Краеведение

  • docx
  • 15.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЕВПРАКСИЯ.docx

ЕВПРАКСИЯ

(1733 - 1823)

Монастырская подвижница рубежа XVIII XIX столетий.

 

Один из дореволюционных духовных писателей сказал о Староладожском Успенском женском монастыре: «Летопись этой обители так скудна, что она не выделялась бы ничем среди других женских монастырей. Однако, мимо этого монастыря нельзя пройти безгласно, он приобретает немаловажное значение для лица, чуткого к духовному быту: здесь совершился жизненный подвиг праведной игумении Евпраксии, которая воскрешала заветы лет древних».

Сведения о ней сохранились не только в материалах Староладожской обители. В XIX веке о ней писали церковные журналы, а в наши дни, в книге «Очерки истории Санкт–Петербургской епархии», рассказ о Евпраксии помещён сразу после святой блаженной Ксении Петербургской.

Евпраксия (в миру Евдокия Нахотинина) родилась в городе Торопце в купеческой семье. В 1758 году началось её подвижничество в Арзамасе, одном из духовных центров того времени, связанном с Саровской пустынью. Родственники позвали её в Петербург, оттуда в 1768 году она, имея склонность к иноческой жизни, удалилась в Староладожский Успенский монастырь. Здесь она приняла монашеский обряд с именем Евпраксия, а 2 февраля 1779 года была посвящена в сан игумении. Эта обитель при ней не была общежительной, а имела строгий устав и подходила к отшельническому виду жительства.

В четырёх километрах к северо-западу от монастыря, в Абрамовском лесу, игуменья Евпраксия устроила уединённую пустынь. Трижды в неделю она удалялась сюда для молитв и чтения Евангелия. Близ часовни и выкопанного там же колодца она водрузила на сосне деревянный крест, снесённый ураганом с главы Успенского собора. У этого креста она получила чудотворное исцеление сломанной руки. Промыслом Божиим игуменья была спасена от беглого солдата, который хотел её убить и ограбить. После разговора с Евпраксией солдат вернулся в свой полк, поверив в её слова, что будет прощён, очистит себя службой и за отличие повышен в чине. Так оно и случилось, о чём впоследствии солдат сообщил ей в письме. Сохранились и другие свидетельства очевидцев, которые говорили, что игуменья Евпраксия была осенена Божьей благодатью и заступничеством.   

Её известность перешагнула далеко за пределы Старой Ладоги. В большие церковные праздники в Успенский монастырь стекалось много богомольцев, приезжали архимандриты из столичной Александро-Невской лавры.

Особое уважение к Евпраксии выказывал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, называвший её «духовной сестрой». По его просьбе она в 1786 – 1798 гг. управляла всеми делами именитого Смольного монастыря в Петербурге, не оставляя своего игуменства в Старой Ладоге.

Лишь в 1822 году старица Евпраксия отошла от 43-х летнего управления староладожской обителью и стала затворнически жить в маленькой келии.

Задолго до кончины она высекла надпись на приготовленной для себя надгробной плите.

Евпраксия скончалась 23 сентября 1823 года и была похоронена на монастырском кладбище возле стены главного алтаря Успенского собора (могила не сохранилась).

 

Литература:

1.     Шахова Е.Н. Жизнь схиигумении Старо-Ладожского монастыря Евпраксии // «Странник», 1860. Том 1, стр. 65 – 99

2.     Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. – СПб., 1994, стр. 92 - 93

3.     Старица Евпраксия, игуменья Староладожского Успенского монастыря  Евгений Поселянин. Русские подвижники XIXвека. – М., 2004, стр. 87 – 95

4.     Жизнеописание схиигумении Евпраксии  Санкт – Петербургские епархиальные ведомости, вып. 35- 36. – СПб., 2008, стр. 64 – 83

 

 

 

 

 

 

 

ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(1750 – 1827)

Натуралист, академик, доктор медицины, писатель, путешественник. Оставил богатое научное и литературное наследство. Его перу принадлежат десятки научных трудов по ботанике, зоологии, географии, минералогии, этнографии и медицине. В качестве члена Российской Академии участвовал в издании первого научного собрания сочинений М.В. Ломоносова и выработке уставов университетов, гимназий, училищ.

 

 Н.Я. Озерецковский известен прежде всего как автор описаний совершённых им путешествий по России. Среди них - фундаментальная работа «Путешествие академика Н. Озерецковского по озёрам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя», где говорится и о Волховской земле. «Против деревни Свинки, - пишет учёный, - лежит в Волхове остров Вындин длиною версты на две, покрыт кустарником и имеет на себе пожни. В сем месте на правом берегу Волхова находится Гостинопольская пристань, где контора собирает по рублю с каждой пристающей барки и даёт от себя лоцманов для проводу барок через Волховские пороги, которые вскоре за пристанью начинаются… В Старой Ладоге есть купцы, приписанные к Новой Ладоге, они торгуют мелочными товарами в деревянных сарайчиках… Отсюда 13 вёрст до Новой Ладоги, куда приехал я  июля 8 числа (1805 г.)». Всматриваясь в жизненный уклад ладожан, учёный провёл любопытные наблюдения: «В гостином дворе купцы сидят с утра до обеда, а с обеда до вечера, хотя покупающих в сию пору года бывает там очень мало, так что купец, не продавший ничего до полудня, запирает свою лавку и уходит домой обедать; отобедав, возвращается в гостиный двор и ложится спать на своём прилавке, выспавшись и протеревши глаза, запирает лавку и опять спать уходит домой… На улицах у многих домов видел разостланную крупную траву, которая сушилась на солнце. Она называется здесь треста и растёт в Ладожском озере, где её режут и запасают на зиму для рогатого скота; коровам идёт она впрок и молоко их бывает от неё вкусно».

  После Новой Ладоги учёный посетил село Дубно, в котором хранился ботик Петра I.

Литература:

1.     Озерецковский Н.Я. Путешествия академика Н. Озерецковского по озёрам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя, изд.2-е, - СПб, 1812, стр. 544 -553

2.     Словарь русских писателей XVIII века, т.2, -  СПб, «Наука», 1999, стр. 377 – 379

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХВОСТОВ

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

(1757 - 1835)

Граф, сенатор, член Российской Академии, действительный тайный советник. Поэт, был знаком с А.С. Пушкиным и всеми известными литераторами его времени.

Д.И. Хвостов был родственником Александра Васильевича Суворова: в 1789 году он женился на племяннице полководца. Он бережно хранил вещи и бумаги Суворова и сообщил много сведений его биографам.

Хвостов говорил: «сей великий муж удостоил меня неограниченной доверенностью, нет тайны, которой бы он мне не вверял. Когда он командовал армиями, все отношения к императрице Екатерине II и Павлу I шли через мои руки. Мне же определено было иметь печальное преимущество принять последнее дыхание непобедимого героя».

Хвостов жил в Петербурге, но неоднократно приезжал на берега Волхова и Паши. Путешествия по городам России он начинал с Новой Ладоги, откуда его дорога шла дальше через Тихвин на Кострому и Владимир.

Невой, Ладожским и Сясьским каналами он добирался до села Колголема Новоладожского уезда, где на берегу Паши находилось имение его жены. В 1818 году Хвостов опубликовал в журнале, а через два года выпустил отдельной книжкой своё «Путешествие к реке Паше». Выручку от этого издания он пожертвовал на ремонт деревянного храма в Новой Ладоге, построенного Суворовым. Автор «Путешествия» с интересом наблюдал за ловлей сигов на Волховских порогах. «Рыбаки деревни, принадлежащей Шкурину, - писал Хвостов, - собравшись артелью не менее 20 человек, идут пешие по реке довольно широкой, и в самом том месте, где большие пороги, через кои судам не можно проходить без искусных лоцманов. Рыбаки сии, дабы тело не скоро промокло, одеваются в кафтаны из чёрной кожи, имеют на ногах подковы, род железной подошвы с высунутыми когтями, кои упираясь в плитном кряже, препятствуют водоходу падать и быть уносиму быстротою воды. Лов сигов составляет большой доход обитателей сих мест. Рыба, привыкшая к шуму порогов, не слышит шороха, производимого рыбаками, которые, держа сеть в руках, опускают её в воду и вынимают с добычей, кладут в мешочки, при их кафтанах имеющиеся, а потом выбрасывают её для дележа на берег. Я сам свидетель был, что в полчаса времени артель, состоящая из 30 человек, наловила 306 рыб».

Литература:

1.     Хвостов. Путешествие к реке Паше. – СПб., 1820, стр. 16 – 18

2.     Хвостов Д.И. Путевые записки, сочинённые во время путешествия из Санкт – Петербурга по Тихвинскому тракту в разные города Российской Империи и обратно в Санкт- Петербург. – СПб., 1824, стр. 7

3.      Историко – статистические сведения о Санкт – Петербургской епархии, вып.9 – СПб., 1884, стр.69

4.     Морозов П.О. Дмитрий Иванович Хвостов  Русская старина, 1892, т.74, №6, стр. 569 – 583

5.     Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. – Л., 1975, стр. 450

6.     Астафьев В.В. О князе Потёмкине, графе Суворове и купцах Шаровых // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 1 – Волхов, 1996, стр. 59 - 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМИЛОВ

АЛЕКСЕЙ РОМАНОВИЧ

(1779 – 1848)

Коллекционер, меценат, один из наиболее тонких ценителей и знатоков изобразительного искусства в России в первой половине XIX века. Член Общества поощрения художников, почётный вольный общник Академии художеств.

 

Родился в семье инженер - генерала и сенатора, был крестником Екатерины II. Служил военным инженером, затем чиновником в канцелярии Государственного совета. В 1808 г. вышел в отставку, по долгу жил в своём имении «Успенское», примыкавшем к северной границе Староладожского Успенского женского монастыря. Осенью 1812 г. Томилов в составе Ладожской дружины Петербургского ополчения выступил в поход вместе с отрядом своих крестьян, проявил храбрость в сражении под городом Полоцк.

  Его активная коллекционерская деятельность началась после выхода в отставку.  Одарённый от природы любознательностью, он с энтузиазмом прочитал массу трудов по искусству, анализировал произведения знаменитых живописцев старинной школы. «Эти наблюдения и постоянное чтение сочинений по части изящных искусств обогатили его многообразными сведениями и изощрили его до того, что при первом взгляде на какую-либо старинную картину он почти всегда безошибочно определял, какой она школы, какого мастера и какие в ней особенные достоинства или недостатки».

  В течение 40 лет он собрал богатейшую коллекцию картин, эстампов, рисунков и эскизов как иностранных так и русских мастеров. У Томилова было лучшее в России собрание офортов великого Рембрандта. Он впервые из коллекционеров России стал собирать рисунки и эскизы художников и архитекторов. Существует версия, что в 1832 году коллекцию Томилова осматривал А.С. Пушкин.

 Об Алексее Романовиче, как личности есть хотя и скупые, но красноречивые свидетельства. Известна его деятельность в качестве ополченца – в своей дружине он отменил телесные наказания, требуя от офицеров гуманного отношения с одетыми в солдатские шинели крестьянами. В 1810 –х годах он состоял в масонской ложе «Елизаветы или Соединённых друзей», членами которой были многие декабристы.

Трижды дворяне Новоладожского уезда выбирали его своим предводителем. О его обаянии и душевной отзывчивости говорит то, что он умел создавать особую нравственную атмосферу, дружественную среду, в которой легко дышалось и работалось талантливым людям. Его имение «Успенское» в Старой Ладоге стало любимым местом для многих художников того времени. Среди гостей Томилова были О.А. Кипренский, А.Г. Варнек, А.О. Орловский, А.Г. Венецианов, А.Е. Егоров, В.Л. Боровиковский.

  Он покровительствовал многим посещавшим его молодым художникам, в числе которых были будущие академики живописи Иван Айвазовский и Пётр Заболотский.

  Для своей коллекции Томилов особенно охотно приобретал работы Кипренского и Орловского. С годами она сделалась крупнейшим собранием произведений обоих мастеров.

  Среди живописных работ в коллекции Томилова наиболее ценными считались портрет Екатерины II кисти Д.Г. Левицкого и три портрета О.А. Кипренского. Собрание графики насчитывало 1100 рисунков и этюдов и считалось лучшим в Петербурге. Оно включало произведения ведущих русских художников, в том числе зарисовки работавших в России архитекторов Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Тома де Томона. Многие произведения были подарены самими авторами.

  Томилов не только собирал но и много размышлял об искусстве. Сохранилась рукопись его научного труда «Мысли о живописи», где есть немало проницательных соображений по теории и эстетике. Поклонник романтизма, он отстаивал приоритет сердца перед разумом: «В отношении изящных искусств чувство чаще, вернее и всегда естественнее руководствует нами нежели рассудок».

  Алексей Романович Томилов был похоронен в Старой Ладоге. Его могила напротив алтаря Успенского собора женской обители не сохранилась.

  После революции большинство произведений из собрания А.Р. Томилова оказалось в Государственном Русском музее, а исключительная по полноте коллекция гравюр Рембрандта в Государственном Эрмитаже. Там они находятся и сегодня.

Литература:

1.     Поспелов Г.Г. Русский портретный рисунок начала XIX века. – М., 1967, стр. 80, 87, 119.

2.     Алексеева Т.В. «Мысли по живописи» А.Р. Томилова Алексеева Т.В. Исследования и находки. – М., 1976, стр. 105 – 117

3.     Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. – СПб., 2003

4.     Полунина М.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. Новый биографический словарь. – М., 2003, стр.395 - 397

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЛЬНИКОВ
АВРААМ ИВАНОВИЧ
(1784 - 1854)

Академик архитектуры (1812), профессор (1818), ректор по архитектуре (с 1831) петербургской Академии художеств. По его проекту построены соборы в Таганроге, Нижнем Новгороде и Кишинёве. Автор архитектурного решения памятника Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади и памятника Ришелье в Одессе.

 

В кратком очерке – путеводителе по городу Волхову говорится: «Украшением города является его храмы, хотя они расположены достаточно далеко от центра… Каменная церковь Михаила Архангела (построена в 1820г., архитектор А.И. Мельников)… восстановлена в 1995г.».

Известно, что в период строительства этого храма «за постройкой наблюдал новоладожский помещик Алексей Томилов», который в то время был предводителем дворянства Новоладожского уезда.

А.Р. Томилов был знаком со многими выдающимися архитекторами своего времени. По – видимому, именно он инициировал строительство новых храмов в своём уезде и привлёк к этому А.И. Мельникова.

По проекту этого зодчего построена Алексеевская церковь в Старой Ладоге (1833г.) и храм Рождества Христова в деревне Надкопанье недалеко от посёлка Паша в Волховском районе (1829г.). Оба храма восстановлены и возвращены верующим.

 

Литература:

1.     «Если ехать вам случится…»: визитные карточки городов Ленинградской области. Справочник – путеводитель. – СПб., 2000, стр. 45

2.     Васильев Б.Г. Староладожский Свято – Успенский девичий монастырь. Страницы истории. – СПб., 2010, стр. 21

3.     Астафьев В.В. Архитектор Авраам Мельников  Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 5 – Волхов, 2010, стр. 58 - 68


 

4.