ПРЕДИСЛОВИЕ
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “АБВГДейка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “АБВГДейки».
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “АБВГДейке” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “АБВГДейки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
«Русский язык в умелых руках
и в опытных устах— красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен…»
А. И. Куприн
3
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “АБВГДейки” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель кружка: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи кружка:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
4
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее?
Конкурс 1 «Отгадай загадку»
1 команда
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос сует свой длинный
Кто же это?
8
Конкурс 1 «Отгадай загадку»
2 команда
Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка праздник
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник –Медвежонок
Появилась девочка в чашечке цветка
А была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку
Знает девочку-малышку?
9
Разминка – кто быстрее ответит
(ь)
Чем кончается день и ночь?
Чем кончается лето и начинается осень?
(о)
В каком слове 40 гласных ?
(сорока)
В каком слове 100 согласных ?
(стог , стон , стол )
В каком глаголе нет слышится 100 раз?
(стонет)
Какую ноту кладут в суп ?
Что у зайца позади, а у цапли впереди ?
(соль)
(ц)
19
КОНКУРС ЭРУДИТОВ
Грамматическая арифметика
ров + поза =? Вид транспорта
(паровоз)
охра + под =? Водный транспорт
(пароход)
паста + клин =? Диск со звуковой записью для проигрывания
(пластинка)
лик + пена = ? Птица с большим зобом
(пеликан)
вода + ринг =? Гроздь сладких ягод
(виноград)
(абрикосы)
рыба + соки =? Фрукты
20
ИнтеллектуаламЗагадка-шутка
Какое небесное тело имеет два названия : одно- мужского рода, другое- женского ?
Ответ содержится в стихах
А.С.Пушкина :
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит
На месяц зеркальце наводит
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
22
СТАНЦИЯ «ЭРУДИТ»
УБЕРИ ЛИШНЕЕ ПОНЯТИЕ:
1. ОХОТА, СОБИРАТЕЛЬСТВО, РЫБОЛОВСТВО,
СТРОИТЕЛЬСТВО
2. РУСАЛОЧКА, СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ДЮЙМОВОЧКА, КОТ В САПОГАХ,
3. БУМАГА, ШЕЛК, СПАГЕТТИ, ЗЕРКАЛО, ПОРОХ
4. СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ПЕСЕЦ, ЛОСЬ, ПОЛЯРНАЯ СОВА
5. КЛЕН, ЛИСТВЕННИЦА, ТОПОЛЬ, БЕРЕЗА
42
ЦАРСКИЙ УКАЗ
В славном царстве
тридевятом,
В государстве тридесятом
За Кудыкиной горой
Живёт царь Горох Второй
Надоело царю батюшке на завалинке сидеть,
Да под гусли яровчатые песенки петь.
Отправил он матушку царицу по амбарам поскрести, по сусекам помести
Пироги, пышки, булки, ватрушки испечь.
Пригласить всех да на пир честной, под широкой сосной
Пир не простой:
задания выполнять, хитрость и смекалку проявлять
45
Архаизмы - это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые и сейчас существуют, но обозначаются новыми словами (выя – шея, рамена´ – плечи, чело´ – лоб, глаголить – говорить)
47
Спишите, выделите устаревшие слова
Всякий Еремей дело разумей.
Где сшито кое-как, там жди прорехи.
Пословица не даром молвится.
Стоит стар старичок среди рати одинок —
В сером сюртучке, в белом колпачке.
У избы он побывал – все окно разрисовал;
У реки погостил – во всю реку мост мостил.
(Мороз.)
ПРОВЕРЬ
РАЗУМЕЙ
ПРОРЕХИ
МОЛВИТ
РАТЬ
СЮРТУК
МОСТИЛ
52
Крестьянская изба
Сусек-ларь, большой деревянный ящик, в котором хранили муку, зерно
Амбар сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из брёвен. Деревянный пол с двойным настилом устраивают на столбиках из брёвен для доступа воздуха снизу.
53
СТРАНА СЛОВАРЕЙ
Энциклопедические | Лингвистические | ||
общие | отраслевые | общие | отдельных лексических групп |
Большая советская энциклопедия | Литературная энциклопедия | Словарь современного русского литературного языка | Словарь синонимов; |
Советский энциклопедический словарь | Словарь юного филолога | Словарь русских народных говоров | Фразеологический словарь |
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона | Театральная энциклопедия | Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой | Этимологический словарь русского языка |
54
СКАЗОЧКА
Маленький мальчик
В маленькой лодке
В маленьком море плывёт.
Маленький ветер
По маленьким волнам
Лодочку гонит вперёд.
К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл наконец.
Маленький парус
Спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.
Йован Йованович-Змай
82
Русский язык
Велик и прекрасен ты, русский язык!К нему, как и все, я с детства привык.И где бы ты ни был, в чужой стороне,Услышать его будешь счастлив вдвойне.Все братья-славяне нас могут понять,На нём говорили крестьяне и знать.Мы чувства и мысли свои выражаемИ с помощью слова других понимаем!
Будник Екатерина4 "А" класс
93
Люблю я русский свой язык!
Люблю я русский свой язык,Он мне на свете всех дороже,И буду я его ценить,учить его хочу я тоже.Могуч, богат язык прекрасный,Он весь, как ясная заря!Я никогда жаргоном грязнымего не буду засорять!
Бирючков Андрей4 А класс
94
О русский язык!
О русский язык, ученик я простой -Меня поражаешь своей красотой.Учился малыш на тебе говорить –Теперь научусь я писать и творить.Ты самый надёжный и преданный друг,С тобой всё становится ярче вокруг.Сложней год от года – поблажек не жди…Но сколько открытий нас ждёт впереди!
Шибаров Андрей3 А класс
95
Содержание
Предисловие…………………………………………….3
Волшебные страна сказок.……….………………....5
КВН «Веселая грамматика»..………................17
Знай и люби русский язык!..……...................25
Путешествие в страну Знаний…………………..38
Устаревшие слова……….………………………………44
Путешествие в страну «Перемещай ка»……58
Путешествие зайчика по стране «Фразеологизмы»………………………................70
Праздник русского языка «Красота слова»…………………………………….......................81
Список литературы…………..…………………….98
97
Список литературы
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
9. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
98
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.