ОРЛОВСКИЙ
АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ
(1777 – 1832)
Живописец и график. Академик батальной живописи. Один из основоположников русского шаржа и карикатуры. Одним из первых обратился к новому для России искусству – литографии. Его слава как литографа вышла за пределы России. Орловскому посвятили свои поэтические строки А.С. Пушкин и его друг князь П.А. Вяземский.
Поляк по происхождению, Орловский более половины жизни прожил в России, где обрёл вторую родину. В 1802 году он приехал в Петербург, где познакомился с А.Р. Томиловым. В 1810-е годы приезжал на берега Волхова не раз. Это видно из письма Орловского Томилову, в котором он шлёт привет семье Философова, его староладожского соседа – помещика, а также по рисункам, изображающим Томилова, едущим в коляске около Старой Ладоги и дружеским шаржам, посвящённым пребыванию там Орловского. Тишиной и покоем дышит рисунок «Сельский пейзаж с рекой» (около 1812 г., ГРМ), который Орловский исполнил в имении Томилова «Успенское». В Государственном Русском музее, хранятся портреты помещицы А.И. Богдановой, соседки А.Р. Томилова, и управляющего его имением А.С. Сидорова, написанные Орловским в 1815 году.
Литература:
1. «Старые годы», 1907, май, стр. 158
2. Ацаркина Э.Н. Александр Осипович Орловский.- М.,1970, стр. 5,49,73,104
3. Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. – СПб., 2003, стр. 50 - 51
КИПРЕНСКИЙ
ОРЕСТ АДАМОВИЧ
(1783 – 1836)
Живописец и график. Академик (1812). Основоположник романтизма в русском изобразительном искусстве. Был в одном ряду с лучшими портретистами мира своего времени. Писал портреты А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, участников войны 1812 года. Его автопортрет находится в галерее Уффици (Флоренция).
Кипренский был частым гостем коллекционера А.Р. Томилова в его петербургской квартире и в староладожском имении «Успенское».
Великолепное собрание офортов Рембрандта в коллекции Томилова стало для Кипренского в 1810-х годах незаменимым подспорьем в его собственных занятиях офортом. В кругу родных и близких Томилова Кипренский чувствовал себя легко и непринуждённо. Одновременно все эти люди служили моделями для его портретов. В их числе были В.А. Томилова – жена коллекционера, его родственники – И.Н. Философов, гувернантка – француженка мадам Вилло, которая в течение многих лет воспитывала детей у Томилова. Долгая дружеская связь коллекционера с художником нашла выражение в его портретах, написанных Кипренским: двух живописных – 1808 и 1828 гг. и карандашном 1813 г. (все – в ГРМ). Благодаря этому мы знаем Алексея Романовича Томилова совсем молодым человеком, в военной форме офицера русской армии ополченцев, и человеком преклонных лет, с усталым лицом и грустным выражением прозрачных глаз.
Литература:
1. Поспелов Г.Г. Русский портретный рисунок начала XIX века. – М., 1967, с. 87, 198
2. Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. – СПб., 2003, стр. 53 – 54
3. Коновалов Э.Г.. Словарь русских художников. – М., 2012, с. 286
ВЕНЕЦИАНОВ
АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
(1780 – 1847)
Живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской Академии художеств (1811). Основал школу учеников – живописцев, которые сыграли большую роль в становлении реализма в русском искусстве первой половины XIX века.
Биографы Венецианова свидетельствуют, что «вместе с А. Орловским, Кипренским, Тома-де-Томоном Венецианов ещё в 1820-е годы бывал в имении А.Р. Томилова «Успенское» близ Ладоги». В записной книжке этого тонкого знатока искусства за март 1826 года есть короткая запись: «за головку Венецианова девочка в шляпке 75». Речь идёт о портрете дочери художника, который относится к шедеврам Венецинова. Художник впервые стал широко изображать крестьян и крестьянскую жизнь, считая, как и Томилов, что искусство немыслимо без сближения с жизнью, что простая натура – столь же достойный предмет изображения, как и возвышенная.
Литература:
1. Леонтьева Г.К. А.Г. Венецианов. – Л., 1988, стр. 221.
2. Коновалов Э.Г. Словарь русских художников. – М., 2012, стр. 109
ВАРНЕК
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
(1782 – 1843)
Живописец и график. В 1810 году избран академиком. Один из лучших портретистов пушкинской эпохи. Произведения художника хранятся во многих музеях нашей страны.
А.Г. Варнек хорошо знал А.Р. Томилова, часто посещал его дом в Петербурге и усадьбу «Успенское» в Старой Ладоге. Вполне естественно, что покровитель художников Томилов делал ему ряд заказов. По оценке искусствоведов, к числу лучших произведений А. Варнека относятся портреты детей А.Р. Томилова, исполненные в 1825 году. Все три портрета (Александры, Николая и Романа Томиловых) находятся в Государственном Русском музее.
Наряженная в белое платье, девочка – подросток торжественно восседает с куклой в руках, её братья изображены со своими любимыми игрушками и забавами.
В Государственном Русском музее хранятся и портреты самого А.Р. Томилова работы А.Г. Варнека.
Согласно обычаю, русские художники часто рисовали друг друга. Орест Кипренский нарисовал Александра Варнека около 1814 года. Возможно, это был «ответ» Кипренского на его портрет, исполненный Варнеком. И хотя художников не связывала дружба, им часто приходилось встречаться, причём не только в Академии художеств, но и у А.Р. Томилова. Не исключено, что в какой-то из этих моментов и были созданы два портрета.
Литература:
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек. – М., 1985
ЗАБОЛОТСКИЙ
ПЁТР ЕФИМОВИЧ
(1803 - 1866)
Живописец, портретист, график. В 1857 году удостоен звания академика.
«Жалею, что я не в Ладоге» - эти слова не раз встречались в письмах Заболотского к Алексею Романовичу Томилову, хозяину усадьбы в Старой Ладоге.
Обладая каким-то внутренним чутьём распознать в молодых художниках будущий талант, Томилов первый заметил незаурядные способности Петра Заболотского. По его рекомендации начинающий художник был принят учеником в Академию художеств и первые годы пребывания в Петербурге жил исключительно на средства Томилова. Заболотский был часты гостем в усадьбе «Успенское», где отдыхал, давал уроки рисования детям Томилова, писал картины, которые в знак благодарности дарил своему покровителю. В их числе были: «После жатвы» («В имении А.Р. Томилова», 1822, ГРМ), «Вид Старой Ладоги» (1833, ГРМ), «Портрет Николая Алексеевича Томилова» (1837, ГРМ).
Из портретов работы П.Е. Заболотского самым известным является изображение Михаила Юрьевича Лермонтова в парадной форме лейб-гвардии Гусарского полка (1837, ГТГ). Художник был среди немногих людей, составлявших ближайшее окружение поэта. С Лермонтовым Заболотского познакомил родственник А.Р. Томилова Алексей Илларионович Философов, женатый на двоюродной сестре матери поэта. Заболотский обучал Лермонтова живописной грамоте и неоднократно писал его самого.
В 1862 году кистью художника – академика были исполнены иконы для большого пятиглавого храма, построенного в селе Колчаново Новоладожского уезда.
Литература:
1. Историко-статистические сведения о Санкт – Петербургской епархии, вып. 9 _ СПб., 1884, стр. 112
2. М.Ю. Лермонтов в портретах. – М., 1941, стр. 18
3. Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. – СПб., 2003, стр. 58 -59
4. Астафьев В.В. Знаменитые знакомые художника Максимова // Астафьев В.В. тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 4 – Волхов, 2006, стр. 96 - 97
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.