Косультант плюс ПИСЬМО от 16 мая 2016 года РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Оценка 5
Документация
rtf
администрации
1 кл—11 кл
27.02.2017
В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ.rtf
<Письмо> Минобрнауки России N НТ664/08, Общероссийского
Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016
"Рекомендации по сокр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 09.06.2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N НТ664/08
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 269
ПИСЬМО
от 16 мая 2016 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их
должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного
совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации
В.В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению
нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы,
направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности
образовательных организаций.
Во исполнение поручения проведен анализ документооборота образовательных организаций,
реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (далее школы), с
привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В
результате анализа выявлено избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых
школой, отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе,
применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том числе
электронного документооборота), дублирование бумажных и электронных форм документов и
информации, а также принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным
обязанностям администрации или иных работников школ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) образовательная организация
обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной,
научной, административной, финансовоэкономической деятельности, разработке и принятии локальных
нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом школа должна иметь (предоставлять) следующие основные
документы:
основную образовательную программу, включающую результаты освоения образовательной
программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы;
программу развития школы (по согласованию с учредителем);
список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, а также
учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ школы;
государственное (муниципальное) задание на оказание услуг и (или) работ;
план финансовохозяйственной деятельности школы;
ежегодный отчет учредителю и общественности о поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств, а также отчет о результатах самообследования;
коллективный договор, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего
трудового распорядка;
штатное расписание;
распорядительные акты о приеме на работу работников, трудовые договоры, должностные
инструкции;
распорядительные акты о приеме обучающихся в образовательную организацию;
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 1 из 3 <Письмо> Минобрнауки России N НТ664/08, Общероссийского
Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016
"Рекомендации по сокр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 09.06.2016
договоры об образовании в случае приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, предшествующие
изданию распорядительного акта о приеме лиц на обучение в школу;
документы, отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся (журнал и дневник);
распорядительные акты школы о поощрении обучающихся в соответствии с установленными
образовательной организацией видами и условиями поощрения;
документы об организации социальнопсихологического тестирования обучающихся в целях раннего
выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
бланки документов об образовании и (или) о квалификации, медали "За особые успехи в учении";
учредительные документы школы: устав, лицензию, свидетельство об аккредитации, свидетельство
о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый
государственный реестр юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации права.
Ведение указанных документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы
является обязанностью администрации школы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона учитель должен иметь
утвержденные рабочие программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации
образовательных программ.
Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными
обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения
которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному
договору и соглашениям.
В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу
соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики,
утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменением, внесенным
приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. N 448н).
В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности
учителя предусматривают ведение контрольнооценочной деятельности с использованием современных
способов оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных
форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Помимо этого при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в
обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала,
выполнением соответствующего плана работы.
Обращаем внимание, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление
отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых
учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и
должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется
по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя.
Кроме того, для устранения избыточной отчетности и документооборота рекомендуется:
Актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота
и хранения, с определением ответственных должностных лиц.
Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим
государственное управление в сфере образования, провести мониторинг официальных сайтов школ,
актуализировать информацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре
официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети
"Интернет" и формату представления на нем" (в редакции приказа Рособрнадзора от 2 февраля 2016 г. N
134). Реализовать информационные и обучающие мероприятия для лиц, ответственных за работу с
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 3 из 3 <Письмо> Минобрнауки России N НТ664/08, Общероссийского
Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016
"Рекомендации по сокр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 09.06.2016
сайтами, информацией и документами.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим
государственное управление в сфере образования, учредителям школ реализовать меры по исключению
собственных запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя автоматизированные
средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных систем с "персональными
кабинетами" школ для снижения информационной нагрузки.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим
государственное управление в сфере образования, администрациям школ исключить запросы
информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных
приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения
аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
(далее приказ N 276).
Для исключения требований о составлении учителями отчетной документации при проведении
аттестации систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными
комиссиями и (или) специалистами необходимую информацию, на основе которой в соответствии с
пунктами 36, 37, 38 приказа N 276 устанавливаются квалификационные категории педагогическим
работникам, а также осуществляется оценка профессиональной деятельности, соответствующая
направлениям их работы.
Помимо этого информируем, что на федеральном уровне принимаются следующие меры.
В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671р, осуществляется модернизация
отраслевой статистики: вместо 5 первичных форм, собираемых в настоящее время, и 11 формируемых на
их основе сводных форм предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о контингенте
обучающихся и деятельности образовательных организаций.
Минобрнауки России приняты изменения в федеральные государственные образовательные
стандарты начального, основного и среднего общего образования в части снижения числа обязательных
разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трех.
Реализуется перевод государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в
электронный вид и внедрение рискориентированного подхода при осуществлении государственного
контроля (надзора) для снижения административной нагрузки на образовательные организации в целом,
и в особенности на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества
образования.
Минобрнауки России для исключения внешних запросов информации и документов от
образовательных организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации
размещены в открытом доступе, направлены соответствующие письма в федеральные органы
исполнительной власти.
В дополнение сообщаем, что в 2015 и 2016 гг. ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика" (http://www.informika.ru)
(далее "Информика") по заказу Минобрнауки России осуществлена разработка и пилотное внедрение
информационнокоммуникационной платформы для систематического сбора и обработки данных с уровня
школ. "Информика" осуществляет консультирование по вопросам разработки и внедрения
соответствующих решений.
Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования просят довести настоящие
рекомендации до сведения учителей, первичных профсоюзных организаций, а также разместить их на
официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
государственное управление в сфере образования, официальных сайтах школ и региональных
(межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования в сети "Интернет".
Первый заместитель
Министра образования и науки
Российской Федерации
Н.В.ТРЕТЬЯК
Председатель
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 3 из 3 <Письмо> Минобрнауки России N НТ664/08, Общероссийского
Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016
"Рекомендации по сокр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 09.06.2016
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.МЕРКУЛОВА
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 3 из 3
Косультант плюс ПИСЬМО от 16 мая 2016 года РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Косультант плюс ПИСЬМО от 16 мая 2016 года РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Косультант плюс ПИСЬМО от 16 мая 2016 года РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Косультант плюс ПИСЬМО от 16 мая 2016 года РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.