План урока
Предмет |
физика |
Класс |
7 |
ФИО учителя |
Конюшенко Т.Л. |
Дата |
Февраль 2024 |
Школа |
Сосновская СШ |
Тема урока |
Динамометр. Измерение сил динамометром. |
Цели обучения |
7.2.2.9 понимать что сила мера взаимодействия тел (воздействия на тело);
|
ЦЕЛЬ Образовательная: систематизировать знания по теме сила, совершенствовать умение пользоваться физическим прибором, планировать и проводить эксперимент
развивающая: развитие умений выделять главное, решать проблемные ситуации и экспериментальные задачи, делать выводы.
воспитательная: воспитание умений слушать других, отстаивать свое мнение при работе в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: динамометры лабораторные, грузы 100г, демонстрационные динамометры, силометры.
ПЛАН УРОКА:
1. ОРГ. МОМЕНТ. (1-2 мин) Здравствуйте, ребята! Сегодня нам на уроке предстоит узнать много нового. Я надеюсь, что вы будете внимательны и поможете мне в проведении урока.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.(7мин) начнем мы урок с повторения. У вас на столе распечатанная таблица «проверь себя», содержащая пять вопросов. Читаю вопросы. Попробуйте ответить на них. На это у вас 5 минут.
Слайд
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1.Что такое сила? |
|
2.Как обозначается сила? |
|
3.Чем характеризуется сила?(от чего зависит результат действия силы) |
1 2 3 |
4.Какие единицы силы вы знаете? |
|
5.Какие силы (виды сил) вы изучили? |
|
Слайд |
|
Проверку осуществляем с помощью самоконтроля. Если верно ответили на вопрос, то ставим +, если нет – и вносим коррективы в таблицу.
Если вы набрали 5+,то оценка5, то 43+, то32+, то2. выставьте себе оценку. Поднимите руки, кто написал на 5,4,3,2.Итак, те кто справились я думаю собой довольны, а остальные наверное поняли в чем их ошибки и еще сегодня себя покажут.
3.МОТИВАЦИЯ (5 мин)
Взгляните на рисунки. Слайд
Когда мальчик несет книги, он с силой поддерживает их. Опишите происходящее взаимодействие двух тел рук и книг? (Руки действуют на книги, а книги на руки). Изобразите и эту ситуацию на чертеже.
Слайд Рассмотри гамак, растянувшийся под весом медведя. Опишите происходящее взаимодействие медведя и гамака? Какие силы действуют на медведя? Как они направлены? Почему, направленные в разные стороны силы не дают упасть медведю? Итак, две силы уравновешивают друг друга. Выполните рисунок в тетради самостоятельно. Изобразите и эту ситуацию на чертеже самостоятельно. Сравните получившиеся чертежи. Похожи они или отличаются.
Что общего в этих примерах? В этих примерах "с силой" есть общее - действие одного тела на другое. Мы можем сравнивать силы.
Сила может быть больше или меньше. Сравните действие бабочки на гамак и медведя?
( сила давления медведя на гамак больше, чем бабочки)
Следовательно, СИЛУ можно измерить. Что необходимо для измерения физических величин. а для этого необходим прибор, который бы измерил силы путем сравнения.
ИТАК, ПРОБЛЕМА сегодняшнего урока изучить прибор, для измерения силы и научится силы измерять. Заполните листок.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (10 мин)
Прибор для измерения силы называется динамометр.
Тема урока. Динамометр.
Слайд Изучение любого физического прибора надо проводить по плану
1.Назначение
2. устройство а) основные элементы
б) изучение шкалы ( пределы измерения, определение цены деления)
3. принцип действия
4.применение
1 назначение прибора.
Слайд динамометр – прибор для измерения сил. Разделите это слово на две основы. Как вы думаете что они означают? (греч. "динамис" – сила, «метр»- измерить).Название знаменитой футбольной команды оказывается происходит от греческого слова сила? запишем в план. Итак, каково назначение прибора. Запишем в план.
2. Изучим устройство прибора. основные элементы прибора. Рассмотрите динамометр и выделите его основные элементы.(самостоятельно 1 мин) их четыре. Демонстрация одним из учащихся. Основные его части упругая пружина,стрелка, шкала, крючок. запишем в план. Слайд
Как подписана шкала? имеет ли она название. Почему ?
Слайд Единица силы называется 1 ньютон (обозначение: 1 Н).в честь ученого Исаака Ньютона. Как мы понимаем сила равную 1Н? (Это приблизительно такая сила, с которой Земля притягивает гирю массой 102 г.Рассмотрим более детально шкалу. Какие подписанные деления на ней есть. (0,1,2,3,4). Какую максимальную и какую минимальную силу можно измерить с помощью прибора.
Однако, динамометр имеет более мелкие деления. Для чего они нужны? (для более точного измерения) Сколько маленьких делений между большими.(10). Обратите внимание, что эти части равны.
Одной из основных характеристик прибора является цена деления. Как определяется цена деления. Найдите два ближайших делении шкалы отмеченных цифрами, вычтите из большего меньшее и поделите на число маленьких делений между ними.
Определите цену деления. Запишите в таблицу.
3.Слайд принцип действия динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины. Проверим это.
Демонстрация. Измерьте линейкой расстояния между штрихами, обозначенными цифрами (1 и 2), (2 и 3). Как вы думаете почему они равны?
Установим зависимость между нагрузкой ( растягиваю динамометр) и удлинением пружины. С помощью какого прибора можно определить удлинение, измерить длину (линейка).
Итак, нам понадобится динамометр и линейка. отметим положение указателя стрелки, оно соответствует значению шкалы. Укрепите динамометр вертикально в штативе.
Подвесим к пружине груз 1 Н . Какие силы действуют на груз? Как они направлены? Что можно сказать о их числовых значениях?(они равны) , а значит силы уравновешивают друг друга.
определим удлинение и запишем удлинение в таблицу. Таблица в листе.
Подвесим к пружине груз 2 Н. Какие силы действуют на груз? Как они направлены? Что можно сказать о их числовых значениях?(они равны) , а значит силы уравновешивают друг друга.
определим удлинение и запишем удлинение в таблицу. Таблица в листе.
прокомментируйте подвешивание третьего груза.
Нагрузка |
удлинение |
0Н |
0 |
1Н |
1,5 |
2Н |
3 |
3Н |
4,5 |
Во сколько увеличилась нагрузка, действующая сила? Во сколько изменилось удлинение? Встречались ли вы с такой закономерностью. Какую силу мы определили с помощью динамометра?
Теперь, сняв все грузы растягиваем пружину с силой 3 Н итак, сила моей руки 3 Н.. Сила моей руки равна силе тяжести, действовавшей на пружину. А, значит, с помощью динамометра определять любые силы.
4. А теперь научимся измерять силу динамометром. Подвесьте к крючку динамометра груз, пружина растянется и покажет силу ,действующую на груз или силу возникающую в пружине. Определите действующую силу по шкале с учетом цены деления. Не забудьте, что луч зрения должен быть направлен перпендикулярно указателю. Данные запишите в таблицу
№ опыта |
Название груза |
F, Н.(сила измеренная) |
1 |
|
|
2 |
|
|
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ и усвоение
Рассмотрите другой динамометр. Это демонстрационный динамометр. Чем он отличается от изученного нами. Определим предел его измерения. Цену деления . А теперь силу , действующую на груз. Молодцы. Вы уже научились применять свои знания.
Слайд Итак, вы изучили правила работы с динамометром. Расскажите по плану о приборе динамометр. Работаем по цепочке.
Слайд. А теперь выполним самостоятельную работу.
Определите его цену деления. Определите силу, действующую на груз.
Слайд С помощью динамометра можно определить любые силы. Например, для измерения силы мышц используют силомер. Тяговые динамометры необходимы для определения силы тяги трактора.
Подведение итогов.
Назовите глаголами русского языка, то чему научились на уроке.
Слайд Домашнее задание п 28, упр 10 (2,3)подготовится к лр №6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.