Кружок "Ежик в тумане"
Оценка 4.8

Кружок "Ежик в тумане"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
чтение
2 кл—4 кл
05.03.2020
Кружок "Ежик в тумане"
одаренные дети.docx

Красота- в простом.

Вопрос: «Как ты думаешь, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или голых прутиках?» не является сложным. Тем не менее даже маленьким детям можно начинать объяснять очень важные вещи. Они касаются того, что наблюдательный человек постепенно всё больше и больше развивает свой глаз, а потому развитому глазу всё больше и больше явлений представляются интересными и замечательными. Например, каждой маме свой сын или своя дочь кажутся очень красивыми. Вы не знаете, почему? Потому что каждая мама очень внимательно относится к своему ребенку, во всех подробностях знает его внешний облик. Почему же , если собрать вместе всех детей, мы уже не считаем , что все красивые? Да только потому , что мы не на столько наблюдательны, насколько это удаётся каждой маме в отдельности. Но если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу (глаз ведь это не просто отражательный прибор- он напрямую связан с сердцем и душой!), мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.

Японские трехстишие-хокку.

Японская культура довольно часто причисляется к «закрытым» культурам. Не сразу , не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота японского искусства. Важность обращения к этому жанру поэзии  состоит в том, что каждое стихотворение- очень мало по объёму и в этом смысле «ребёнкоразмерно» ( школьник легко удерживает его в памяти ) и чрезвычайно емко по смыслу. В нем сразу- либо картина мира, либо серьёзный нравственный вывод.

ПРИМЕЧАНИЕ 1.

ИССА.ХОККУ.

Вот выплыла луна

И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен,

Задания ( представить сначала уголок природы безлунной ночью, а потом -этот же уголок, но ярко освещенной луной) направлены на создание такого контраста, который поможет ребёнку понять , о каком празднике идет речь. Луна одинаково щедро освещает и деревья, и кусты, и цветы, и травинки: никто не обделен её вниманием и её подарками – все принимают участие в её световом празднике.

В Японии широко развито искусство по составлению композиций из живых и засушенных растений. Такой вид искусства называется Икебана (экебана). Появился в Японии из индийского обычая подносить богам цветы. Основу первых экибан составляли две веточки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба.

Примечание 2.

Акварель Татьяны Мавриной «Полумесяц».

Важно не мешать школьникам  почувствовать атмосферу таинственности, которая создается благодаря яркому сиянию луны.

- О чем могут разговаривать ночью дерево и гараж? Как вы думаете, кто из них старше? Кто больше видел? Кто слушал больше разговоров? А это только разговоры людей между собой или чьи- нибудь ещё ( птиц, кошек, собак…)? Почему они, если общаются, то делают это ночью, а не днём? Мешает ли дереву то , что гараж построили прямо возле него, или, наоборот, ему это нравится?

-О чем могут говорить дома между собой? Говорят ли дома только о своих жильцах или у них есть и другие проблемы? Что может волновать дом, если он очень старый и начал разрушаться? О сем он может мечтать ? О чем может думать недавно построенный дом?  Что они наблюдают днём?  Как меняются их наблюдения ночью?

-О чем могут беседовать луна и зажженные окна домов? Есть ли у них что-нибудь общее? (Окна горят днём или ночью? А луна?) Могут ли окна переживать, что они не такие яркие и красивые, как луна? Могут ли они хвастаться тем, что когда захотят- горят, а когда не захотят- не горят, в отличие от луны? Может ли луна гордиться тем, что видит огромное количество зажжённых окон? Могкт ли окна интересоваться у луны самочувствием своих родственников (других зажжённых окон), которых ини видеть не могут? И так далее… Нам важно, чтобы дети начали говорить ,начали фантазировать. И если фразы у них получаются неуклюжими , если они повторяются- это пока не важно: развитие речи нарабатывается лишь постепенно.

Приложение 3.

Серёжа Козлов. Красота.

Когда все забились по своим норкам и стали ждать зимы, неожиданно прилетел теплый ветер. Он обнял своими широкими крыльями весь лес, и все ожило — запело, застрекотало, зазвенело.

Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенек и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.

— Пойдем искупаемся в реке, — сказал Медвежонок.

— Вода ледяная.

— Пойдем наберем золотых листьев!

— Листья-то облетели.

— Пойдем наберем тебе грибков!

— Какие грибы? — сказал Ёжик. — Откуда?

— Тогда.... тогда... айда ляжем — будем лежать на солнышке!

— Земля холодная.

— Вода ледяная, земля холодная, грибов нет, листья облетели, а зачем — тепло?

— То-то и оно! — сказал Ёжик.

— То-то и оно! — передразнил Медвежонок. — А что же делать-то?

— Пойдем напилим тебе дров!

— Нет, — сказал Медвежонок. — Дрова пилить хорошо зимой. Вжик-вжик! — и золотые опилки в снег! Небо синее, солнце, мороз. Вжик-вжик! — хорошо!

— Пойдем! Попилим!

— Что ты! А зимой? Бац! — и пар изо рта. Бац! Колешь, поешь, а сам дымишься. Это такая радость — в звонкий солнечный день колоть дрова!

— Тогда не знаю, — сказал Ёжик. — Думай сам.

— Пойдем наберем веточек, — сказал Медвежонок. — Голых ветвей. А на некоторых один или два листика. Знаешь, как красиво!

— А что с ними делать?

— Поставим в доме. Только немного, понимаешь? — сказал Медвежонок. — Если много — будут просто кусты, а если чуть-чуть....

— Пойдем, согласился Ёжик.

И они пошли, наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому Медвежонка.

— Эй! Зачем это вам веники? — крикнул Заяц.

— Это не веники, сказал Ёжик. — Это — красота! Разве не видишь?

— Красота! Вон ее сколько, это красоты! — сказал Заяц. — Красота — это когда мало. А здесь — вон сколько!

— Это здесь, сказал Медвежонок. — А у нас зимой дома будет красота.

— И вы эти веники потащите домой?

— Ну да, — сказал Ёжик. — И ты себе тоже набери, Заяц.

— Да что я, сдвинулся? — удивился Заяц. — Живу в лесу и голые ветки...

— Да ты пойми, сказал Медвежонок, — возьмешь две-три веточки и поставишь дома в кувшин.

— Лучше рябину, — сказал Заяц.

— Рябину — само собой. А ветки — очень красиво!

— А куда вы их поставите? — спросил Заяц у Ёжика.

— На окно, — сказал Ёжик. — Они будут стоять прямо у зимнего неба.

— А ты? — спросил Заяц у Медвежонка.

— И я на окно. Кто ни придет — обрадуется.

— Ну вот, — сказал Заяц. — Значит, права Ворона. Она еще утром сказала: «Если осенью в лес приходит тепло, многие шалеют». Вы ошалели, да?

Ёжик с Медвежонком посмотрели друг на друга, потом на Зайца, а потом Медвежонок сказал:

— Глупый ты, Заяц. И твоя Ворона — глупая. Разве это ошалеть — из трех веточек сделать для всех красоту?

 

Цветовые выделения в этом тексте нужны чтобы обозначить контраст между поэтическим взглядом на жизнь (Медвежонок, Ежик) и трезвым, обыденным взглядом , лишенным фантазии и  поэзии (Заяц). Слова Зайца « Лучше рябину» помечены розовым цветом, чтобы подчеркнуть , что и Зайцу совсем не чуждо чувство прекрасного – он видит красивое ,когда это очевидно красивое; просто он ещё не настолько развитый .чтобы  увидеть красивое в голых прутиках.

-Кого бы ты назвал ПОЭТОМ в этой истории? Требует того ,чтобы дети поняли ,что поэты это не только люди, которые сочиняют стихи, тот , кто способен создавать и ценить красивое. Только после этого уточнения дети придут к выводу, что Медвежонка и Ежика можно так назвать. Можно обсудить и проблему Зайца. Сначала зачитать все синие строчки, чтобы определить ,что Заяц пока ещё не ПОЭТ. А потом зачитать розовую строчку, чтобы определить , Заяц не безнадежен ( он понимает, что веточка рябины-это красиво!),просто он недостаточно развит.

Приложение 4. Вивальди. Времена года.Осень,ноябрь.

https://my.mail.ru/music/songs/antonio-vivaldi-времена-года-ноябрь-4e8e05115782e181288324b5bcc867b9

-Видите ли, вы красоту в данном произведении? Что вы чувствовали, когда слушали мелодию? Красива ли эта мелодия? Что красивого вы в ней услышали? Почему для вас эта мелодия показалась красивее? Помогла ли она погрузиться в картину?

  


 

Красота- в простом. Вопрос: «Как ты думаешь, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или голых прутиках?» не является сложным

Красота- в простом. Вопрос: «Как ты думаешь, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или голых прутиках?» не является сложным

В Японии широко развито искусство по составлению композиций из живых и засушенных растений

В Японии широко развито искусство по составлению композиций из живых и засушенных растений

Важно не мешать школьникам почувствовать атмосферу таинственности, которая создается благодаря яркому сиянию луны

Важно не мешать школьникам почувствовать атмосферу таинственности, которая создается благодаря яркому сиянию луны

О чем могут говорить дома между собой?

О чем могут говорить дома между собой?

Какие грибы? — сказал Ёжик. —

Какие грибы? — сказал Ёжик. —

Пойдем, согласился Ёжик. И они пошли, наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому

Пойдем, согласился Ёжик. И они пошли, наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому

Ну вот, — сказал Заяц. — Значит, права

Ну вот, — сказал Заяц. — Значит, права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020