Критическое мышление
Оценка 4.6

Критическое мышление

Оценка 4.6
Документация
doc
классное руководство
10 кл
12.12.2021
Критическое мышление
критическое мышление
Диплом.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

 

ДЦК преподавание в начальных классах

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Дипломный проект

 

Проектирование современного урока в начальной школе с позиции реализации здоровьесберегающих принципов обучения

 

 

Допущена к защите

«_____»______________ г.

 

_______________________

Зам. директора по НМР

Ф.И.О.

 

 

Зав. отделением

Устюжанина Е.В.

«______»___________ г.

 

 

Выполнила:

студентка группы Н-412/2

специальности

050146 Преподавание в начальных классах

Степанова Ксения Витальевна Руководитель:

Устюжанина Елена Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории

высшей квалификационной категории

 

Зав. кафедрой

Ф.И.О.

«_____»___________ г.

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Устюжанина Е.В

«_____»___________ г

 

 

 

Оценка ________________

«___»________ 201__ г.

 

Председатель ГЭК 

Мошкарнева В. В

 

 

 

Иркутск

2016

 

Оглавление

I. Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.1. Квалификационные характеристики проекта……………………………....3

1.2. Характеристика здоровьесберегающих принципов обучения: сущность, условия реализации в процессе обучения……………………………….………6

1.3. Готовность педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе…………………………………………………………….……..9

1.4. Здоровьесберегающий урок в начальной школе: характеристика, содержание, требования к подготовке и проведению, рекомендации учителю при планировании……………………………………………………………………..14

1.5. Результаты апробации дипломного проекта………………………………...

Литература………………………………………………………………………….

II. Проектная часть. Методические рекомендации для учителя «Здоровьесберегающий урок в начальной школе: от замысла к реализации»…………………………………………………………..…………….

Заключение……………………………………………………………….…………

Литература…………………………………………………………...…….……….

Приложение…………………………………………………………..……..………


 


I.      Пояснительная записка

 

1.1.          Квалификационные характеристики проекта

 

         Здоровью нации, и в том числе детей, государство уделяет значительное внимание. С 29 мая по 3 июня 2006 г. в Москве проходил второй Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России». В приветствии к участникам и организаторам форума Президент Р.Ф В. В. Путин отметил: «Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, они по праву включены в число приоритетных национальных проектов. Отрадно, что для обсуждения широкого круга проблем развития здравоохранения, улучшения демографической ситуации, защиты окружающей среды, повышения престижа здорового образа жизни в стране наш форум собрал ведущих ученых, руководителей органов законодательной и исполнительной организации, деловых кругов»

          В настоящее время обществу необходимы школы здорового образа жизни. Нужно помнить, что наши предки – россияне – всегда славились отменным здоровьем, отличались особой  сметкой и способностью к созиданию. Школа должна учитывать эти особенности в содержании образования, его структурировании.

         Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

         Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. И потому, одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Но для этого не достаточно тех здоровьесберегающих мероприятий, которые мы проводим обычно, нужно на каждом уроке формировать здоровье детей с помощью здоровьесберегающих принципов. И не стоит относится к этому вопросу поверхностно, потому что только здоровый ученик – успешный ученик. Таким образом, обусловлена актуальность выбранной нами темы

Объект проектирования – содержание и структура методических рекомендаций для учителя «Здоровьесберегающий урок в начальной школе: от замысла к реализации»

Цель проектирования – составить методические рекомендации для учителя «Здоровьесберегающий урок в начальной школе: от замысла к реализации»»

Цель определила постановку следующих задач:

1.Охарактеризовать сущность формирования культуры здоровья у учащихся младшего школьного возраста на основе здоровьесберегающих принципов обучения.

2. Рассмотреть особенности здоровьесберегающего урока в начальной школе: характеристика, содержание, требования к подготовке и проведению, рекомендации учителю при планировании.

3. Изучить требования к составлению методических рекомендаций как к типу методической продукции и разработать основные структурные элементы методических рекомендаций для учителя «Здоровьесберегающий урок в начальной школе: от замысла к реализации».

4. Спроектировать и провести уроки с позиции реализации здоровьесберегающих принципов обучения в 2 классе во время преддипломной практики, проанализировать результаты апробирования.

Цели и задачи проектной деятельности определили выбор следующих методов:

Теоретические анализ психолого - педагогической и методической литературы, профильных периодических изданий, Интернет – источников по теме проектирования, анализ понятийно - терминологического аппарата; моделирование интегрированных уроков.

Эмпирическиеэмпирическая проба, описание результатов апробирования.

Проектирования - планирование, конструирование.

Практическая значимость нашего проектного исследования заключается в том, что в предлагаемом нами сборнике  предлагаются в систематизированном комплексном варианте дидактические и методические материалы по использованию здоровьесберегающих технологий и принципов, которые может использовать учитель на уроках.

Тип проекта: практический

Работа над проектом проходила в несколько этапов:


 

I этап – проблемно-ориентировочный (сентябрь - октябрь 2015): выявление проблемы и обоснование ее актуальности; выбор типа проекта, предмета проектирования, формулирование цели и задач проектной деятельности.

II этап – теоретический (ноябрь – декабрь 2015): определение теоретических источников и их анализ; обоснование выделенной проблемы.

III этап – собственно-проектировочный (январь-март 2015): разработка содержания, создание сборника дидактических и методических материалов.

IV этап - практический (апрель 2015): апробация уроков доработка содержания сборника материалов.

V этап – обобщающий (май -июнь2015): обработка данных, их анализ, оформление работы; внешняя оценка проекта и защита. Апробация дипломного проекта будет проходить в школе № 17.

 

1.2.          Характеристика здоровьесберегающих принципов обучения: сущность, условия реализации в процессе обучения

 

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов и которым мы придерживаемся.

ü Принцип не нанесения вреда. Учитель должен осознавать, что ребенок на его уроке – наивысшая ценность и нет оправдания нанесению какого-либо, даже

ü Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. Здоровьесберегающая работа должна быть четко продумана, спланирована, направлена не только на мгновенный, но и на отвлеченный во времени, практически значимый результат.

ü Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).

ü Принцип непрерывности и преемственности программ обучения и используемых педагогических методов и технологий. Именно такая стабильность (нельзя путать ее с недопустимым для уроков однообразием), обеспечит спокойствие и отсутствие стрессовых ситуаций для учащихся.

ü Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Данный принцип подразумевает, что вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения. Учитель обеспечивает здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает ему в решении этой общей задачи. У учащихся воспитывается ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход .

ü  Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Только оптимально подобранный материал не вызовет у учащихся перегрузку и стресс, одновременно позволяя сохранить сосредоточенность детей на уроке. Учебный материал необходимо адаптировать в соответствии с особенностями класса. 

ü Комплексный междисциплинарный подход к изучаемому материалу. Выстраивание межпредметных связей, аналогий и параллелей облегчит принятие, понимание даже самого сложного материла, ребенок будет чувствовать себя  на уроках более уверенно и комфортно.

ü Принцип медико-психологической компетентности учителя. Учителю необходимо знать физиологические и психологические возрастные особенности

ü школьников, при наличии у учащихся каких-либо нарушений в состоянии здоровья он должен построить образовательный процесс так, чтобы как минимум не усугубить имеющуюся проблему.

ü Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Именно подобный комплекс воздействий научит ребенка заботиться о своем здоровье, принимать правильные решения.

ü  Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными. Создание ситуации успеха имеет огромное значение для сохранения здоровья школьника. Это приводит к уменьшению количества стрессовых ситуаций, эмоциональной стабильности школьника, дает возможность поверить в собственные силы, учит высказывать собственное мнение. В результате действия выше перечисленных факторов не только сохраняется здоровье школьников, но и повышается интерес к предмету, заинтересованность школьника.

ü Приоритет активных методов обучения. При использовании активных методов обучения учащийся вовлекается в образовательный процесс, становится субъектом обучения, участвует в интенсивной работе со сменой различных видов деятельности. Это снижает возможность возникновения стресса, утомляемость, повышает двигательную активность учащихся, что способствует сохранению здоровья школьников.

ü Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Учитель должен не только формировать знания о том, для чего и как сохранять здоровье, но и вырабатывать у учащихся практические навыки в данной сфере деятельности, необходимость применять свои знания на практике.

ü Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Каждый учащийся на выходе из школы должен осознавать уровень ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

ü Принцип отсроченного результата. Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии должен быть готов к тому, что истинный результат его работы будет виден спустя достаточно длительный промежуток.

     Современный учитель начальных классов должен не просто проводить традиционный урок, а внедрять и использовать в построении урока здоровьесберегающие принципы обучения. По мнению профессора Н. К. Смирнова использование здоровьесберегающих технологий и принципо в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

 

1.3.          Готовность педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

 

Любая образовательная деятельность происходит в образовательном процессе. С целью сохранения (не ухудшения) здоровья участников образовательного процесса встает необходимость использования определенных средств и осуществления необходимых условий для достижения данной цели, что обеспечивает здоровьесберегающий образовательный процесс. В связи с этим целесообразно говорить о готовности педагогов к осуществлению здоровьесбережения обучающихся.

В психологии и педагогике готовность понимается как способность личности к осуществлению какого-либо вида деятельности. Характеризуя готовность учителей к реализации здоровьесберегающих технологий, мы будем опираться на имеющеюся по проблеме готовности к профессиональной деятельности в целом.

По мнению профессора Алексеевой, Л. Л., профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях [8; 76].

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие профессиональной готовности используется:

а) как категория теории деятельности (состояние и процесс);

б) как категория теории личности (ее отношений и установок);

в) как категория теории профессиональной подготовки к педагогической деятельности.

Любая профессиональная деятельность предъявляет человеку определенные требования, соответствие которым обеспечивает успех в ней, В педагогике выделяют следующие профессионально значимые особенности деятельности и требования к индивидуально-психологическим характеристикам личности [19,с.16-17]:

структура знаний, в которой отражаются основные элементы педагогической системы, стимулы, побуждающие к деятельности, и мотивы;

единая система и взаимосвязь (сформированных на достаточно уровне) профессионально-педагогических умений и навыков;

направленность - «устойчивая и взаимосвязанная система целей и оценок, побуждающая человека к преодолению трудностей деятельности и овладению мастерством в ней»;

общая одаренность;

черты характера: увлеченность своим делом, требовательность, справедливость, внимательность к каждому ученику, самоконтроль и др.;

некоторые свойства темперамента, среди которых ведущее место занимает уравновешенность, эмоциональная стабильность;

Высшим уровнем развития педагогической деятельности является способность педагога ставить цели по формированию механизмов саморазвития и способности к передаче ученикам своей способности к саморазвитию [11, с.90].

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма [5,с.33].

Психологическая готовность проявляется в профессионально-педагогической направленности личности учителя. Ее составляющими элементами являются осознанная потребность учителя в знаниях, в освоении теории и методики, в овладении современным мышлением, а также интерес к предстоящему обучению и сформированность установки на практическое использование знаний, подлежащих усвоению.

Практическая готовность, слагающаяся из мотивационного, когнитивного и операционного компонентов, проявляется через внешние наблюдаемые педагогические умения: организаторские, коммуникативные.

Выделяют следующие составляющие профессионально-педагогической квалификации: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное мастерство, Характеристики профессионально-педагогической квалификации:

под компетентностью следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;

под профессиональной нравственностью будем в первую очередь по­нимать такую характеристику специалистов, в которой отражаются личные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления ими профессиональной деятельности и обусловливающие сущность этой самой деятельности;

под инициативностью специалиста будем понимать такую характеристику их квалификации, в которой отражаются организационно-управленческие способности личности, необходимые при осуществлении процессов профессиональной деятельности, а также при профессиональном самообразовании и творческом применении новаций;

педагогическое мастерство работников образования как характеристика их квалификации проявляется в практике их профессиональной деятельности

Осуществление всякой профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций. Поскольку здоровьесбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом профессионально-педагогической. Для реализации здоровьесберегающих технологий необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Назовем их «готовность к здоровьесбережению».

Готовность к осуществлению здоровьесбережения обучающихся рассматривается как профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участников образования и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности. Мотивационная готовность педагогов к здоровьесбережению предполагает наличие активной позиции относительно применения соответствующих подходов в своей профессиональной практике. Речь здесь идет о сформированности у работников образования положительного отношения к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся в единстве с развитием их образованности, наличии ценностных ориентации на здороьесбережение, базирующихся на имеющихся знаниях и нравственных качествах, убежденности в необходимости осуществления данной деятельности. Практическая готовность основывается на соответствующих умениях и представляет собой способность педагогических кадров реально на практике применять меры, способствующие обеспечению развития образованности и укрепления здоровья школьников в неразрывном единстве. Соответствующий компонент готовности базируется на имеющемся опыте осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов, проявлении творческих качеств в их проектировании и др. [4;с. 56].

Однако такое понятие готовности применимо либо к выпускникам вузов, либо к тем педагогам, которые только начинают свою педагогическую деятельность. Когда речь идет о педагогах, которые имеют опыт профессионально-педагогической деятельности, сложившуюся систему взглядов, подходов к осуществлению своей деятельности, то более адекватно их готовность описывается элементами профессионально-педагогической квалификации.

 

1.4.   Здоровьесберегающий урок в начальной школе: характеристика, содержание, требования к подготовке и проведению, рекомендации учителю при планировании

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому важна правильная организация  учебной деятельности. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов, поэтому необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на уроках. Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объема учебного материала, методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся.  Создание  благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. Урок должен вызывать интерес к занятиям, формировать позитивную самооценку, мотивировать детей следить за своим здоровьем, благоприятный психологический климат  на уроке служит одним из показателей успешности его проведения. Здоровьсберегающий  подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку

С чего начать свою работу? В первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).

 По мнению доктора педагогических наук В. В. Серикова, здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии [9, с. 88].

Правильно организованный здоровьесберегающий урок способствует предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья [14, с. 56].

Требования к организации здоровьесберегающего урока

Педагогу для организации и проведения здоровьесберегающего  урока необходимо учитывать основные требования:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей ;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, выполнение упражнений.  Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

5) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества).

6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

7) позы учащихся, чередование поз;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

9) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.

11) психологический климат на уроке;

12) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

13) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

14) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

15) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Для исключения перегрузки школьников все этапы урока должны быть тщательно продуманы с точки зрения рационального использования времени. Отсюда следует, что важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока [18, с. 98].

При подготовке к уроку необходимо учитывать:

Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

– 18 часов – второй пик работоспособности.

Динамику активности обучающихся на уроке:

 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

 21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физ. минутка, закрепление материала);

 36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения,  необходимы физкультминутки.

Физкультминутки на уроках могут быть разнообразными: гимнастические упражнения, знакомые ребятам по урокам физкультуры, точечные массажи ушных раковин, «третьего глаза», гимнастики для глаз, зарядки- релаксации. Некоторые из них рекомендованы СанПиНом.

Виды физкультминуток:

-упражнения для снятия общего или локального утомления;

-упражнения для кистей рук;

-гимнастика для глаз;

-гимнастика для слуха;

-упражнения, корректирующие осанку;

-дыхательная гимнастика.

Структура здоровьесберегающего урока.

-Структурными элементами урока выступают:

-приветствие;

-опрос самочувствия;

-релаксация;

-оздоровительные упражнения;

-рефлексия;

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Критериями здоровьесберегающей ориентации урока являются: обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, количество и сменяемость методов преподавания. Наличие методов, способствующих активизации и повышению мотивации мыслительной деятельности учащихся, место и длительность применения ТСО, режим двигательной активности на уроке, темп урока, контроль со стороны педагога за утомляемостью и учебной активностью обучающихся на уроке [11, с.154].

 

1.5. Результаты апробации дипломного проекта

 

Литература

 

1.     Антропова, М. В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся [Текст]: Здравоохранение Российской Федерации / М. В. Антропова,  Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина. - М.: Медицина, 2010. – 53 c.

2.     Баранов, А. А.. Здоровье школьников, пути его укрепления [Текст]: Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса учащихся начальных классов / А.А. Баранов. – Красноярск 2010. - 231 с.

3.     Библиофонд [Электронный ресурс]/: база данных о всех видах лит., поступающих в фонд ГПНТБ России.– Электронная библиотека, (6 файлов, 145 тыс. записей). - М. [399]. Режим доступа: https://www.google.ru/search, свободный. – Загл. С экрана.

4.     Скляров, С. В. Формирование культуры здоровья студентов ВУЗа в процессе общего физкультурного образования  [Текст] / С. В. Скляров.- М.: Академия , 2010.-182 с.

5.     Волобуева, Н. А. Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса учащихся начальных классов [Текст]: Н. А. Волобуева, Т.В. Важнова. - М.: Академия 68 с.

6.     Гринина, О. О. Здоровье – основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи: США [Текст]: теория, практика и методика преподавания/ О.О Гринина. - М.: Здравоохранение РФ. - 2012. - № 1 53 с.

7.      Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст] /Г. С. Туманян. М.: Академия, 2010.-64 с.

8.      Дзапарова, Н. К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников [Текст] / Н. К. Дзапов. - М. ГАГУ, 2012.– 63с.

9.      Евсеева, О. Л. Валеологический праздник [Текст]/ О. Л. Евсеева, М. А.Киселева.-М.: Здоровье, 2011. – 85с.

10.  Ишухина, Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст] / Н. И. Ковалев, А.В Киселева, Н. Н. Кучма.-М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 171 с.

11.  Каракотова, С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье [Текст]: Дис.  канд. пед. наук/ С.М.: Карачаевск, 2011. - 186 с.

12.  Здоровье. Формирование здоровья. Факторы [Текст]: журнал / под ред. проф. Г.П. Киселева. - М.: Начальная школа, - 2012. - 32 с.

13.  Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе  [Текст] /В. И. Ковалько.- М.: “ВАКО”, 2004, 296 с.

14.  Кучма, В. Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков [Текст] / В. Р. Кучма. - Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - № 2. с.77.

15.  Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье [Текст] / Г. Н. Лаптев А.П. Сердюкова.– М.: Медицина, 2011. - 219 с.

16.  Лукьяненко, В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе [Текст] / В. П. Лукьяненко. – М.: АРТИ, 2012 .- 75с.

17.  Макарова, В. И, Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса [Текст]/ Г. Н. Дегтева, Н. В.А фанасенкова.- М.: Здоровье, 2012.- 75с.

18.  Сердюковская, Г. Н. Охрана здоровья детей и подростков - важнейшая социальная проблема. [Текст ] / Г. Н. Сердюкова. - М.: Медицина, 2010, 106 с.

19.  Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов.– М.: АРТИ, 2011. - 109 с.

20.  Сокорев, В. В. Педагогические условия формирования культуры здоровья [Текст]: будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки/ В. В. Сокорев, Н. К. Смирнов, В. П. Лукьяненко.М.:кудьтура здоровья; Автореф.2013.- 123 с.



Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Оглавление I . Пояснительная записка………………………………………………………

Оглавление I . Пояснительная записка………………………………………………………

I. Пояснительная записка 1

I. Пояснительная записка 1

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением

Изучить требования к составлению методических рекомендаций как к типу методической продукции и разработать основные структурные элементы методических рекомендаций для учителя «Здоровьесберегающий урок в начальной школе:…

Изучить требования к составлению методических рекомендаций как к типу методической продукции и разработать основные структурные элементы методических рекомендаций для учителя «Здоровьесберегающий урок в начальной школе:…

I этап – проблемно-ориентировочный (сентябрь - октябрь 2015): выявление проблемы и обоснование ее актуальности; выбор типа проекта, предмета проектирования, формулирование цели и задач проектной деятельности

I этап – проблемно-ориентировочный (сентябрь - октябрь 2015): выявление проблемы и обоснование ее актуальности; выбор типа проекта, предмета проектирования, формулирование цели и задач проектной деятельности

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал

Принцип медико-психологической компетентности учителя

Принцип медико-психологической компетентности учителя

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

По мнению профессора Алексеевой,

По мнению профессора Алексеевой,

Высшим уровнем развития педагогической деятельности является способность педагога ставить цели по формированию механизмов саморазвития и способности к передаче ученикам своей способности к саморазвитию [11, с

Высшим уровнем развития педагогической деятельности является способность педагога ставить цели по формированию механизмов саморазвития и способности к передаче ученикам своей способности к саморазвитию [11, с

Осуществление всякой профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций

Осуществление всякой профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций

Практическая готовность основывается на соответствующих умениях и представляет собой способность педагогических кадров реально на практике применять меры, способствующие обеспечению развития образованности и укрепления здоровья школьников…

Практическая готовность основывается на соответствующих умениях и представляет собой способность педагогических кадров реально на практике применять меры, способствующие обеспечению развития образованности и укрепления здоровья школьников…

Урок должен вызывать интерес к занятиям, формировать позитивную самооценку, мотивировать детей следить за своим здоровьем, благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности…

Урок должен вызывать интерес к занятиям, формировать позитивную самооценку, мотивировать детей следить за своим здоровьем, благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности…

Правильно организованный здоровьесберегающий урок способствует предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений

Правильно организованный здоровьесберегающий урок способствует предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений

Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества)

Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества)

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 15) темп и особенности окончания урока: - быстрый темп,…

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 15) темп и особенности окончания урока: - быстрый темп,…

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности

Критериями здоровьесберегающей ориентации урока являются: обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, количество и сменяемость…

Критериями здоровьесберегающей ориентации урока являются: обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, количество и сменяемость…

Гринина, О. О. Здоровье – основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи:

Гринина, О. О. Здоровье – основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи:

Макарова, В. И, Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса [Текст]/

Макарова, В. И, Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса [Текст]/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021