«Космические» тексты на уроках русского языка. (тематическая подборка упражнений)
Оценка 4.7

«Космические» тексты на уроках русского языка. (тематическая подборка упражнений)

Оценка 4.7
doc
11.07.2023
«Космические» тексты на уроках русского языка. (тематическая подборка упражнений)
тематич подборка.doc

«Космические» тексты на уроках русского языка.

                                                              

УПРАЖНЕНИЕ  1.

Сжатое изложение.

Алексей Архипович Леонов - космонавт, первый вышедший в открытый космос 18 марта 1965 г. Он не только сделал первые шаги в суровом безмолвии космоса, но и стал автором первых рисунков, картин, посвященных освоению человеком Вселенной, при этом сделанных с натуры. Его работы экспонировались на выставках.

 

1. Работа в группах. Поиграем в «Испорченный телефон». Один участник группы читает текст, затем передаёт содержание другому, а тот – следующему. Последний учащийся озвучивает то, что получилось.

 

Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться и ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал.

 

УПРАЖНЕНИЕ  2.

 

Анализ текста  и выполнение на его основе творческой работы.

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

(Э. Баркова)

 

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Определите тему и главную мысль текста.

3. Выделите микротемы стихотворения.

4. Запишите по одному примеру словосочетания по типу «сущ. + сущ.», «прилаг. + сущ.»,

«глаг. + сущ.», «глаг. + мест», «нареч. + глаг.».

5. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Отметь часть речи данных слов.

6. Напишите небольшое рассуждение  на тему «Я мечтаю о звёздных полётах…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ  3.

Тестовые задания.

 (1) Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. (2) Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? (3) Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением.(4)  Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.(5) Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно.(6) Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет.(7) Радость? (8) Нет, это была не только радость.(9) Гордость? (10) Нет, это была не только гордость.(11) Я испытал большое счастье. (12) Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?

(13) Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. (14) Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос…

 

1. Замените слово КОЛОССАЛЬНОЙ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2. Среди предложений 11-14 запишите  слово с чередующейся гласной в корне.

3. Среди предложений 6-10 запишите слово

4. Замените словосочетание  ГОТОВИЛИСЬ СТРАСТНО (предложение 5), построенное по типу примыкание, словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Запишите его.

5. Запишите грамматическую основу 3  предложения.

6. Среди предложений 6-13 укажите номер предложения, в котором последовательное присоединение придаточных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ   4.

Тестовые задания.

           (1)… (2) Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. (3)Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. (4) Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. (5) Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос.(6) Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого.(7) Начали расти перегрузки. (8) Я почувствовал, как какая-то непреоборимая сила все больше и больше вдавливает меня в кресло.(9) … оно было расположено так, чтобы до предела сократить влияние огромной тяжести, наваливающейся на мое тело, было трудно пошевелить рукой и ногой.  (Ю. Гагарин «Дорога в космос»)

 

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Началось заседание Государственной комиссии.

2) И вот наступил момент, когда и техника, и «пилоты» были готовы к полету.

3) Взгляд мой остановился на часах.

4) Бортовые приборы выводят корабль на нужную траекторию полета.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в девятом предложении текста?

1) Поэтому

2) К тому же

3) Кроме того

4) И хотя

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) я услышал свист и гул (предложение 3)

2) было множество оттенков и тембров (предложение 5)

3) вдавливает меня (предложение 8)

4) до предела сократить влияние (предложение 9)

А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложноподчинённое

4) простое, осложнённое

А10. В каком предложении есть прилагательное в простой форме сравнительной степени?

1) 5

2) 3

3) 6

4) 4

А11. Укажите значение слова СИЛА в предложении 8.

1) власть

2) смысл

3) физическая возможность

4) источник деятельности

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ  5.

Анализ текста.

1) Назовите автора и название произведения.                                                                                        

2) Запишите тест. Объясните орфограммы и пунктограммы.                                                            

3) Определите тип  речи и стиль текста.                                                                                                      

4) Определите средства связи предложений текста.                                                                         

5) Объясните значение слов иллюминатор, солнце, Луна, Земля.                                                    

6) Почему слово Земля написано с большой буквы? Запишите предложение, в котором оно писалось бы с маленькой буквы.                                                                                                                   

7) Составьте на материале текста словарный диктант, включив в него  словосочетания со связью управление.

Друзья быстро поднялись в астрономическую кабину. По­смотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное чёрное небо, усеянное крупными звёздами, среди которых сияло ослепительно яркое солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. Так на Земле никогда не бывает. Когда на Земле вид­но солнце, то не видно звёзд, и наоборот, когда есть звёзды - нет солнца. В одном из верхних иллюминаторов ярко светила Луна. Она казалась несколько крупнее, чем обычно кажется нам с Земли.

-   Совершенно ясное дело, - сказал Незнайка. - Мы уже далеко от Земли. Мы в космосе!

-    Вот тебе и весь сказ! - разочарованно пробормотал Пончик.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ  6.

Создание текста.

1. Используя разные способы цитирования, запишите текст.

Корабль приземлился на распахнутое поле.  И тут произошёл интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал…

 

Ступив на твердую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они еще не видели.

- Свои, товарищи, свои! - ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем.

 (Ю. Гагарин «Дорога в космос»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Работа с псевдотекстом.                                                                                                                                    

1. Прочитайте. Является запись текстом? Докажите.

2. Запишите тексты.

3. Определите стиль каждого текста.

4. О каком солнце рассказывают авторы первого текста?

5. Подчеркни основную мысль первого текста.

6. Отметь волнистой чертой приметы научного стиля.

 

В каждом из нас есть маленькое солнце. Солнце, как и любая другая звезда, представляет собой огромный раскалённый газовый шар. Светит оно из-за того, что в его недрах происходят сложные химические процессы. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, добротой называют солнце, которое живёт в людях. По размерам эта звезда в 109 раз больше Земли. Солнце светит и за одну секунду теряет в весе 4 миллиона тонн. Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое большое.

ТЕКСТ1.                                                                                                                                                    

В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, добротой называют солнце, которое живёт в людях.
Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое большое. (С. Козлов, Г. Цыферов)                                                                                                                                      

ТЕКСТ2.                                                                                                                                             

 Солнце, как и любая другая звезда, представляет собой огромный раскалённый газовый шар. Светит оно из-за того, что в его недрах происходят сложные химические процессы. По размерам эта звезда в 109 раз больше Земли. Солнце светит и за одну секунду теряет в весе 4 миллиона тонн.    (А. Долгова, Т. Короленкова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Работа с псевдотекстом.

1. Прочитайте. Данный псевдотекст  «склеен» из трёх текстов, принадлежащих к разным стилям: художественный текст принадлежит Л. Н. Толстому, научный – взят из учебника астрономии, а вид научного - научно-популярный опубликован в  журнале.  Выделите три разных текста. Запишите их.

2. Обоснуйте принадлежность одного из текстов к научному стилю, выбирая из  перечисленных признаков те, которые характерны для этого стиля речи:

-  сфера применения: а) устное общение в быту и на работе; б) научные труды, учебники,

-  назначение текста: а) общение; б) сообщение и объяснение;

-  лексические средства: а) термины, иноязычные слова; б) слова с переносным значением (тропы), эмоционально оценочные слова

- морфологические средства: а) преобладание именных частей речи, имена существительные собственные, б) наличие местоимений

3. Проведите синтаксический разбор предложения  художественного текста.

4. Используя приёмы сжатия, запишите научный и научно-популярный тексты.

 

Окруженная, обсыпанная со всех сторон звёздами, не отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. В 1835 году комета Галлея прошла перигелий 16 ноября. В тот год родился известный писатель. Шли годы. Приближался 1910 год. Автор многих интересных книг сказал: «Очень скоро комета опять вернется, и я думаю уйти вместе с нею». Все думали, что великий юморист шутит, как всегда, но он умер на следующий день после того, как комета прошла перигелий. Кометы - вращающиеся вокруг Солнца на окраинах Солнечной системы громадные глыбы грязного льда, в который вмерзли пылинки и камушки. У подлетающих к Солнцу комет ледяные ядра тают, испаряются и у комет образуются очень длинные красивые хвосты из газа и пыли.

 

ТЕКСТ1.

Окруженная, обсыпанная со всех сторон звёздами, не отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. (Л. Н. Толстой «Война и мир»)

 

ТЕКСТ2.

В 1835 году комета Галлея прошла перигелий 16 ноября. В тот год родился известный писатель. Шли годы. Приближался 1910 год. Автор многих интересных книг сказал: «Очень скоро комета опять вернется, и я думаю уйти вместе с нею». Все думали, что великий юморист шутит, как всегда, но он умер на следующий день после того, как комета прошла перигелий. (Из научно-популярного журнала)

 

ТЕКСТ3.

Кометы - вращающиеся вокруг Солнца на окраинах Солнечной системы громадные глыбы грязного льда, в который вмерзли пылинки и камушки. У подлетающих к Солнцу комет ледяные ядра тают, испаряются и у комет образуются очень длинные красивые хвосты из газа и пыли. (Из учебника астрономии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Сжатое изложение текста с сочинением-рассуждением.

1. Выразительно прочитайте фрагмент текста Рувина Фраермана  «Дикая собака Динго».

2. О чём рассказывается в тексте? Какова его главная мысль?

3. Близка ли вам тема, затронутая автором?

4. Подчеркните ключевые слова текста.

5. Что вкладывал Филька в слова: «Но ведь солнце так сильно!»

6. Запишите сжато содержание текста. Продолжите его своими рассуждениями.

 

Филька был без майки. А на груди, темной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно. Девочка прочла: «ТАНЯ». «Как же ты это сделал?» - спросила она. Филька показал буквы, вырезанные из белой бумаги. «Я каждое утро прихожу сюда и даю солнцу жечь мою грудь, для того чтобы имя твое оставалось светлым». - Филька! Ведь все это исчезнет, как только наступит зима. - Но ведь солнце так сильно! Неужели всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня? «Ты прав, - сказала она, - что-нибудь должно остаться. Все не может пройти. Иначе куда же девается наша верная дружба навеки?..»

 

 

УПРАЖНЕНИЕ  10.

Построение текста.

1. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы.

2. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

3. Укажите в тексте над каждым местоимением  разряд.

4. Укажите слова, образованные сложением.

 

Мир вокруг него необычайно ____________; Гагарин _________ себя первооткрывателем. И это ____________ преувеличением. Разумеется, земной шар, как и все мироздание, _________ отдельно от человека. Но Землю, бледно-сапфировый шар, окольцованный зарей, - эту Землю до Юрия ___________________ никто. Краски родной планеты по-детски _________________ его.

- Красота-то какая! – ________________ он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже _______________ из пределов внеземных обратно на Землю. (Л. Обухова «Любимец века»)

Слова для справок: чувствовал, полетел, не было, расширился, существует, обрадовали, не видел, воскликнул.

 

Мир вокруг него необычайно расширился; Гагарин чувствовал себя первооткрывателем. И это не было преувеличением. Разумеется, земной шар, как и все мироздание, существует отдельно от человека. Но Землю, бледно-сапфировый шар, окольцованный зарей, - эту Землю до Юрия не видел никто. Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

- Красота-то какая! – воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю. (Л. Обухова «Любимец века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 10.    

Восстановление текста.

1. Восстановите фрагмент тринадцатой части повести Виктора Пелевина «Омон Ра» по следующим характеристикам предложений:

1 предложение содержит вводное слово,

2 предложение – обстоятельственную предикативную  часть СПП,

3 предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным,

в 4 предложении имеется бессоюзная связь.

 

А) Несколько раз повернув педали, я почувствовал, что массивная машина наклонилась вперед и едет сама.

Б) Это была, наверно, самая тяжелая часть моей задачи - нужно было съехать со спускаемого аппарата по двум узким направляющим, которые откидывались на лунную поверхность.

В) Я нажал на тормоз, но инерция оказалась сильнее, и луноход поволокло вниз, вдруг что-то лязгнуло, тормоз поддался, и мои ноги несколько раз со страшной скоростью провернули педали назад, луноход неудержимо покатился вперед, качнулся и встал ровно, на все восемь колес. 

Г) На направляющих были специальные пазы, в которые входили выступы колес лунохода, поэтому соскользнуть с них было невозможно, но оставалась опасность, что одна из направляющих попадет на какой-нибудь камень, и тогда луноход, съезжая на грунт, мог накрениться и перевернуться.

 

Это была, наверно, самая тяжелая часть моей задачи - нужно было съехать со спускаемого аппарата по двум узким направляющим, которые откидывались на лунную поверхность. На направляющих были специальные пазы, в которые входили выступы колес лунохода, поэтому соскользнуть с них было невозможно, но оставалась опасность, что одна из направляющих попадет на какой-нибудь камень, и тогда луноход, съезжая на грунт, мог накрениться и перевернуться. Несколько раз повернув педали, я почувствовал, что массивная машина наклонилась вперед и едет сама. Я нажал на тормоз, но инерция оказалась сильнее, и луноход поволокло вниз, вдруг что-то лязгнуло, тормоз поддался, и мои ноги несколько раз со страшной скоростью провернули педали назад, луноход неудержимо покатился вперед, качнулся и встал ровно, на все восемь колес. 

(В. Пелевин «Омон Ра»)

           

         


Космические» тексты на уроках русского языка

Космические» тексты на уроках русского языка

УПРАЖНЕНИЕ 3. Тестовые задания

УПРАЖНЕНИЕ 3. Тестовые задания

УПРАЖНЕНИЕ 4. Тестовые задания

УПРАЖНЕНИЕ 4. Тестовые задания

УПРАЖНЕНИЕ 5. Анализ текста

УПРАЖНЕНИЕ 5. Анализ текста

УПРАЖНЕНИЕ 7. Работа с псевдотекстом

УПРАЖНЕНИЕ 7. Работа с псевдотекстом

УПРАЖНЕНИЕ 8. Работа с псевдотекстом

УПРАЖНЕНИЕ 8. Работа с псевдотекстом

УПРАЖНЕНИЕ 9. Сжатое изложение текста с сочинением-рассуждением

УПРАЖНЕНИЕ 9. Сжатое изложение текста с сочинением-рассуждением

УПРАЖНЕНИЕ 10. Восстановление текста

УПРАЖНЕНИЕ 10. Восстановление текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023