Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)
Оценка 4.8

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Оценка 4.8
Документация
doc
психологическая работа +1
6 кл—9 кл
26.02.2018
Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)
Основная цель нашей коррекционно-развивающей работы в пространстве нормального детства – было способствовать полноценному психическому и личностному развитию подростка. Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии подростка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого неуспевающего подростка. Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к подросткам: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Путь к успеху.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №9»                                                                        Путь к успеху Коррекционно­развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. Составлена кандидатом  психологических наук, учителем  русского       языка и  литературы Муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная  школа №9» Луценко Татьяной Владимировной  и апробирована с неуспевающими  подростками Муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная  школа №9» г. Благодарного Ставропольского края                  Научный руководитель –доктор  психологических наук, профессор  кафедры методологии , психологии и  теории психолого­педагогического образования, директор научно­практического Центра системных  исследований индивидуальности человека Пятигорского государственного лингвистического  университета, член­корреспондент Международной академии педагогического  образования –Любовь Владимировна Мищенко        1 г. Благодарный                Ставропольский край                                   2017 год                                    Пояснительная записка В   настоящее   время   в   образовательных   учреждениях   России   происходит становление   системы   развивающего   обучения   детей,   испытывающих   трудности   в освоении   программ   в   адаптации   к   школе   и   социальному   окружению.   Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет   о   детях,   испытывающих   определенные   трудности.   Эти   школьники   отличаются рядом   особенностей,   которые   негативно   сказываются   на   становлении   учебной деятельности. Существенное место занимают  такие особенности, как неустойчивость внимания,   недостаточное   развитие   словесно­логической   памяти,   некоторых   видов   и операций  мышления,  интеллектуальная  пассивность,  рассогласование  в личностной и социально­психологической сфере. Сказанное выше свидетельствует о необходимости создания целостной обучающе­коррекционно­развивающей программы, обеспечивающей оптимальные психолого­педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально­типологическими особенностями. Мы создали такую программу и назвали ее  интегрированной образовательно­коррекционно­ развивающей   программой,   которая   включает   в   себя   образовательно­развивающую   и коррекционно­развивающую   части.   Основной   целью   программы   явилось   развитие   и саморазвитие   ученика   исходя   из   выявления   его   индивидуальных   особенностей; предоставление   каждому   учащемуся,   опираясь   на   его   способности,   склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.  Программа   нацелена   на     создание   оптимальных   возможностей   и   условий   для развития   умственной   и   личностной   сфер;   профилактику   нежелательных   негативных тенденций   умственного   и   личностного   развития;   включает   в   себя   совокупность психолого­педагогических воздействий, систему методов и способов коррекции уровня развития познавательных процессов и личностных свойств. Коррекционно­развивающая   программа   имеет   теоретическую   часть,   где раскрываются   проблемы   и   причины   неуспешности   в   учебной   деятельности: педагогическая запущенность, интеллектуальная пассивность, нерациональные способы учения;   общее   отставание   в   учении   в   результате   невыполнения   требований, рассогласование   в   личностной   сфере,   раскрываются   проблемы   диагностики   знаний учащихся. При   создании   практической   части   коррекционно­развивающей   программы   мы использовали три вида организации коррекционно­психологической помощи: лекционно­ просветительскую, консультативно рекомендательную и собственно­коррекционную (в форме индивидуальной и групповой коррекции). В рамках лекционно­просветительской деятельности мы решали, прежде всего, профилактические задачи. Мы подготовили и провели беседы с родителями, учителями и классными руководителями, обсуждая основные закономерности и базовые факторы развития   ребенка,   типичные   критические   ситуации,   трудности   и   проблемы   каждого возраста и общие рекомендации по их предотвращению. В   рамках   консультативно­рекомендательной   работы   мы   диагностировали характер и причины переживаемых ребенком трудностей в развитии и сформулировали системы рекомендаций родителям, учителям и классным руководителям, которые будут 2 способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций в развитии школьника. Собственно­коррекционная   работа   строилась   с   применением   специальных методов, методик, техник и процедур и определялась тремя основными принципами: принципом   «нормативности»   развития,   принципом   коррекции   «сверху   вниз»   и принципом   системности   развития   психической   деятельности.   В   соответствии   с принципом   «нормативности»   мы   исходили   из   законов   и   закономерностей   развития ребенка   в   подростковом   периоде,   из   «возрастной   нормы»   психического   развития, своеобразного   эталона   подросткового   возраста   при   создании   интегрированной образовательно­развивающей программы. Мы учитывали ту уникальную роль, которую играет   подростковый   период   в   возрастном   развитии   человека.   Принцип   коррекции «сверху вниз» обусловлен положением о ведущей роли обучения для психологического развития   ребенка.   Коррекция   «снизу   вверх»   в   качестве   основного   содержания рассматривает   тренировку   имеющихся   у   ребенка   психологических   способностей. Коррекция «сверху вниз» предполагает создание зоны ближайшего развития личности и деятельности   ребенка.   Специфику   коррекции   психического   развития   определяет   ее активно   формирующая   функция,   предполагающая   активное   влияние   на   генезис   и становление психологических новообразований.   принципом   активности.   Принцип   постепенности. Кроме того, реализация модели и соответствующей программы осуществлялась в соответствии   с   рядом   других   принципов:   принципом   постепенности,   принципом систематичности,   Процесс когнитивного   и   личностного   развития   подростков   обязательно   должен   носить постепенный поэтапный характер, так как только последовательный переход от одного этапа   к   другому   может   обеспечить   соответствующий   уровень   развития   подростков. Реализация нашей программы предполагает четкий переход от одного блока к другому, при   котором   навыки   и   качества,   полученные   в   ходе   предыдущего   блока,   являются логичным переходом к следующему.  Принцип систематичности. Процесс когнитивного и   личностного   развития   подростков   является   систематичным.   Он   предполагает длительное   систематичное   периодическое   воздействие,   оказываемое   на   субъекта (ученика), так как систематическое «погружение» в ситуации тренинговой группы будет способствовать более эффективному и положительному закреплению актуализируемых навыков  и   качеств  личности   подростков.    Принцип  активности.   Одним   из   значимых условий развития и трансформации мотивации личности является активная субъектная позиция.   Основное   направление   активности   субъекта   по   линии   мотивационного самоопределения   состоит   в   интеграции,   внутреннем   согласовании   мотивационной сферы,   устранении   в   ней   противоречий,   а   также   проверке   возможности   и целесообразности   формирующих   жизненных   целей.   Говоря   о   развитии   мотивации достижения, мы также ориентируемся на формирование активной жизненной стратегии, выработку   модели   поведения,   ориентированной   на   достижение   успеха   и   целей деятельности, возможности реализации сформированных особенностей в ходе учебной деятельности. Мы   учитывали   две   формы   коррекции:   симптоматическую,   направленную   на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Коррекционно­развивающая программа носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к тренировке и совершенствованию того, что есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком   в   ближайшей   перспективе   в   соответствии   с   законами   и   требованиями возрастного  развития   и  становления  его  интегральной  индивидуальности.   На  первый план выдвигается то содержание, которое обеспечивает формирование положительной 3 мотивации   учебной   деятельности.   Немаловажную   роль   играет   постановка   ребенком конкретных,   ясных   ближайших   и   перспективных   целей.   Объективные,   реалистичные цели обладают большой мотивационной силой. Собственно коррекционная часть развивающей программы   включает в себя 3 этапа: ориентировочный, развивающий, познавательный. Каждый из названных этапов реализуется в течение нескольких занятий. Всего разработано и проводилось 40 занятий, в среднем каждое занятие не превышает 90 мин. На первый этап приходится 2 занятия, на второй 25, и третий этап 13. Основой   коррекционно­развивающей   программы   является   использование большого диапазона социально­психологических и психолого­педагогических методов беседы и дискуссии на темы, соответствующие целям занятий; упражнения социально­ психологического тренинга, способствующие развитию необходимых качеств личности; ролевые и деловые игры, направленные на актуализацию, и закрепление определенных навыков   поведения;   методы   моделирования   с   целью   воссоздания   определенных ситуаций в учебной деятельности; проективные методики рисуночного и вербального типов,   методы   сказкотерапии.   В   концепции   этой   части   программы   реализуются следующие   основные   положения:   комплексность   в   диагностико­консультативной   и коррекционно­развивающей   работе,   обеспечивающая   своевременное   выявление   и квалификацию   трудностей   в   обучении,   а   также   определение   комплекса   мер, профилактических   коррекционных   и   развивающих,   способствующих   преодолению, компенсации   недостатков;   своевременное   выявление   и   квалификация   тех   или   иных неблагоприятных вариантов развития ­ «предвестников» школьных трудностей.  Учитывая   то,   что   эффективность   развивающей   программы   возможна   только тогда, когда подросток начинает осознавать ее необходимость, когда все ее элементы переживаются учеником, приобретают личностный смысл и становятся положительным мотивом деятельности, мы при реализации программы уделили этому достаточно много внимания. По мере внедрения программы мы формировали у подростков положительное отношение   к   ней.   Как   известно   любое   отношение   включает   в   себя   следующие компоненты: когнитивный, эмоционально­мотивационный и поведенческий. Мотивация, выступая   в   качестве   движущей   силы   внешней   и   внутренней   активности   субъекта, занимает   ведущее   место   в   структуре   личности   подростка.   Мотивация   и   эмоции характеризуют различные аспекты одного и того же процесса. Мотивация стимулирует определенные   виды   поведения,   главным   образом   те,   которые   позволяют   добиваться определенных   целей.   Эмоции,   порождаясь   деятельностью,   не   только   становятся   ее неотъемлемым компонентом, но и начинают активно выполнять функции ее регуляции. Отражая   соотношение   между   мотивационно­потребностной   стороной   деятельности   и реальными достижениями и возможностями учеников, эмоциональные процессы играют очень     важную   роль   в   учебной   деятельности   подростков.   Отрицательные   эмоции, сочетаясь   с   неопределенностью   мотивации,   снижают   степень   сформированности механизмов   саморегуляции,   усиливают   дезадаптацию   и   даже   приводят   порой   к   так называемому срыву адаптации.  Прежде   всего,   мы   воздействовали   на   когнитивные   компоненты   отношения. Изменение представлений на уровне имеющейся информации и существующих знаний является самым первым и необходимым этапом развития положительного отношения, что позволило  нам сформировать  у подростка  не только  образ успешного человека, достигающего своих целей, но и определенных ожиданий в отношении своей учебной деятельности ­ надежды на достижение успеха в ней. Кроме   того,   мы   воздействовали   на   эмоционально­мотивационный   блок. Эмоциональное  переживание  и   аффективная  окраска  ситуаций  достижения  успеха  и столкновения с неудачей в учебной деятельности обеспечивают установление сети более 4 сильных   ассоциаций,   способствующих   доминировать   и   большей   привлекательности успеха по сравнению с неудачей, а соответственно и предпочтение мотива достижения успеха   мотиву   избегания   неудач.   Тем   самым   четко   дифференцируются привлекательность успеха и неудачи. Оценка своих настоящих и будущих достижений и учет   оценки   со   стороны   окружающих   значимых   лиц   приводит   к   осмыслению   своих реальных   и   потенциальных   достижений,   а   также   к   осознанию   их   реальности   и достигаемости.   Это   обстоятельство   взаимосвязано   с   формированием   реалистичного уровня притязаний и адекватной самооценки. Усвоенные ранее знания и информация о ситуациях   достижения   успеха   в   учебной   деятельности,   а   также   привлекательность успеха   как   такового   приобретают   личностную   значимость   и   ценность   и   приводят   к принятию ответственности за результаты и последствия деятельности. В последующем при планировании и выполнении деятельности подросток начинает ставить перед собой реальные достижимые цели, становится более самостоятельным в принятии решений, уверенным   в   себе   и   чувствует   себя   «творцом»   своей   судьбы.   В   свою   очередь, повышается вероятность и процент успешности и эффективности всех его начинаний. Принятие   ответственности   и   личностной   причастности   взаимосвязано   с   переводом мотивов деятельности из внешне обусловленных, во внутренне обусловленные, а также с активизацией и усвоением ценностей учебной деятельности.  И   наконец,   мы   оказывали   воздействие   на   поведенческие   реакции.   Когда   у подростка уже сформированы и осмыслены определенные представления о ситуациях достижения успеха в учебной деятельности и стали реалистичными уровень притязаний, сформирована   адекватная   самооценка,   подросток   осознает   свою   личностную причастность   к   эффективности   своей   деятельности,   умеет   брать   на   себя ответственность   за   свои   поступки,   успехи   и   неудачи,   умеет   ставить   перед   собой реальные   и   достижимые   цели.   В   данном   случае   необходимо   установить   четкую взаимосвязь и взаимообусловленность между данными внутренними обстоятельствами и их внешними проявлениями в поведении подростка. Полученные изменения мотивации учебной   деятельности,   сформированная   активная   жизненная   позиция   подростка, высокий уровень регуляции своих действий и модель поведения, ориентированная на достижение успеха, закрепляются в условиях  учебной деятельности для того, чтобы стать доминирующей жизненной стратегией подростка. Итак, основная цель нашей   коррекционно­развивающей работы в пространстве   было   способствовать   полноценному   психическому   и нормального   детства   –   личностному развитию подростка. Основная   задача   –   психолого­педагогическая   коррекция   отклонений   в психическом развитии подростка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом,   волевом,   двигательном   и   пр.)   на   основе   создания   оптимальных психолого­педагогических   условий   для   развития   творческого   потенциала   личности каждого неуспевающего подростка. Цель   и   задача   коррекционной   работы   четко   очерчивают   принципиальную психолого­педагогическую позицию по отношению к подросткам: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему   корректировать   в   том   направлении,   чтобы   она   обеспечивала   достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей. Итак, модель интегрированной образовательно­развивающей программы развития интегральной   индивидуальности   неуспевающих   учеников­подростков   представляет собой     динамическую   систему,   наглядно   и   лаконично   описывающую   критерии, показатели   и   этапы   данного   процесса.   Ее   целью   является   оптимизация   развития индивидуальности подростка: развитие необходимых  характеристик индивидуальности; формирование   активной   жизненной   стратегии   подростков,   выработка   поведения, 5 ориентированного   на   достижение   успеха   в   познавательной   деятельности,   повышение эффективности и результативности учебной деятельности. Коррекционно­развивающая   часть развивающей программы   включает в себя 3 этапа: ориентировочный, развивающий, познавательный. Каждый из названных этапов реализуется в течение нескольких занятий. Всего разработано и проводилось 40 занятий, в среднем каждое занятие не превышает 90 мин. На первый этап приходится 2 занятия, на второй 25, и третий этап 13. Тематическое планирование развивающей программы. Занятие № 1 Тема: «Знакомство». Цель: ­ познакомить участников группы,  ­ формировать доверительный стиль общения,  ­ снять тревожность и опасение участников группы,  ­ прояснить ожидание участников группы от групповой работы;  ­ формировать сплоченность группы; выработать групповые правила. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 60 мин. Упражнение №1. «Карандаши» (разогревающее). Цель: ­ подготовить учащихся к «серьезному» командному заданию; ­ поднять веру участников в свои силы; ­ создание психологической безопасности и сплоченности детей. Время: 20 мин. Материалы:   карандаши   или   палочки   (аналогичных   размеров)   по   количеству участников. Ход работы. Ведущий   раздает   по   одному   не   заточенному   карандашу   и   дает   следующую инструкцию: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук. А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя «в связке», не давая карандашам упасть подвигайте руками вверх­ вниз, вправо­влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место. Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круг. И наконец всей группой встаньте в круг, лицом в центр, и попробуйте, не роняя карандашей: ­ подвигать руками; ­ сузить круг, двигаясь всем к центру; ­ расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу, по и против часовой стрелки – сначала медленно, потом побыстрее.   2. Принятие соглашений группы. Время: 20 мин. Ход работы. Доверительный   стиль   общения.   В   нашей   совместной   работе   нам   необходимо создать атмосферу доверия, и для этого мы с вами должны выбрать единую форму обращения     друг   к   другу.   Это   психологически   уравнивает   всех   членов   группы, 6 независимо  от возраста и позволит работать группе с наибольшей  отдачей. Как вам будет удобно обращаться друг к другу: на «ты» или на «вы»? Общение   по   принципу   здесь   и   сейчас.   Иногда   не   говорят   о   том,   что   они чувствуют,   что   думают,   так   как   бояться   показаться   смешными   (или   по   другим причинам). Они уходят в область общих рассуждений, обсуждают то, что случилось с другими людьми. Это срабатывают механизмы психологической защиты. Наша группа – это своеобразное объемное зеркало, в котором можно увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя   и свои личные особенности. Поэтому во время наших встреч мы будем говорить о том, что волнует каждого. То, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас. Персонификация   высказываний.   Для   более   откровенного   общения   мы отказываемся от безличной речи, которая скрывает нашу позицию и помогает уйти от ответственности за свои слова, например, вместо фразы «многие люди считают, что…» мы говорим «я считаю, что…». Также мы отказываемся от безадресных суждений типа «некоторые меня не поняли», и говорим, например, ­ «Лена и Лариса меня не поняли». Искренность     в   общении.   Во   время   работы   мы   говорим   то,   что   чувствуем   и думаем   по   поводу   происходящего   искренне,   правдиво.   Если   нет   желания   говорить правду   –   мы   молчим.   Это   правило   означает   открытое   выражение   своих   чувств   по отношению к другим участникам и к самому себе. Естественно, никто не обижается на высказывание   участников   группы.   Мы   уважаем   и   благодарим   участников   за откровенность. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все то, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это помогает нам быть искренними и способствует   нашему   самораскрытию.   Мы   уважаем   чувства   и   переживания   членов группы и доверяем друг другу и группе в целом. Определение   сильных   сторон   личности.   Во   время   занятий   каждый   из   нас стремиться подчеркнуть положительные качества друг друга. Недопустимость   непосредственных   оценок   человека.   При   обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не пользуемся высказываниями типа «Ты мне не нравишься», а говорим : «Мне не нравится твоя манера общения». Как   можно   больше   контактов   и   общения.   Разумеется,   у   каждого   из   нас   есть определенные симпатии, кто­то нам нравится больше. С кем­то приятнее общаться. Во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем. Активное участие в происходящем. Работая в группе, внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе. В группе мы внимательны к другим, нам интересны другие люди. Уважение   к   говорящему.   Мы   помогаем   говорящему,   показывая   ему,   что   нам интересно его мнение, его внутренний мир. Упражнение №3. «Актеры и режиссеры» (заключительное). Время: 20 мин. Цель:  ­оказать   помощь   при   знакомстве   группы,   дать   возможность   участникам почувствовать свои сильные и слабые стороны. Ход работы. Ведущий немного выдвигает стул из круга и предлагает  участникам подобрать актеров на роли в известном фильме. Для этого надо, чтобы кто­то из участников сел на 7 стул, а другие попытались предположить, какую роль можно выбрать этому актеру и почему. Ведущий: Вам нужно определить по внешним признакам человека и особенности поведения,   которые   вы   успели   заметить,   какая   роль   ему   в   большей   степени соответствует. Роль может быть реальной, то есть из известных произведений. А может, вы снимаете фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой,   на   роль   которого   способен   претендовать   человек   на   стуле   презентации,   его возраст, социальный  статус,  профессию,  другие  его характеристики,  время действия фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый? Можно скомандовать: «Лидеры, встаньте!» Ведущий: Итак, первый из участников сидит на стуле презентации. Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах? При необходимости ведущий задает участникам уточняющие  вопросы. Сидящий на   стуле   лишь   слушает   мнения   других.   Высказываться   всем   необязательно.   Чтобы избежать утомления упражнения проводится в быстром темпе. По окончании упражнения  ведущий спрашивает сидящего на стуле: ­ Были ли, на ваш взгляд, точные попадания? ­   Какие   роли,   «увиденные»   в   вашем   исполнении   кинорежиссерами,   вызвали недоумение или даже протест? ­ Какая из предложенных ролей пришлась вам по душе? Почему? ­ Кто из присутствующих здесь людей также мог бы сыграть в этом фильме? ­ Какие роли могли бы исполнить эти люди? Занятие № 2 Тема: Что в имени тебе моем?.. Цель:  ­   провести   работу   по   самовосприятию   школьников,   стимулирующую   их стремления к самосознанию и самосовершенствованию;  ­ познакомить учащихся с основными составляющими Я ­ образа человека. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 60 мин. Упражнение № 1. «Диаметр» (разогревающее). Цель: ­ продолжить знакомство членов группы, закрепить в памяти школьников имена их соседей,  ­   содействовать   заинтересованности   учащихся   в   знакомстве   и   сплоченности группы.  Время: 20 мин. Ход работы. Участникам   тренинга   предлагается   назвать   сначала   имя   того,   кто   сидит напротив, а потом имя того человека, кто сидит справа от названного. Интригующий момент заключается не только в том, чтобы вспомнить имя, сидящего  напротив, но и быстро   сориентироваться   в   пространстве   и   найти   правую   сторону   в   отраженной плоскости. Если участник ошибается, ему помогают другие члены группы. Упражнение №2. Что в имени тебе моем?.. Цели: ­ провести упражнение на знакомство; ­ поупражняться в необычном способе  взаимооценки  и обратной связи; 8 ­ содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, образной, творческой; ­ развить способность к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи. Материалы:   ватман,   фломастеры.   Играть   можно   как   в   помещении,   так   и   на открытой площадке. Время: 20 мин. Ход работы. Есть множество игр на знакомство. Это одна из них. Кроме обычной информации об   имени   человека,   участие   в   упражнении   даст   всем   игрокам   замечательную возможность потренироваться в ассоциативном и нестандартном мышлении. Задание   таково:   каждый   из   участников   тренинговой   команды   в   течение   пяти минут   готовится   представить   свое   имя   товарищам.   Он   не   назовет   его   обычным способом, а должен будет назвать, нарисовать, обозначить другими символами или через иные   ассоциации   свое   имя.   Каждый   из   игроков   имеет   право   воспользоваться   тремя такими намеками  (устным, нарисованным или любыми другими). Команда вслед за этим пробует назвать его имя.  От формального действия – выяснения имени товарища по тренингу – мы сможем уйти достаточно далеко, анализируя разнообразные метафоры, образы. Это  упражнение   интересно  также   тем,   что   оно    позволяет,   с   одной   стороны, проверить   степень   свободы   фантазии,   а   с   другой   –   границы   тезауруса   (общего понимания смысла). Вполне возможно, что в ходе игры кто­то из участников поднимется на такие высоты фантазии, что остальные игроки будут не в состоянии достичь их, чтобы понять смысл, идею ассоциации. Упражнение №3. Обсуждение упражнения (заключительное). Время: 20 мин. Ход работы. ­   Какие   идеи   ваших   товарищей   показались   вам   наиболее   интересными   и продуктивными? ­   Считаете   ли   вы,   что   способ,   выбранный   вами   для   представления   имени, оказался   удачным?   Хотели   бы   вы   изменить   сейчас   что­то   в   форме   или   смысле представления собственного имени? ­   Все   ли   образы,   ассоциации,   намеки,   прозвучавшие   при   представлении   имен ваших товарищей по группе, были вами поняты? Занятие № 3 Тема: Устойчивое внимание. Цель:  ­ формировать навыки устойчивого внимания;  ­ тренировать переключение и распределение внимания; ­ создать мотивацию развития внимания: актуализировать уже сложившуюся у ученика   ранее   позитивную   мотивационную   установку   на   развитие   внимания,   создать условия для появления новых мотивационных установок на развитие внимания. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 60 мин. Упражнение   №   1.   «Распределение   цифр   в   определенном   порядке» (разогревающее). Цель:  ­ оценить уровень развития психических процессов;  9 ­ показать способы самостоятельного улучшения внимания. Время: 10 мин. Ход работы. В   левой   таблице   расположены   25   цифр   от   1   до   40.   Нужно   переписать   их   в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата. Упражнение №2. Устойчивое внимание. Цели: ­ сформировать навыки устойчивого внимания при работе с текстом; Время: 30 мин. Ход работы. Учащимся   предлагается   как   можно   быстрее   и   точнее   вычеркнуть   в   колонке любого   текста   какую­либо   часто   встречающуюся   букву,   например   «о»     или   «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес. Для   тренировки   переключения   и   распределения   внимания   задачу   следует изменить:   предлагается   зачеркивать   одну   букву   вертикальной   чертой,   а   другую   – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.   Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью – обводить кружком. Цель   такой   тренировки   –   выработка   привычных,   доведенных   до   автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Упражнение №3. «Наблюдательность» (заключительное). Цели: ­ формировать навыки устойчивого внимания; ­ развивать умения дополнять пропущенные детали; ­ развивать умения делать сравнительный анализ; ­ развивать навыки подробного описания; ­ выработать зрительную наблюдательность; ­ тренировать умение правильно дополнять и сравнивать описание. Время: 20 мин. Ход работы. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие   описания   школьники   делают   устно,   а   их   одноклассники   дополняют пропущенные детали. Подростки могут делать задание письменно, а затем сравнивать их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Занятие № 4 10 Тема: Устойчивое сосредоточенное внимание. Цель:  ­   тренировать   умения   смотреть   на   задачу   внимательно,   быть   готовым   к стереоскопичности взгляда на проблему, в решении логической задачи; ­   создать   проблемную   и   недирективную   среду,   способствующую самостоятельному поиску; ­ воспитывать дух соревнования; ­   создать   благоприятную   основу   для   формирования   мотивации   учения   через формирования учебной деятельности и усвоение теоретических понятий. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 60 мин. Упражнение № 1. «Самый внимательный» (разогревающее). Цель:  ­ развивать и совершенствовать произвольное внимание, включая волевое; ­ способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения поставленной задачи. Время: 10 мин. Ход работы. Участники   должны   встать   полукругом   и   определить   водящего.   Водящий   в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего   должны   побывать   все   игроки   по   очереди.   Стоит   наградить   тех,   кто   не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню. Упражнение №2. Сверхвнимание. Цели: ­   тренировать   умения   смотреть   на   задачу   внимательно,   быть   готовым   к стереоскопичности взгляда на проблему, в решении логической задачи; ­   создать   проблемную   и   недирективную   среду,   способствующую самостоятельному поиску; ­ воспитывать дух соревнования; ­   создать   благоприятную   основу   для   формирования   мотивации   учения   через формирования учебной деятельности и усвоение теоретических понятий. Время: 30 мин. Ход работы. Участники   разбиваются   на   две   группы:   «мешающие»   и   «внимательные». «Внимательные»  расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные  повязки, галстуки и прочее). Им дается инструкция: «Ваша задача – изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного   на   какой­то   внутренней   работе   и   не   замечающего   окружающего (ведущий  показывает выражение  лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать   того,   что   делают   другие.   Чтобы   вам   было   легче   справиться   с   заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете   в   опасном   путешествии.   Будьте   последовательны   в   своей   роли:   когда закончится упражнение (по команде «стоп») и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглощены своими  мыслями  и ничего   не   видели   и   не   слышали.   Ясно?   «Мешающие»   получат   задание   во   время упражнения. Готовы? Начали!» 11 Упражнение длится 30 минут. За это время ведущий вместе с   «мешающими» организует   серию   провокационных   действий.   Они   скандируют   лозунги,   призывы, разыгрывают сценки. Рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий   следит   за   тем,   чтобы   действия   «мешающих»   не   оказались   слишком эффективными.   Он   запрещает   касаться   «внимательных»   и   в   критические   моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой увлеченности. Упражнение №3. «Ищи и найди» (заключительное). Цель: развивать внимание к окружающим людям и доверительное отношение. Время: 20 мин. Ход работы. Слова ведущего : «Разойдитесь, пожалуйста, по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти  образ своего партнера – так, чтобы вы могли его (ее) найти  потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнер: какая у него одежда, прическа, форма рук,   какова   ширина   его   плеч,   обхват   талии.   Запомните   как   можно   больше   деталей, характеризующих облик вашего партнера. Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнер. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание. А сейчас вы можете начать искать своего партнера, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде чем открыть глаза назовите его имя. (Поскольку группа многочисленна, лучше разделить ее на две части. Одна часть будет участвовать, а другая – помогать ведущему следить за безопасностью участников) Занятие № 5 Тема: Переключаемость и распределение внимания. Цель:  ­ развивать переключаемость и распределение внимания; ­   способствовать   работоспособности   всех   органов   и   систем   человека   для выработки основных характеристик внимания; ­ создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе для творческого подхода к тренировке переключаемости и распределения внимания; Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 60 мин. Упражнение № 1. «Пальцы» (разогревающее). Цель:  ­ развивать сосредоточенное внимание; ­ развивать критическое отношение к себе и работе  Время: 15 мин. Ход работы. Участники   удобно   располагаются   в   креслах   или   на   стульях,   образуя   круг. Следует   переплести   пальцы   положенных   на   колени   рук,   оставив   большие   пальцы свободными.   По   команде   «Начали»   медленно   вращать   большие   пальцы   один   вокруг другого с постоянной скоростью и в одном   направлении, следя за тем, чтобы они не 12 касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 15 минут. Некоторые   участники   испытывают   необычные   ощущения:   увеличения   или отчуждения   пальцев,   кажущееся   изменение   направления   их   движения.   Кто­то   будет чувствовать   сильное   раздражение   или   беспокойство.   Эти   трудности   связаны   с необычностью объекта сосредоточения. Упражнение №2. «Корректура». Цели: ­ развивать переключаемость и распределение внимания; ­   способствовать   работоспособности   всех   органов   и   систем   человека   для выработки основных характеристик внимания; ­ создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе для творческого подхода к тренировке переключаемости и распределения внимания; Время: 25 мин. Ход работы. Ведущий   пишет   на   листе   бумаги   несколько   предложений   с   пропуском   и перестановкой   букв   в   некоторых   словах.   Ученику   разрешается   прочесть   этот   текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах. Упражнение №3. «Камень, ножницы, бумага» (заключительное). Цель:  ­ сформировать навыки  внимания; ­ развить путем упражнения спонтанность участников. Время: 20 мин. Ход работы. Участники   должны   разделиться   на  пары.   Желательно,   чтобы   все   сидели   друг напротив друга. На счет «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур:   камень   –   кулак,   ножницы   –   два   пальца,   бумага   –   открытая   ладонь.   Причем имеется   правило:   ножницы   режут   бумагу,   камень   тупит   ножницы,   бумага   может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая   «победит»   противника   (например,   камень   победит   ножницы),   остается,   а проигравший игрок выходит из игры. В   следующем   туре   участвуют   победители   первого   тура  игры,   предварительно разделившись на пары. Если кто­то остался без напарника, он автоматически переходит в следующий тур. И так до тех пор, пока не останется один победитель. По   удару   гонга,   все   участники   выкидывают   на   пальцах   одну   из   трех   фигур: камень, ножницы, бумага. Затем тот, кто победил противника, согласно правилу игры, гласящему,   что   ножницы   режут   бумагу,   камень   тупит   ножницы,   а   бумага   может обернуть собой камень, остается, а его партнер выбывает из игры. Далее проводится следующий тур игры уже среди победителей второго тура. И так до полной победы одного из игроков. Занятие № 6 Тема: «Зрительная, ассоциативная память». Цель:  ­развивать   продуктивность   опосредованного   запоминания   в   условиях образования   различных   по   своему   содержанию   связей   между   словами­   объектами   и словами­опорами; 13 ­ развивать умение накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт на основе ассоциаций; ­ развивать зрительную память. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 70 мин. Упражнение № 1. «Трудное – запомни!» (разогревающее). Цель:  ­ развивать зрительную память; ­ способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения поставленной задачи.  Время: 20 мин. Ход работы. Учитель показывает ученикам на 25­30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом   случае   как   бы   «подстраховывает»   слуховую.   Выигрывает   тот,   кто   записал   все слова правильно. Упражнение №2. «Ассоциация». Цели: ­развивать   продуктивность   опосредованного   запоминания   в   условиях образования   различных   по   своему   содержанию   связей   между   словами­   объектами   и словами­опорами; ­ развивать умение накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт на основе ассоциаций; ­ развивать зрительную память. Время: 40 мин. Ход работы. Учитель говорит ученикам: «Приготовьтесь сейчас как следует  поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас   и   постараемся   проделать.   Сейчас   вам   будет   зачитано   50   слов,   которые   вам придется   запомнить.  Причем   запомнить  твердо,   наверняка   и   в  правильной   исходной последовательности. Итак, вы прослушаете сейчас 50 слов, которые вам предлагается запомнить. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова – те самые, которые вы видите перед собой на экране. Эти опорные слова все время будут перед вашими глазами. Но как же они вам помогут? А вот как. Ряд слов, которые мы будем сейчас читать, вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов на экране. Например: зачитано первое слово:   «город».   Вы   смотрите   на   экран,   находите   первое   слово   опорного   ряда   – «великан»   и   представляете   себе   великана,   осторожно   пробирающегося   между крошечными домами на улицах города лилипутов.  А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить – «самолет». А второе опорное слово на экране ­ «весло». Вы сразу же можете представить новую конструкцию самолета, который словно по воде, плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами. Такие   образные   ассоциации   помогут   вам   хорошо   запомнить   ряд   слов,   какой   угодно длины. Давайте попробуем! Итак, пожалуйста! Мы медленно будем зачитывать слова, всего 50 слов, а вы в это время устанавливаете их ассоциации с рядом опорных слов на экране. 14 Двор Часть Мир Корь Счастье Солнце Луна Корабль Телевизор компьютер    с б п р г м с м д р руд рот тул рат нут т к с с в д к б ф к рк рт лк ск рш оль оль ысь оль оль па ма то во ку ли ме ри ви фа ост озд лб анг ерч хв др кр сто шт шт фр фл бл см    Начали! Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье,   огород,   полюс,   визит,   карман,   станок,   агрессия,   шхуна,   кобра,   бусы,   пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. Прекрасно. Вы запомнили сейчас 50 слов. Мы надеемся, что они исключительно ярко запечатлелись в вашей памяти.                                А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова на экране. Если же какое – либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста. Спасибо.   Надеемся,   большинство   слов   исходного   списка   вам   удалось воспроизвести   правильно.   А   сейчас   послушайте   список   слов   еще   раз.   Отмечайте галочками те слова, которые вы вспомнили правильно. Пожалуйста. Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. А сейчас подсчитайте число правильно воспроизведенных вами слов. И это будет результатом,   который   вы   показали   в   тестировании.   Итак,   подсчитайте   число   слов, которые вам удалось вспомнить правильно. Пожалуйста. Упражнение №3. «Запомни рисунок» (заключительное). Цель: развить зрительную память Время: 10 мин. Ход работы. Попросите ребенка внимательно рассмотреть рисунок и постараться запомнить как можно больше деталей. Попутно с изучением рисунка дети получают информацию о том   настроении,   которое   рождает   в   нас   этот   рисунок;   Например,   глядя   на   осенний пейзаж с увядающей листвой,  пожелтевший,  травой и клином улетающих птиц, дети почувствуют грусть. Предложите ребенку самостоятельно отыскать приметы «осенней грусти». Уберите. Рисунок, а подросток назовет те детали, которые удалось запомнить. Занятие № 7 Тема: «Образная память». 15 Цель:  ­ обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающей в памяти из сочетания новых понятий, образов, идей; ­ мобилизовать творческие возможности участников; ­ показать способы самостоятельного улучшения памяти. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 50 мин. Упражнение № 1. «Заметь все» (разогревающее). Цель: развивать зрительную память. Время: 20 мин. Ход работы. Раскладывают   в   ряд   7­10   предметов   (можно   выставлять   картинки   с изображениями   предметов   на   наборном   полотне),   которые   затем   закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8­10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей   называть   исчезнувший;   располагать   предметы   не   в   ряд,   а   например,   один   на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.). Упражнение №2. «Образная память». Цель: исследовать особенности образной памяти. Время: 20 мин. Ход работы.    Испытуемым экспонируются 2 таблицы одновременно с 15 образами в течение 20 сек. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести ( можно названия) на бланке. Инструкция   испытуемому:   Вам   будет   предъявлена   таблица   с   образами.   Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили. Обработка и интерпретация результатов: оценка результатов   производится по количеству правильно  воспроизведенных образов. Норма — 7 правильных  ответов и больше. 16 Упражнение №3. «Вызов» (заключительное). Цель:   заострение   жизнеутверждающей   идеи   о   великой   мотивирующей   силе дискомфорта. Время: 10 мин. Ход работы. «Постарайтесь преодолеть зону комфорта, в которой вы стремитесь находиться. Сейчас что­либо, что вам будет неудобно, неприятно или страшно сделать. Как барон Мюнхаузен, вы должны сами себя поднять за волосы и выбраться из болота. Сделай это сейчас. Делайте это все время». Это упражнение не обязательно выполнять. Можно его прочитать как призыв, как завершающий   аккорд   всего   тренинга.   «Дискомфорт   мотивирует.   Поэтому   будем радоваться дискомфорту». Занятие № 8 Тема: «Словесно­логическая память». Цель:  ­   развивать   умение,   накапливать,   сохранять   и   впоследствии   использовать жизненный опыт; ­ развивать эмоциональную, образную, словесно – логическую память. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 80 мин. Упражнение № 1. «Запомни слова» (разогревающее). 17 Цель: развить слуховую память. Время: 20 мин. Ход работы. Вариант А. Задание   1:   предложите   ребенку   внимательно   прослушать   несколько   слов, постарайтесь их запомнить и повторить. Вариант Б. Задание 1: предложите ребенку запомнить слова, которые вы произнесете: куст, коза, кисть, кино, корова, карандаш, кролик. Задание 2: попросите ребенка повторить эти слова.  Задание 3: попросите ребенка дать ответ, чем похожи эти слова? Не нужно подсказывать: пусть ребенок сравнивает слова, сам отвечает на вопрос. с Задание 4: попросите ребенка назвать еще слова, которые начинаются   буквы «К». Задание 5: предложите ребенку еще раз назвать слова, которые   первоначально нужно было запомнить. Вариант В. Предложите ребенку запомнить, слова и выполнить задания, аналогичные тем,                     что предложены в варианте Б. Слова для запоминания: арбуз, арфа, аист, астра, ананас, апельсин, арка. Упражнение №2. «Домино». Цели:  ­   развивать   умение,   накапливать,   сохранять   и   впоследствии   использовать жизненный опыт; ­ развивать эмоциональную, образную, словесно – логическую память. Время: 40 мин. Материалы: набор открыток или картинки от детского лото. Ход работы. 18 Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы   изображенное   на   них   было   скрыто   от   того,   кому   они   принадлежат.   Первый участник   кладет   одну   из     своих   карт   перед   собой   картинкой   вверх   и   начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ,   нелепое сновидение – все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает   в   общее   повествование   свою   картинку,   и   ряд   выложенных   карт   в   кругу изображений   становится   все   длиннее   до   тех   пор,   пока   не   выйдут   все   карты.   По окончании   игры   ведущий   может   перевернуть   выложенные   карты   рубашкой   вверх   и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения. Упражнение №3. «Калейдоскоп» (заключительное). Цели:  ­ развивать двигательную память; ­ учить быть внимательными и запоминать детали, чтобы точно воспроизводить все перемены. Время: 20 мин. Ход работы. Все   игроки   выстраиваются   в   полукруг   перед   экраном.   Водящий   выходит   к экрану,  лицом  к участникам.  Игроки  называют  водящему  по очереди   цвет,  который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой  цвет нравится. Учитель: «Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом   к   экрану.   Водящий,   запомните   цвета   и   отвернитесь,   а   затем,   вернувшись   в исходное положение, угадайте эти цвета. Играющие поменялись листами. Следующим водящим   будет   тот,   чей   цвет   не   угадали,   а   затем   –   все   остальные.   Итак,   начали! Спасибо, игра закончена». Занятие № 9 Тема: «Продуктивность памяти». Цель:  ­   развивать   динамику   продуктивности   памяти     в   условиях   позиционной зависимости;  ­ развивать умение накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Группа: 36 человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 80 мин. Упражнение № 1. «Опиши партнера. Часть 1» (разогревающее). Цели: ­ развивать память и наблюдательность; ­ создать активную творческую атмосферу  и  позитивный  настрой  в группе. Время: 20 мин. Ход работы. Упражнение выполняется в парах и состоит из двух частей. После объединения участников   в   пары,   им   предлагается   выполнить   упражнение   согласно   инструкции ведущего. Внимательно посмотрите на вашего партнера в паре и постарайтесь заметить как можно больше визуальной информации о нем (достаточно 30 секунд). 19 Возьмите тетради и ручки и сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера (лучше спина к спине). Сейчас   я   буду   задавать   вам   вопросы,   касающиеся   вашего   партнера.   Вам необходимо записывать ответы в порядке предъявленных вопросов. ­ Какого цвета волосы у вашего партнера? ­ Какого цвета глаза у вашего партнера? ­ Есть ли на лице у вашего партнера родинки, и если есть, то где они находятся? ­ Какого цвета брови у вашего партнера? ­ Есть ли на лице вашего партнера какие­нибудь ямочки или морщинки, и если есть, то где они находятся? По   окончании   участникам   предлагается   развернуться   лицом   к   партнеру   и каждому по очереди зачитать ответы и проверить их правильность. Упражнение № 2. «Опиши партнера. Часть 2». Цели: ­   развивать   динамику   продуктивности   памяти   в   условиях   позиционной зависимости;  ­ развивать умение накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Время: 40 мин. Ход работы. Еще раз внимательно посмотрите на вашего партнера. Сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера. Сейчас я буду продолжать задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Ваша задача – записывать ответы в порядке предъявления вопросов. ­ Есть ли часы у вашего партнера? Если есть, то вспомните и опишите, какие они. Как   они   называются?   Какой   они   формы?   Какого   цвета   циферблат?   Какого   цвета ремешок? Из какого материала сделан ремешок? ­ Опишите, какая обувь на вашем партнере? (Туфли? Тапочки? Или, быть может, ласты?!) Какого цвета эта обувь? Есть ли шнурки или ремешки? Если есть, опишите, какие они? ­   Есть   ли   пуговицы   у   вашего   партнера?   Если   есть,   то   сколько   их   и   где   они находятся? Опишите, какой они формы и какого цвета? ­ Есть ли у вашего партнера какие­либо украшения? Если есть, то опишите, какие они и где находятся? ­ Какого цвета носки у вашего партнера? Удивительно, но некоторые участники даже описывают цвет и ширину полосок на носках. Обычно это девушки, но партнер у них, как правило, юноша. ­ Какой ручкой пишет сейчас ваш партнер? Опишите ее. После окончания участникам предлагается снова развернуться лицом к партнеру и зачитать написанные ответы. Нередко участник указывает на наличие какой­то вещи, например часов, которой нет у его партнера. В одних случаях оказывается, что у него есть такие часы, но сегодня он их не надел. В других случаях можно поискать подобные часы у других участников группы, и очень часто они  у кого­то находятся. На   этих   примерах   можно   выйти   на   обсуждение   того,   что   нередко   мы приписываем   другому   человеку   те   качества,   которых   у   него   нет,   так   как   он   уже изменился. Более того, нередко мы приписываем человеку качества, которых у него никогда не было, перенося их на него с другого человека.. 20 Ведущий предлагает группе закрыть глаза и по очереди (по кругу) называет имя участника   и   задает   каждому   из   них   по   вопросу,   касающемуся   пребывания   здесь   и сейчас! Участник,   которому   был   задан   вопрос,   отвечает   на   него   вслух.   Остальные участники,   каждый   про   себя,   отмечают   неточности   ответа.   Позже,   в   процессе обсуждения упражнения, у всех будет возможность высказаться. Вопросы могут быть следующими: ­ Сколько человек находится в этой комнате? ­ Сколько окон в этой комнате? ­ Сколько ламп в этой комнате? ­ Какая дверная ручка на входной двери? (Описать) ­ Какого цвета стены (обои) в комнате? ­ В чем одет сосед справа? ­ Какая обувь у соседа слева? ­ и тому подобное. Вопросы   могут   касаться   участников,   их   одежды,   особенностей   комнаты, предметов, находящихся в комнате, и другое. Во время обсуждения ведущий еще раз по порядку зачитывает заданные ранее вопросы, давая каждому участнику возможность дополнить   свой ответ и устранить неточности. Упражнение №3. «Ты его узнаешь?» (заключительное). Цели:  ­  развить способность составления психологического портрета человека; ­ освоить активный стиль общения и развития в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства. Время:  20  мин. Ход работы. Выбирается   доброволец,  который   выходит   за  круг  и  встает  спиной  к  группе. Второй доброволец описывает внешний облик любого человека, сидящего в круге. Все описания   он   должен   давать   ПРО   ЭТОГО   ЧЕЛОВЕКА   (у   этого   человека,   на   этом человеке… и тому подобное). Для усложнения процедуры можно запретить описания, раскрывающие пол человека. Это более чем вдвое уменьшит сообщаемую информацию. Нельзя будет говорить о юбке или брюках, о длине волос, большинстве украшений и тому подобное. Задача   участника   за  кругом   –  угадать,   кого   ему   описывают.   (В   усложненном варианте он не может задавать вопросы.) Если   у   угадывающего   участника   появилась   версия,   в   которой   он   уверен,   он называет имя. В случае его успеха группа аплодирует, и за круг выходит следующий. Если   участник   не   угадал,   то   группа   ему   описывает   психологические   и   социальные качества угадываемого человека до тех пор, пока он не угадает его имя. В процессе обсуждения полезно предложить участникам поделиться возникшими в   процессе   выполнения   упражнения   трудностями.   Обычно   они   касаются   того,   что отгадывающий участник не может сам запросить нужную информацию. Соответственно трудности описывающего участника чаще заключается в том, что он готов помочь, но не знает, какая дополнительная информация нужна. Занятие № 10 Тема: «Непроизвольная зрительная память». Цели:  21 ­ мобилизовать творческие возможности участников для тренировки зрительной памяти; ­ побудить участников к активному проявлению свойств памяти; ­ развить путем упражнений умение расширять креативное поле за счет поиска в смежных областях знания и опыта. Группа: 36человек. Возраст: 12­13 лет. Время: 60 мин. Упражнение № 1. «Составь предложение» (разогревающее). Цели: ­ развивать память; ­ развивать речь участников; ­ развить спонтанность участников. Время: 10 мин. Ход работы. Упражнения выполняются в подгруппах. Предлагается три не связанных друг с другом слова (солнце, машина, озеро). Задача каждой подгруппы – составить как можно больше предложений, каждое из которых должно включать эти три слова одновременно. По   окончании   времени   каждая   подгруппа   зачитывает   свои   версии.   Побеждает подгруппа, написавшая большее количество версий. Упражнение № 2. «Фоторобот». Цели: ­ мобилизовать творческие возможности участников для тренировки зрительной памяти; ­ побудить участников к активному проявлению свойств памяти; ­ развить путем упражнений умение расширять креативное поле за счет поиска в смежных областях знания и опыта. Время: 40 мин. Ход работы. Выбирается  доброволец, который садится на отдельный  стул в дальней  части комнаты или за что­нибудь прячется. Важно, чтобы остальные участники не могли его видеть, но он мог бы слышать то, что о нем говорят. Ведущий рассаживает группу таким образом, чтобы они сидели спиной к этому участнику. Задача группы – описать, как выглядит   этот   человек.   При   этом   ведущий,   как   фиксирующий   информацию,   просит вспомнить все детали его одежды, цвет глаз, цвет волос и тому подобное. Ели возникают спорные версии, следует фиксировать их все. Ведущий может стимулировать группу, задавая вопросы: «Это все, что на нем одето, или есть еще что­то, кроме свитера?», «У его волос есть цвет?» и тому подобное. При том ведущему следует принимать от группы только описания, а не интерпретации, останавливая и при необходимости. По   окончании   составления   фоторобота  участник   возвращается   в   группу.   Ему зачитывается составленное группой описание и проверяется его правильность. После   этого   дается   слово   описываемому   участнику,   чтобы   он   поделился впечатлениями,   рассказал   о   мыслях   и   чувствах,   которые   у   него   возникали,   пока   он прятался или ожидал в дальней части комнаты. Именно для этого он и оставался в комнате, а не выходил за дверь. В   процессе   ответного   слова   некоторые   участники   говорят,   что   испытывали удивление  в связи с тем, что группа заметила детали,  которым он сам не придавал значения. 22

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)

Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков. (7-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018