различных проблемных ситуациях

1

20.03

24

4. Я – школьник

2

05.04, 12.04

25

Что ты знаешь о школе и школьниках?

1

19.04

26

Что такое школа и зачем она нужна?

1

26.04

27

Зачем люди учатся?

1

03.05

28

Учиться – это здорово

1

10.05

29

Повторная диагностика эмоционально-волевой сферы

1

17.05

 

Всего:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, М.: «Академия», 2001.

2. Гаурилюс А.И. Динамика отношений и представлений о себе и своем социальном окружении учеников начальных классов вспомогательной школы. Журнал «Дефектология» № 2 1995.

3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие, сост. Н.Д. Шматко. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

6.Колягин В.А., Овчинникова Т.С. Значение эмоций для полноценного развития аномального ребенка. Журнал «Коррекционная педагогика» №1 2005.

7.Кузьмина Г.И. Проблема исследования Я - концепции умственно отсталых младших школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2005.

8.Леви Г.Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушением обучаемости в школе и дома. С-Пб.: «СМАРТ», 1995.

9.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: «Педагогика-Пресс», 1996.

10.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001.

11.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.

12.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.

13.Психология детей с отклонениями и нарушениями в развитии. Сост. В.М. Астапова, Ю. Микадзе В. СПб.: «Питер», 2002.

14.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: «Просвещение»,1979.

15.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.

16. Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.

18. Шаповалова О.Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы у умственно отсталых школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2008.

 

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Цель: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Цель: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации: Темы, вызвавшие трудности в усвоении прорабатывается несколько раз с использованием различных приемов

Рекомендации: Темы, вызвавшие трудности в усвоении прорабатывается несколько раз с использованием различных приемов

Тематическое планирование № п/пТемаКол-во часовДата проведения 1Диагностика эмоционально-волевой сферы107

Тематическое планирование № п/пТемаКол-во часовДата проведения 1Диагностика эмоционально-волевой сферы107

Как справиться с плохим настроением? 1 08

Как справиться с плохим настроением? 1 08

Коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с УО (1-4 класс).

Коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с УО (1-4 класс).

Список литературы 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

Список литературы 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии

Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017