Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает воспитанникам входить в социум, так как у детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, они испытывают трудности в достижении своих целей. Им необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из любых жизненных проблем.
Коррекционное занятие «Вежливые слова»
Цель: формировать у воспитанников навыки вежливого общения с окружающими, учить употреблять в речи вежливые слова.
Образовательные задачи:
· воспринимать на слух текст в исполнении учителя;
· способствовать развитию умения рассуждать, оценивать слова и поступки героев;
· развивать у детей стремление проявлять вежливость друг к другу;
· на примере художественного произведения формировать представление о вежливости.
· способствовать обогащению словарного запаса.
Коррекционно-развивающие задачи:
· коррекция речи, памяти.
Воспитательные задачи:
· воспитывать интерес к учебе, предмету;
· воспитывать умение слушать друг друга.
Целевая аудитория: 1 подготовительный (Д) класс А
Вид деятельности: коммуникативная игра
Форма организации: групповая
-Ребята, я предлагаю вам послушать одну короткую, но важную историю «Самые слова» (Г. Сапгир). Присаживайтесь удобнее. Слушайте внимательно. Вам необходимо будет ответить на вопросы.
«- Где твоё здравствуй?
- Взял петух горластый. (Вывешивается картинка)
- Где твоё спасибо?
- Проглотила рыба. (Вывешивается картинка)
- А, скажи, пожалуйста,
Где твоё пожалуйста?
- Пробежал сердитый пёс (Вывешивается картинка)
И пожалуйста унёс.
- Ну. Тогда прощай!
- Куда ты?
Отвернулись все ребята (Вывешивается картинка),
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать? Как мне жить?
Рыбу, петуха и пса
Громко звать я принялся:
- Скорее!
Верните слова мои!
Слова мои
Нужные самые!
Пришёл петух горластый
Отдал моё здравствуй.
Приплыла рыба.
Принесла моё спасибо.
И пёс ворчит: - Не жалуйся,
Возьми своё пожалуйста.
И теперь со мною снова
Вся моя компания.
Пожалуйста,
Спасибо,
Здравствуй,
До свидания»
· Ребята, кто взял у мальчика слово «здравствуй»? ( Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)
· Кто проглотил слово «спасибо»? (Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)
· Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)
· Послушайте, как грустно говорит мальчик:
«Отвернулись все ребята,
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать? Как мне жить?»
· Почему с мальчиком не стали дружить ребята?
· Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)
· О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса? (вернуть ему самые нужные слова)
· Почему с мальчиком снова стали дружить дети? (потому что вернулись все нужные вежливые слова)
· Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?
· Послушайте, как весело говорит мальчик:
«И теперь со мною снова
Вся моя компания»
· Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)
· О каких вежливых словах мы говорили? (здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания)
Ответы детей
-Молодцы, ребята! Вы совершенно верно поняли, что вежливость – это умение сказать нужное слово в нужный момент. Поблагодарить за дело или поздороваться с человеком.
2.2. Игра «Сердечное дерево»
-Ребята, посмотрите на доску. Это Сердечное дерево. Сильный ветер сорвал сердечки с волшебного дерева. Нужно вернуть их на дерево. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова.
Каждый игрок берет сердечко, называет вежливое слово, а я помогу вам повесить на волшебное дерево. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.
https://youtu.be/FIvw1v8E6BE
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.