МАКСИМОВ
ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ
(1844 - 1911)
Академик живописи (1878), художник – передвижник, работы которого хранятся в ГТГ, ГРМ и других музеях России, Украины и Белоруссии.
Родился в деревне Лопино Новоладожского уезда в крестьянкой семье. «С самой высокой сопки, - вспоминал художник, - вид был чудесный на противоположный берег Волхова с белой оградой Никольского монастыря, а дальше вниз по течению реки – Георгиевская крепость с бесчисленным количеством домиков поселения Старой Ладоги».
До поступления в Академию художеств первые уроки рисования Максимов получил в школе Староладожского Никольского монастыря и в иконописных мастерских Петербурга.
Окончив в 1866 году Академию художеств, Максимов часто приезжал на свою родину, где создал свои лучшие жанровые произведения: «Бабушкины сказки» (1867), «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Всё в прошлом» (1884). Все они находятся в Государственной Третьяковской галерее, а две из них представляли русскую живопись на международной выставке 1878 года в Париже.
Знаменитый критик В.В. Стасов ставил Максимова в первый ряд национальных талантов России.
Художник до конца жизни был последователем идейных принципов Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего почти всех прогрессивных русских художников второй половины XIX века. Максимов один из первых вступил в это, ставшее затем знаменитым, художественное объединение. Почти ежегодно он выставлял свои картины на выставках передвижников, много лет состоял членом правления Товарищества.
В творчестве Максимова крестьянская тема была главной. В отличие от многих художников того времени, которые изображали мужика с чувством сострадания и жалости, с интеллигентски–барским снисхождением к нему как к «низшему брату», Максимов подходил к нему как равный к равному. Его оскорблял, как он выражался, «навязчивый плач» о судьбе мужика. Максимов хотел изобразить крестьянина таким, каков он есть: без возвеличения и принижения, без фальши.
Правда жизни – таков был девиз Максимова. Художник часто советовался с крестьянами родных деревень Лопино и Чернавино, дорожа их мнением, находя в них метких критиков. Некоторые из Новоладожских крестьян стали персонажами его произведений. Ладожские сюжеты видны во многих рисунках и картинах художника.
Умер Василий Максимович Максимов в Петербурге, но похоронен на родном погосте, как он завещал. В 1957 году на его могиле установили двухметровый гранитный обелиск – памятник.
Литература:
1. Ал. Алтаев. Художник – народник // «Голос минувшего», 1914, № 6 (июнь), стр. 41 – 69
2. Леонов А.И. Василий Максимович Максимов. Жизнь и творчество. – М., «Искусство», 1951
3. Ал. Алтаев. Мученик своего таланта // Ал. Алтаев. Памятные встречи. – М., 1957. Стр. 148 – 173
4. Репин И.Е. Василий Максимович Максимов // Репин И.Е. Далёкое близкое, 8-е изд. – Л., 1982, стр. 393 – 396
5. Лазуко А.К. Василий Максимов. 1844 – 1911. – Л., 1982
6. Астафьев В.В. Художник Василий Максимов и коллекционер Павел Третьяков // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 4 – Волхов, 2006, стр. 76 – 87
7. Цветкова Г.П. След на земле. Литературно – краеведческие очерки Южного Приладожья. – СПб., 2009. Стр. 21 - 27
8. Стерликова Г.П. Художник В.М. Максимов // «Провинция», 2009, 23 января
9. Стерликова Г.П. «Беда моя, что я трушу соврать перед жизнью…» // «Провинция», 2011, 2 декабря
10. Арутюнов Д. «Так много жил и перечувствовал». К 100 – летию со дня смерти В.М. Максимова // «Волховские огни», 2011, 16 декабря.
БАШУЦКИЙ
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
(1803 - 1876)
Прозаик, публицист, журналист, издатель.
Окончил Пажеский корпус, был адъютантом петербургского военного генерал–губернатора графа М.А. Милорадовича и свидетелем восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
После ухода с военной службы (1831г.) Башуцкий поступил в Министерство внутренних дел, впоследствии был помощником статс–секретаря Государственного совета и камергером. Одновременно занимался литературой. Его стихи, рассказы и повести печатались в разных столичных газетах и журналах. В 1834 году вышла его книга «Панорама Санкт-Петербурга», содержащая ценные статистические сведения с комментариями о жизни всех слоёв северной столицы. Башуцкий был инициатором и составителем одного из первых в России иллюстрированного альманаха. В 1848 году он открыл в Петербурге гравёрную мастерскую, где работали семь лучших гравёров по дереву.
Но вскоре его оклеветали в растрате казённых денег и отстранили от службы. И хотя к суду он не привлекался, потеря репутации стала для Башуцкого настоящей трагедией. В 1850 году он вместе с женой ушёл послушником в монастырь. После пребывания в разных обителях Башуцкий приехал в Старую Ладогу и поселился в Никольском мужском монастыре. Здесь, как потом вспоминал художник В.М. Максимов, он много рисовал карандашами и акварельными красками. В Старой Ладоге Башуцкий, по-видимому, написал и книгу «Тихвинские монастыри», которая вышла в свет в 1854 году.
Вернувшись в Петербург, Александр Павлович «увлёкся гомеопатией и занимался бесплатным лечением бедного люда, стекавшегося к нему громадными толпами».
Литература:
1. Русский биографический словарь, т.2 – СПб., 1900, стр. 619
2. Максимов В.М. Автобиографические записки «Голос минувшего», 1913, № 4, апрель, стр. 169 – 170
3. Русские писатели 1800 – 1917. Биографический словарь, т. 1 – М., 1989, стр. 189 – 191
ГОРНОСТАЕВ
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ
(1808 – 1862)
Академик архитектуры (1838 г.), профессор Академии художеств (с 1849 г.). Создал комплекс зданий Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и на Валааме. Автор проекта православного Успенского собора в Хельсинки.
В последние годы жизни А.М. Горностаев приезжал в Старую Ладогу, работая над проектами двух храмов для здешних обителей.
В 1862 году на территории Свято-Успенского женского монастыря был построен по проекту А.М. Горностаева великолепный двухэтажный больничный корпус с церковью во имя Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня и с 20 кельями для престарелых и больных монахинь. Над церковью, освященной 13 сентября 1862 года, возвышалась глава в готическом стиле, а внутри храма были устроены хоры с трех сторон.
На территории Никольского мужского монастыря пустовало место после разобранной в 1815 году деревянной церкви во имя святителя Иоанна Златоуста.
Разработанный А.М. Горностаевым проект нового Златоустовского храма был утвержден Императором Александром II. 26 июня 1861 года состоялся торжественный молебен в честь закладки этой церкви, строительство которой, из-за нехватки средств, закончилось в 1873 году. Необычный по архитектуре Златоустовский храм сочетает старорусский стиль и романскую базилику. Другой столь оригинальной постройки, сочетающей архитектурные элементы зодчества двух разных конфессий, пожалуй, нет во всей России.
В настоящее время оба храма академика Горностаева в Старой Ладоге являются действующими.
Литература:
1. Кирпичников А.Н., Сарабьянов. Старая Ладога – древняя столица Руси. – СПб., 1996, стр. 43
2. Левшин Р. Староладожский Никольский мужской монастырь.- СПб., 2007, стр. 56, 70
3. Васильев Б. Староладожский Свято–Успенский девичий монастырь. Страницы истории.- СПб., 2010, стр. 75, 78
4. Астафьев В.В. Знаменитые знакомые художника Максимова // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 4 – Волхов, 2006, стр. 94 – 95
АНДРЕЕВ
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
(1820 - 1882)
Учёный – гидрограф, исследователь Ладожского и Онежского озёр и Чёрного моря. Генерал–лейтенант Корпуса флотских штурманов. Его фундаментальный труд, озаглавленный «Ладожское озеро» (1875), стал крупным научным событием и не утратил ценности до настоящего времени. За это исследование Русское географическое общество наградило Андреева золотой медалью. На Всемирной выставке в Париже книга «Ладожское озеро» также получила золотую медаль.
В 1858 году Гидрографический департамент Морского министерства организовал экспедицию, положившую начало научному изучению Ладожского озера. Экспедиция, которую возглавил А.П. Андреев, работала в течение десяти лет.
В начале июля 1863 года несколько членов экспедиции, в том числе А.П. Андреев, приезжали на берега Волхова. Из дневника этой поездки, опубликованного в журнале «Морской сборник», Александр Петрович описал их маршрут: Новая Ладога – Старая Ладога – Волховские пороги – Гостинополье и обратно.
«Местность Волхова, - писал Андреев, - от устья до Гостинопольской пристани, весьма интересна и по красоте берегов, и по историческим воспоминаниям. Курганы, развалины крепости, монастыри, разработка в настоящее время различных материалов, как то: выломка строительной плиты, добывание плиты для гидравлической извести, для цемента, добывание песка для производства стеклянной посуды – всё это весьма интересно».
Говоря о Волховских порогах, Андреев назвал время, за которое судно спускается вниз – 45 минут и число штатных лоцманов – 180 человек, добавив, что «в нынешнюю навигацию ещё не было ни одного случая, чтобы судно пострадало в порогах, зато в прошлый год таких казусов было до 15».
«Нам очень хотелось, - писал Андреев далее, - спуститься по порогам на барке, но, к сожалению, ни одного судна в то время готового не было. Начальник дистанции был так обязателен, что приказал подготовить лодку и назначил на ней гребцами лучших лоцманов, а лоцманский староста был кормчим. Таким образом мы отправились… Против церкви Петра и Павла пороги весьма картинны. Вода стремится с удивительной быстротой, и лодка в кипящей воде пронеслась моментально. Говорят, когда идёт барка, гружённая хлебом, то она изгибается как змея…»
Надо добавить, что самое опасное место в порогах, о котором упоминал Андреев, находилось напротив села Петропавловского, которое после революции было переименовано в деревню Халтурино и ныне является микрорайоном города Волхова.
Литература:
1. Андреев А. Ладожское озеро «Морской сборник», 1863, т.67, № 8, август, стр. 44 – 54
2. Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. – Л., 1974, стр. 48 – 49
3. Знаменитые люди Санкт – Петербурга. – СПб., 2003, стр. 19
АЛЕКСАНДР II
(1818 - 1881)
Российский император (с 1855 г.) из династии Романовых, старший сын и наследник Николая I. После ряда покушений убит народовольцами
1 марта 1881 г.
9 (21) июля 1859 г. Александр II утвердил план Новой Ладоги, а 1 (13) сентября 1866 г. лично прибыл в этот город, чтобы открыть судоходство на новом Ладожском канале, соединившем устье Волхова с истоком Невы. Купечество Новой Ладоги устроило по этому поводу торжественный приём и просило царя назвать канал его именем. Император дал согласие, одновременно повелев именовать старый Ладожский канал каналом Петра Великого.
16 (29) июня 1913 года в Новой Ладоге, перед Гостиным двором, был торжественно открыт памятник Александру II, выполненный по модели известного скульптора А.М. Опекушина. Памятник простоял до 31 августа 1918 года. Его дальнейшая судьба остаётся неизвестной.
Волховский край посещали и сыновья Александра II. В августе 1878 г. великий князь Сергей Александрович вместе с князем А.С. Уваровым производил археологические раскопки большого кургана близ Старой Ладоги. Дважды, в 1884 и 1887 гг. в Новую Ладогу приезжал великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств.
Литература:
1. Случевский К.К. По Северу России. Путешествия великого князя Владимира Александровича в 1886 и 1887 гг.- СПб., 1888, стр. 440-448;
2. Случевский К.К. По Северо-Западу России, т. 1 – СПб., 1897, стр. 90
3. Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. – Спб., 2004, стр. 22, 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.